В 1441 году в Ферраре состоялось состязание двух живописцев - Пизанелло и Якопо Беллини: оба по заказу правителя Феррары Никколо д’Эсте писали портрет его сына и наследника, молодого маркиза Леонелло д’Эсте.
Портрет кисти Пизанелло сохранился (1441 г., Бергамо, Каррарская академия), вот он:
Портрет кисти Беллини не сохранился, однако сохранилась его более поздняя картина “Мадонна с младенцем и преклоняющимся Леонелло д’Эсте” (около 1450 г., Лувр), которая может дать некоторое представление о том, как был изображен на портрете Леонелло:
Отец Леонелло, Никколо, признал лучшим портрет, выполненный Беллини, и потому победителем состязания был объявлен венецианский художник. Хотя самому Леонелло, скорее всего, больше понравился портрет Пизанелло, поскольку впоследствии тот еще не раз портретировал Леонелло (сохранилось несколько великолепных медалей, сделанных Пизанелло). Поэт Улисс Алеотти, который был свидетелем состязания, написал о нем сонет, который я и предлагаю Вам прочитать в моем переводе.
Ulisse Aleotti
Quando il Pisan fra le famose imprese
Sargumento cuntender cum natura
E convertir limmagine in pictura
Dil nuovo Illustre lionel marchexe
Gia consumato havea il sexto mese
Per dar propria forma ala figura
Alor fortuna sdegnosa che fura
Lumane glorie cum diverse onfexe
Strinse che da la degna e salsa riva
Se movese il Belin summo pictore
Novelo fidia al nostro zieccho mondo
Che la sua vera effigie feze viva
Ala sentencia del paterno amore
Onde lui primo et poi il pisan secondo.
Когда соревноваться Пизанелло
С природою решил и образ в цвете
Явить, как настоящий, на портрете
Маркиза молодого Леонелло,
Когда шесть месяцев уж пролетело
Труда, он думал уж о паритете,
Тогда фортуна гневная, что сети
Плетет, коль кто противиться ей смело,
Так сделала, что из другого края
К отцу маркиза мастер превосходный,
Беллини, вдруг приехал, новый Фидий
И что, меж двух портретов выбирая,
Отец второй портрет, столь благородный,
Счел лучшим и Беллини - даровитей.