Бартоломео Фацио о Рогире ван дер Вейдене

Apr 20, 2014 09:25

Перевод еще одного фрагмента из трактата Бартоломео Фацио "О выдающихся мужах", - о Рогире ван дер Вейдене.



Рогир из Галлии
Рогир из Галлии, ученик и соотечественник Яна, создал много несравненных памятников своего искусства. Ему принадлежит известная картина в Генуе, на которой женщина моется в ванной, рядом с ней щенок и еще два молодых человека на другой стороне [картины], тайно смотрящие на нее через щель, замечательные своими ухмылками. Ему же принадлежит другая картина в личных покоях Государя Феррары: на одном крыле обнаженные Адам и Ева, изгоняемые из земного рая ангелом, в чьей высочайшей красоте нет никаких недостатков; на другом крыле [представлен] указанный Государь, молящийся; и на центральной доске Христос, снятый с креста, Мария, его Мать, Мария Магдалина и Иосиф [Аримафейский], их горе и слезы изображены так, что их  не отличить от настоящих.
Его же работы - знаменитые гобелены, принадлежащие королю Альфонсо, вновь [изображена] Богоматерь, ошеломленная известием о взятии под стражу ее сына, и даже с льющимися слезами сохраняющая свое достоинство, совершеннейшей работы. Так же [совершеннейшей работы] и изображение оскорблений и страданий, что Христос наш Господь смиренно претерпел от иудеев, и в этом [изображении] легко можно различить разнообразие чувств и страстей в соответствии с разнообразием движений. В Брюсселе, галльском городе, он расписал святую капеллу с самым совершенным мастерством.

P.S.
Упомянутые в тексте Фацио работы не сохранились. Об алтарной картине, созданной Рогиром ван дер Вейденом для маркиза Феррары Леонелло д'Эсте, сохранилось также свидетельство гуманиста Чириако д'Анкона:
“В Брюсселе, после знаменитого Яна из Брюгге, гордости живописи, выдающимся художником нашего времени был признан Рогир. В Ферраре прославленный государь д’Эсте Леонелло показал нам, в восьмой день ид июля в третий год папы Николая V [22 июля 1449 г.], картину этого благороднейшего художника великолепной работы, на которой были изображены Адам и Ева и воплотившийся Господь, снятый с креста,  благочестивейшим образом - со многими мужчинами и женщинами вокруг, плачущими с большим страданием, - написанную с чудесным искусством, я сказал бы скорее божественным, чем человеческим. В самом деле казалось, что видишь, как дышат, настолько они были живыми, лица, которые он хотел представить живыми; а покойный казался действительно мертвым; и, конечно, казалось, что покрывала и разноцветные мантии,  пурпурные и золотые одежды, написанные с выдающимся искусством, зеленеющие луга, цветы, деревья, густолиственные и тенистые холмы, украшенные портики  и ворота, в которых золото подобно золоту и драгоценные камни и жемчужины похожи на настоящие, и все другие вещи, являются творением не человеческого мастера, но самой природы, что все порождает”.

Поскольку этот алтарный образ не сохранился,  в качестве визуального сопровождения текста  - другое “Снятие с креста”, созданное Рогиром ван дер Вейденом в 1435-1438 гг. и хранящееся сейчас в музее Прадо.



Рогир ван дер Вейден, Северное Возрождение, искусство, гуманизм, Чириако д'Анкона, Бартоломео Фацио, д'Эсте, Возрождение

Previous post Next post
Up