Предлагаю Вам прочитать в моем переводе еще один фрагмент из трактата Бартоломео Фацио "О выдающихся мужах", посвященный Яну ван Эйку.
Ян из Галлии
Ян из Галлии был признан ведущим художником нашего времени. Он не был необразованным, особенно в геометрии и подобны искусствах, что послужило обогащению живописи, и по этой причине именно ему приписывается открытие многих вещей насчет свойств красок, описанных древними и обнаруженных им благодаря чтению Плиния и других авторов. Его работе принадлежит замечательная картина в личных комнатах короля Альфонсо, на которой изображена Дева Мария, прославленная за изящество и исключительную красоту, с ангелом Гавриилом, исключительной красоты и с волосами, превзошедшими реальность, сообщающим [Деве Марии], что у нее родится Сын Божий; с Иоанном Крестителем, чье изображение указывает на удивительную святость и строгость его жизни; и с Иеронимом, словно живым, в библиотеке, изображенной с редким искусством; так что если немного отойти, кажется, что она удаляется и что полностью выписаны книги, хранящиеся в ней, в то время как если подойти ближе, становится очевидным, что лишь их общие черты обозначены. На другой стороне той же картины изображен Баттиста Ломеллини, которому принадлежала эта картина, так, что можно было бы рассудить, что ему не хватает только голоса, - и женщина, которую он любил, выдающейся красоты; и она изображена именно такой, какой она была. Между ними, как если бы через щель в стене, падает солнечный луч, который можно принять за настоящий солнечный свет. Ему же принадлежит круглое изображение мира, которое он сделал для Филиппа, государя бельгийцев, и считается, что нет в наше время другой работы, сделанной с таким же совершенством; можно разглядеть в ней не только площадь и месторасположение континентов, но также, путем измерения, расстояния между ними. Есть также принадлежащие ему тонкой работы картины во владении выдающегося мужа, Оттавиано делла Карда; [на одной из них представлены] женщины необычайной красоты, выходящие из бань, сокровенные части тел которых с превосходной скромностью прикрыты тонкими тканями, а у одной из них он показал только лицо и грудь, но также изобразил невидные части ее тела в зеркале, написанном на противоположной стене, так что ее спину можно видеть так же хорошо, как и ее грудь. На той же картине есть фонарь в ванной комнате, как настоящий, и моющаяся старуха, и щенок, плещущийся в воде, и также лошади, и миниатюрные мужские фигурки, горы, рощи, деревушки, и замки, сделанные с таким мастерством, что можно подумать, что один находится на расстоянии пятидесяти миль от другого. Но нет ничего более удивительного в этой работе, чем изображенное на этой картине зеркало, в котором все представлено так, как в настоящем зеркале. Говорят, что он создал еще много других произведений, но о них нам не удалось найти достаточных сведений.
P.S.
Указанные в тексте картины утеряны.
Баттиста Ломеллини был членом генуэзской семьи, торговавшей в Брюгге, и он был дружен с Фацио.
Оттавиано дела Карда был племянником и советником Федерико да Монтефельтро, герцога Урбинского.
Конечно, всем известно, по одному из самых прославленных произведений Яна ван Эйка, "Портрету четы Арнольфини", его умение изображать отражения предметов в зеркалах.
Фрагмент картины: