Письмо Гуарино да Верона маркизу Леонелло д'Эсте по поводу декорации его студиоло

Aug 27, 2013 15:58

Леонелло д’Эсте в 1447 году задумал обустроить свой личный кабинет (студиоло) в своей любимой резиденции Бельфьоре, украсив его картинами с изображениями муз. Резиденция не сохранилась, и, соответственно, кабинет тоже (однако сохранились почти все картины), и есть много исследований, посвященных реконструкции этого ансамбля (отсылаю заинтересовавшихся к каталогу большой выставки: Le Muse e il Principe, arte di corte nel Rinascimento padano, catalogo della mostra / a cura di A. Mottola Molfino e M. Natale. Modena, 1991 ). Одним из источников, позволяющих изучить программу ансамбля и попытаться понять его замысел является письмо наставника Леонелло, гуманиста Гуарино да Верона. Нужно отметить, что изображения Муз на картинах во многих деталях не соответствуют описаниям Гуарино, что вполне объяснимо: письмо фиксирует возникновение замысла, а не описывает созданный ансамбль. Так что, хотя суть программы - изображение девяти Муз - осталась неизменной, иконография могла меняться по ходу работы, тем более что она велась разными художниками и закончилась уже при брате Леонелло, герцоге Борсо д‘Эсте.
Предлагаю Вам прочитать письмо Гуарино да Верона в моем переводе.


Письмо Гуарино да Верона своему воспитаннику маркизу Леонелло д’Эсте по поводу декорации студиоло Леонелло в Бельфьоре.

Славнейший Государь и прекрасный Господин!
Когда недавно я узнал из письма Вашей Светлости о Вашем благородном и великолепном намерении иметь у себя картины с изображением Муз, я понял, что верно и правильно, что я должен похвалить это Ваше намерение, и так достойное Государя, который не забивает себе голову глупыми мыслями о безнравственных изображениях; но моему перу следовало продолжать, и свиток был развернут даже дальше, чем Вы ожидали, и целая система количества Муз предстала, касательно которой многие дали разные комментарии. Одни настаивают, что их -  три, другие, что их - четыре, некоторые, что их - пять, еще одни, что их - девять; оставим остальных и последуем за теми, кто говорит, что их было девять. Если коротко, то следует понимать, что Музы, так сказать, это - понятия и образы, которыми благодаря человеческим стараниям и усердию обозначены многие виды деятельности и искусства. Они так называются, потому что они пытаются найти все вещи или потому что они искомы всеми людьми, ибо у человека врожденная жажда знаний.
Ведь μώσθαι значит искать на греческом, так что Μούσαι значит - ищущие.
Итак, Клио исследовательница истории и вещей, которые имеют отношение к славе и прошлому; поэтому  пусть она держит трубу в одной руке и книгу в другой; одежды ее, подобные шелковым драпировкам на античный манер, пусть будут разных цветов и с разнообразными узорами. Талия открыла ту часть сельского хозяйства, которая включает в себя посадку растений, как, в самом деле, и показывает ее имя, происходящее от слова θάλλειν, то есть, цветение (цветок); так что пусть она держит в руках разные саженцы и пусть ее одежды будут украшены изображением цветов и листьев. Эрато заботится о брачных узах и об истинной любви; пусть она держит с одной стороны от себя мальчика, а с другой - девочку, которые обмениваются кольцами и держатся за руки.
Эвтерпа, создательница духовых инструментов, показывает, как играть на одном из них, обучая музыканта, несущего музыкальные инструменты; ее лицо должно быть особенно веселым,  что делает ясным происхождение ее имени. Мельпомена придумала песни и искусство их исполнения; по этой причине  у нее в руках должна быть книга с написанными в ней музыкальными нотами. Терпсихора установила правила танцев и движений, использовавшихся во время жертвоприношений богам: поэтому пусть вокруг нее танцуют мальчики и девочки, а сама она жестом направляет их. Полигимния изобрела пахоту; пусть она будет подпоясана и рядом будут расставлены мотыги  и горшки с семенами, и пусть она держит в руках початки кукурузы и гроздья винограда. Пусть Урания держит в руках астролябию и смотрит в звездное небо над ее головой, ведь она открыла его структуру, называемую Астрологией. Каллиопа, создательница обучения и хранительница искусства поэзии, предоставляет также голос и другим искусствам; пусть она держит лавровый венок, а еще три будут сплетены вместе, так как она объяснила природу людей,  героев и богов.
Я знаю, что многие  отметят другие функции Муз. Им я отвечу высказыванием Теренция: quot capita, tot sententiae (сколько голов, столько и мнений). Прощайте, благородный Государь, гордость Муз; позвольте мне просить Вас благосклонно отнестись к делам и трудам Мануила, моего сына.

Феррара,
5 ноября, 1447.

P.S. Картинки
Талия
Микеле Паннонио, Будапешт, Музей изобразительных искусств


Эрато
Анджело Макканьино в сотрудничестве с Козимо Тура. Феррара, Национальая пинакотека


Эвтерпа
Неизвестный мастер. Музей изобразительных искусств


Мельпомена
Неизвестный мастер, Будапешт. Музей изобразительных искусств



Терпсихора
Анджело Макканьино и Козимо Тура, Музей Польди Пеццоли


Полигимния
Неизвестный художник. Берлинская картинная галерея.



Урания
Неизвестный мастер, Флоренция, Феррара, Национальная пинакотека.


Каллиопа
Козимо Тура, Лондон, Национальная галерея


Гуарино да Верона, искусство, студиоло, живопись, д'Эсте, Возрождение

Previous post Next post
Up