Вахтанговский театр завершает уходящий 2023 год яркой и неожиданной премьерой - спектаклем «Повесть о Сонечке» по эссеистской прозе Марины Цветаевой. Поэтесса сама приподнимает тяжелую бархатную завесу над своими взаимоотношениями с актрисой Вахтанговского театра Софьей Голлидэй. Что их связывало и сближало, о чем они разговаривали, в кого были влюблены. Все возможные кривотолки обнуляются - есть автобиографическая исповедь Марины, строго по нему поставлен спектакль Владислава Наставшева.
На сцене шумит океан, стреляют, гуляют по настоящему песчаному берегу и качаются на воздушном кресле - богатая сюрпризами сценография спектакля заставляет забыть, что в нем заняты всего лишь три актера.
Записи голоса Цветаевой не существует, но всем знаком её облик по фотографиям. Евгения Крегжде - создала изумительно точный зрительный образ Цветаевой, со сложным ломким характером, экстраординарной талантливостью, двоичным противоречием.
Ксения Трейстер - играет Сонечку, а Константин Белошапка всех персонажей мужского пола, которых больше десяти.
(с) фотограф Илья Буяновский
Дмитрий Трубочкин, искусствовед
«Повесть о Сонечке» - это автобиографическая повесть, написанная в 1938 году через 20 лет после событий, которые в ней описываются. Повесть написана в местечке Лакано-Оекеан во Франции на берегу Атлантического океана и движение океана входит в композицию самой этой повести. Океан растворяет, сохраняет и неожиданно приносит образы памяти. Так устроена «Повесть о Сонечке» Марии Ивановны Цветаевой.
Отражает она события 1917-19 годов и её взаимоотношения со студийцами вахтанговской студии, так называемой «Мансуровской студии», которая располагалась территориально недалеко от Арбата. Там фигурируют следующие фамилии - Софья Голлидэй, та самая Сонечка, актриса и чтица, была знаменита своим сценическим обаянием. Павел Антокольский - артист и поэт, который много публиковался впоследствии. Юрий Завадский - знаменитый вахтанговец, знаменитый Калаф в «Принцессе Турандот». Вера Завадская, его сестра и Владимир Алексеев, еще один студиец, с которым Цветаева дружила и была немножко, а может даже и очень влюблена, как и в Юрия Завадского.
Когда Марина Ивановна сочиняла эту повесть, восстанавливала по памяти события, очень цеплялась за маленькие знаки, которые вели её к Сонечке. Она оттягивала начала, поэтому надо обязательно упомянуть октябрь 1918 года, когда она в страшнейшей тревоге после Октябрьской революции ехала в поезде в Крым из Москвы и посреди всеобщей встревоженности прозвучали стихи, которые читал юнкер с верхней полки вагона. Она спросила, что это за поэт, выяснилось, что это Павел Антокольский, которого она не знала. Потом, вернувшись в Москву, она сама разыскала Павла Антокольского, потому что ей понравились его стихи. Они познакомились в его доме близ Храма Христа Спасителя. Павел Антокольский ввел её в круг студии, познакомил с Завадским и его сестрой. И после этого началась её удивительная страда театральная. Все свои шесть завершенных пьес московского периода она написала в 1918-19 годах и посвятила и предназначила для артистов вахтанговцев. Это был невероятный всплеск её театрального дарования, который завершился приговором. Она любила слова Гейне: «Поэт неблагоприятен для театр, а театр для поэта», потому что пьесы не нашли свой путь на сцену.
Важно то, что эта история очень дорога для всего Вахтанговского театра, потому что она напоминает о величии жизни тех людей из Мансуровской студии. Посреди огромных гражданских и военных бурь, как на каком-то островке, они занимаются искусством. И это был вкус того самого «осьмнадцатого века», которым стремилась дышать Цветаева, в те годы, когда это казалось невозможным. И воплощением этого «осьмнадцатого века» был ещё один персонаж, который будет также упоминаться и действовать, это Алексей Александрович Стахович, генерал в отставке и артист МХАТа, педагог, воплощение аристократизма и венценосного обаяния, в которого можно было влюбиться, из-за того что он абсолютный родовой аристократ.
Ксения Трейстер, актриса
Главная сложность для нас как актеров заключалась в том, что «Повесть о Сонечке» это не пьеса, в ней нет игровой основы. Для меня поиск образа главной героини это интуитивный, ассоциативный процесс. Роль складывается в момент, когда вы работаете над материалом, из всего накопленного опыта, из каких-то обрывков, которые ты мог прочитать пять лет назад, из каких-то увиденных образов людей, из бессознательной эмоциональной реакции тела. Между Мариной и Сонечкой была любовь, о которой «не написано в Евангелие» при том, что они были влюблены в одних и тех же мужчин без капли соперничества.
Константин Белошапка, актер
В этом спектакле я играю очень много, целую дюжину ролей. Это юнкер, который ехал в вагоне в Крым и читал стихи Павла Антокольского, это сам Антокольский, это Юрий Завадский, прохожий, моряк, Стахович, Мчеделов, Володя Алексеев, буржуй, монтировщик и ещё какой-то странный персонаж.
Когда я попал в этот спектакль, то сразу почувствовал мир, который может получиться, мир с этой музыкой, этой картинкой, текстом, светом, персонажами. Мир, который мне очень нравится. Очень обаятельный мир, в нем хорошо существовать.
*Повесть о Сонечке. Первая часть повести («Павлик и Юра») опубликована в журнале «Русские записки» (Париж; Шанхай. 1938. ; 3); вторая («Володя») - в кн.: Цветаева М. Неизданное. Париж, 1976. Посвящена памяти актрисы и чтицы Софьи Евгеньевны Голлидэй (1894-1934), с которой Цветаева была дружна с конца 1918 по весну 1919 года. Тогда же она посвятила ей цикл стихотворений, написала для неё роли в пьесах «Фортуна», «Приключение», «Каменный Ангел», «Феникс».
(с) фотограф Илья Буяновский
Вахтанговский театр Материал подготовлен при содействии сообщества московских блогеров
Москва Люблю и портала
МУЗКУБ