Леонелло д’Эсте в 1447 году задумал обустроить свой личный кабинет (студиоло) в своей любимой резиденции Бельфьоре, украсив его картинами с изображениями муз. Резиденция не сохранилась, и, соответственно, кабинет тоже (однако сохранились почти все картины), и есть много исследований, посвященных реконструкции этого ансамбля (отсылаю заинтересовавшихся к каталогу большой выставки: Le Muse e il Principe, arte di corte nel Rinascimento padano, catalogo della mostra / a cura di A. Mottola Molfino e M. Natale. Modena, 1991 ). Одним из источников, позволяющих изучить программу ансамбля и попытаться понять его замысел является письмо наставника Леонелло, гуманиста Гуарино да Верона. Нужно отметить, что изображения Муз на картинах во многих деталях не соответствуют описаниям Гуарино, что вполне объяснимо: письмо фиксирует возникновение замысла, а не описывает созданный ансамбль. Так что, хотя суть программы - изображение девяти Муз - осталась неизменной, иконография могла меняться по ходу работы, тем более что она велась разными художниками и закончилась уже при брате Леонелло, герцоге Борсо д‘Эсте.
Предлагаю Вам прочитать письмо Гуарино да Верона в моем переводе.
Письмо Гуарино да Верона своему воспитаннику маркизу Леонелло д’Эсте по поводу декорации студиоло Леонелло в Бельфьоре.
Славнейший Государь и прекрасный Господин!
Когда недавно я узнал из письма Вашей Светлости о Вашем благородном и великолепном намерении иметь у себя картины с изображением Муз, я понял, что верно и правильно, что я должен похвалить это Ваше намерение, и так достойное Государя, который не забивает себе голову глупыми мыслями о безнравственных изображениях; но моему перу следовало продолжать, и свиток был развернут даже дальше, чем Вы ожидали, и целая система количества Муз предстала, касательно которой многие дали разные комментарии. Одни настаивают, что их - три, другие, что их - четыре, некоторые, что их - пять, еще одни, что их - девять; оставим остальных и последуем за теми, кто говорит, что их было девять. Если коротко, то следует понимать, что Музы, так сказать, это - понятия и образы, которыми благодаря человеческим стараниям и усердию обозначены многие виды деятельности и искусства. Они так называются, потому что они пытаются найти все вещи или потому что они искомы всеми людьми, ибо у человека врожденная жажда знаний.
Ведь μώσθαι значит искать на греческом, так что Μούσαι значит - ищущие.
Итак, Клио исследовательница истории и вещей, которые имеют отношение к славе и прошлому; поэтому пусть она держит трубу в одной руке и книгу в другой; одежды ее, подобные шелковым драпировкам на античный манер, пусть будут разных цветов и с разнообразными узорами. Талия открыла ту часть сельского хозяйства, которая включает в себя посадку растений, как, в самом деле, и показывает ее имя, происходящее от слова θάλλειν, то есть, цветение (цветок); так что пусть она держит в руках разные саженцы и пусть ее одежды будут украшены изображением цветов и листьев. Эрато заботится о брачных узах и об истинной любви; пусть она держит с одной стороны от себя мальчика, а с другой - девочку, которые обмениваются кольцами и держатся за руки.
Эвтерпа, создательница духовых инструментов, показывает, как играть на одном из них, обучая музыканта, несущего музыкальные инструменты; ее лицо должно быть особенно веселым, что делает ясным происхождение ее имени. Мельпомена придумала песни и искусство их исполнения; по этой причине у нее в руках должна быть книга с написанными в ней музыкальными нотами. Терпсихора установила правила танцев и движений, использовавшихся во время жертвоприношений богам: поэтому пусть вокруг нее танцуют мальчики и девочки, а сама она жестом направляет их. Полигимния изобрела пахоту; пусть она будет подпоясана и рядом будут расставлены мотыги и горшки с семенами, и пусть она держит в руках початки кукурузы и гроздья винограда. Пусть Урания держит в руках астролябию и смотрит в звездное небо над ее головой, ведь она открыла его структуру, называемую Астрологией. Каллиопа, создательница обучения и хранительница искусства поэзии, предоставляет также голос и другим искусствам; пусть она держит лавровый венок, а еще три будут сплетены вместе, так как она объяснила природу людей, героев и богов.
Я знаю, что многие отметят другие функции Муз. Им я отвечу высказыванием Теренция: quot capita, tot sententiae (сколько голов, столько и мнений). Прощайте, благородный Государь, гордость Муз; позвольте мне просить Вас благосклонно отнестись к делам и трудам Мануила, моего сына.
Феррара,
5 ноября, 1447.
P.S. Картинки
Талия
Микеле Паннонио, Будапешт, Музей изобразительных искусств
Эрато
Анджело Макканьино в сотрудничестве с Козимо Тура. Феррара, Национальая пинакотека
Эвтерпа
Неизвестный мастер. Музей изобразительных искусств
Мельпомена
Неизвестный мастер, Будапешт. Музей изобразительных искусств
Терпсихора
Анджело Макканьино и Козимо Тура, Музей Польди Пеццоли
Полигимния
Неизвестный художник. Берлинская картинная галерея.
Урания
Неизвестный мастер, Флоренция, Феррара, Национальная пинакотека.
Каллиопа
Козимо Тура, Лондон, Национальная галерея