Мир материальный Отцы называют видимым: хотя есть и невидимая для нас материя (например, магнитное поле), её можно обнаружить при помощи приборов. Материальные вещи, конечно, не исчезают в то время, когда их не видит никто - не верьте поп-пропагандистам квантовой теории, плохо понимающим то, о чем они говорят. Квантовая теория полностью относится к материальному мир, она лишь подходит к его границе, когда отказывается давать нам точные предсказания событий и предлагает лишь вероятности того или иного исхода.
Мир духовный Отцы называют невидимым, хотя мы можем кое-что оттуда видеть в наших сновидениях: когда мы спим, наши материальные глаза не видят ничего, а значит и сны свои мы видим не материальными глазами, действуем там не материальными руками и ногами. Наше воображение работает именно там, в невидимом мире, создавая образы и фантазии, из которых затем можно сделать произведение искусства, если владеешь ремеслом художника.
Материалисты считают воображение чем-то нереальным, произвольным, не имеющим никакого реального значения. Они признают реальным лишь материальное - и мы до такой степени приучены к этому дискурсу, что и сами порой склонны считать реальным только материальное. Однако реальность воображаемого мира грубо врывается в нашу жизнь, когда воображение выходит из-под контроля. Именно по этой причине - хотя человек легко может пройти по бревну, лежащему на земле, но не решится пройти по тому же самому бревну, прокинутому между крышами соседних домов.
Наше воображение лишь отчасти зависит от нас, кроме нас в нём хозяйничает сила, которую Фрёйд в конце XIX века назвал "бессознательным". Пользуясь содействием этой силы, художники и создают произведения, способные потрясти и увлечь многих. А когда художник испытывает противодействие этой силы, он не может создать ничего стоящего: если вдохновение ушло, подвластная ему сила воображения оказывается бесполезной.
До Фрёйда "бессознательным" называли состояние человека в гипнотическом трансе. Однажды учитель Фрёйда, француз Шарко, провёл показательный опыт, дав женщине под гипнозом выполнить некое задание после того, как она выйдет из транса. И она эта задание успешно выполнила, а затем ещё и придумала рациональное объяснение, зачем ей это понадобилось. Глядя на это, молодой Фрёйд понял, что "бессознательное" это не состояние, а некая сила, действующая в нас постоянно, в любом состоянии.
Гипнотический транс лишь обнажает "бессознательное", делает невидимое видимым. Когда я занимался магией, мне казалось, что человек в трансе - наоборот, сбрасывает маску и обнажает свою настоящую сущность. Под гипнозом любой человек может неплохо писать картины или стихи, сочинять музыку и прочее. Правда, качество этой продукции зависит от намерений "бессознательного". Бессознательное выступает как самостоятельная личность, живущая в глубине души человека и проявляющая себя помимо транса в непроизвольной игре нашего воображения, в едва заметных для неопытного глаза микродвижениях, микромимике, а также в ошибочных действиях, оговорках, очитках, описках.
Магия обманчива, но по-своему страшно убедительна, и хотя после принятия Крещения она почти сразу утратила надо мною свою власть, мне понадобилось много лет, чтобы осознать подлог: выдававшее себя за "настоящую сущность" человека фрёйдовское "бессознательное" оказалось всего лишь бытовым полтергейстом, игрой духов, внешней по отношению к нашей человеческой природе силой, с которой мы взаимодействуем двумя указанным выше способами: сознательно через воображаемое - и бессознательно.
Можно помочь человеку осознать бессознательное, исследуя непроизвольную игру его воображения - на этом основаны психоанализ и эпигностика. Например, в эпигностике мы просим человека какое-то время произносить слова молитвы, не думая ни о чём, но очень быстро в его воображении появляются мысли и образы, отвлекающие его от молитвы: это пришло в движение фрёйдовское бессознательное, которое всегда боится молитвы и всячески сопротивляется ей. (См.
Эксперимент Щеглова)
А есть и иная техника: взаимодействовать с бессознательным человека напрямую, через голову его сознательного Я. Для этого нужен навык обращать внимание на микромимику, микрожесты, оговорки, неконтролируемые движения, видя в них Иного собеседника, с которым можно общаться такими же почти незаметными полунамёками, мало-помалу расширяя контакт незаметно для сознательного Я, чтобы не спугнуть его. Наконец в какой-то момент "бессознательная" личность сбросит маску сознательного Я и выйдет наружу - и вот человек уже в глубоком трансе. Это техника эриксоновского гипноза, который лёг в основу НЛП.
Если обычному (императивному) гипнозу достаточно легко противостоять, подлый и незаметный эриксоновский транс наводится почти неощутимо. Этим методом пользуются цыгане, чтобы затем обобрать доверчивого обывателя. Они договариваются с "твоим" бессознательным, "ты сам" приводишь их на квартиру, где деньги лежат. А вот поставить подпись под документом таким способом невозможно: у "твоего" бессознательного иной почерк. Это ИНАЯ личность, мало-помалу ещё в детстве подселившая в тебя через принятые помыслы, и наконец вовсе вытеснившая, исключившая тебя из игры при помощи искусства цыганки.
Зачем я всё это говорю в великий православный праздник Вознесения Господня? Всего лишь для того, чтобы правильно поставить вопрос о том, КУДА же вознёсся Господь. Не в космос же! Да ведь и в Евангелии не сказано, что Он поднимался всё выше и выше, но сказано: облако взяло Его. И ещё сказано: Он явится на облаке. То есть, Господь поднимался вверх не для того, чтобы достичь материального космоса, но... для чего? чтобы показать нам, что небо это Его символ.
Отцы учат нас, что духовный мир представлен в материальном своими символами, а материальный мир представлен в духовном своими логосами (=смыслами). Небо это видимый земной символ Бога, Сотворившего небо и землю. И если человек в своём сновидении начнёт подниматься всё выше и выше, он там, в видении, достигнет не космоса, а Царства Небесного. Но увы, грешный человек не сможет подняться: по дороге его перехватит "его собственное" бессознательное. А вот если человек в сновидении вздумает двигаться всё ниже и ниже, его там встретят с распростёртыми объятиями те самые духи, которые помогли ему избавиться от денег и драгоценностей, чтобы оплатить услуги цыганки, которая навела на него транс.
Верх и низ - базовые символы, такие же как день и ночь, правое и левое, мужское и женское, полное и пустое, прямое и гибкое, закрытое и открытое, доверчивое и недоверчивое. Что такое символ? Символ это знак, значение которого не зависит от нашего соглашения, но задано нам изначально, бессознательно. Мы можем взять символ и использовать его как знак, обозначив им что угодно. Но первичное значение символа будет прорываться спонтанно, бессознательно, навязчиво и неотвратимо, потому что это - символ.
Очень важно понимать, что Евангелие это не сказка, не символический текст, лишь намекающий на невидимые смыслы через видимые образы, как это обычно бывает в мифологии. В том-то всё и дело, что Евангелие это буквальное повествование о действительных событиях, и Господь действительно поднялся вверх и был взят облаком, как и написано. Это надо понимать не в переносном смысле, но в самом прямом. Знаю, что это нелегко! Чтобы дойти до этого, мне физику пришлось пройти через квест магии и увидеть собственными глазами то, что человеку, наверное, лучше и не видеть. Я как Фома - не захотел поверить и пощупал пальцами раскалённый металл. (См.
Встреча с дьяволом, или об Эриксоновском гипнозе)
Все события Евангелия имеют символический смысл, но Господь выразил эти смыслы через сами события, а не просто через слова, повествующие о якобы случившемся, как это делается в обычной мифологии. Господь наш - великий Художник, который говорит с нами языком самого материального мира, наделяя материальные вещи символическими смыслами, которые невозможно просто отбросить, так как они сильнее нас. Потому и Вознесение Господа важно понимать именно как буквальное описание реально происшедшего события, иначе мы бы поставили Всевышнего в ряд прочих богов, имеющих власть над нашим воображением, но не властных над материей.
Власть над материей Господь наш дал человеку. Этот мир вокруг, мир яви - наша собственность, и духи обретают над ним власть только в том случае, если мы сами даём им эту власть. На этом, собственно, и основана материальная магия. По природе своей магия это всего лишь не зависящая от нас игра воображения, но она может давать и материальные эффекты, когда "бессознательное" находит человека, согласного взять на себя "юридическую" ответственность за их проделки. Материальная магия это простая сделка: бес получает от человека право на действие в материальном мире, а человек получает от беса желательный ему магический эффект, ответственность за который человек разделяет с бесом.
Вот почему в мире Гарри Поттера не человек выбирает себе волшебную палочку, а палочка выбирает себе человека. Эта детская сказка очень далека от настоящей магии, и может быть, когда-нибудь я найду в себе силы описать в художественной форме настоящий мир магов, который выглядит намного интереснее, чем примитивная фантазия Роулинг. Но кое-то Роулинг смогла ухватить. И не случайно, что у Гарри Поттера и у Воландеморта одно и то же Бессознательное, так что Гарри даже подсматривает за Тёмным Лордом во сне. И борясь с Поттером, Воландеморт борется сам с собой - этом вся фишка замысла Роулинг.
Художественная игра воображения может глубоко захватывать нас, но если честно - насколько всё это мелко и пошло в сравнении с действиями Бога, Создавшего мир и имеющего власть над ним. Власть на самом деле воскреснуть из мёртвых и (символически) вознестись на Небеса - лежащие за пределами видимого нами материального космоса. Власть воскресить всех мёртвых, ввергнуть этот мир в Огонь вечного Суда - и создать новое небо и новую землю. Что сравнительно с этим все мифы народов мира?
См. также
Вадим Никодим. Исповедь бывшего мага.