Борис Мышлявцев. Индофранкай

Mar 16, 2023 07:44

Микропредисловие.

Лет десять назад справа от входа на центральный рынок тувинского города Кызыла сидел молчаливый мастер ключей. Мужчина неопределенно-азиатской внешности и неопределенного же возраста. С помощью нехитрого оборудования он мгновенно мог сделать для вас дубликат ключей или заточить ваш прекрасный нож до невероятно острого состояния.

Когда темнело, он ехал домой - в бетонную клетушку два на два метра на территории станции техобслуживания, где-то на улице Интернациональной. Там вместе со своими товарищами он варил рисовую лапшу, заправлял ее рыбным соусом. Ужинал, ложился спать. А утром снова отправлялся затачивать тувинские ножи и делать дубликаты ключей.

Вьетнамскую диаспору Тувы крышевал тогда молодой тувинский бандит. Они работали у него на СТО, там же и жили. А параллельно занимались каким-то мелким и очень незаметным бизнесом. Если вы спросите рядового кызылчанина о тувинских вьетнамцах он, скорее всего, недоуменно рассмеется:
- Какие еще вьетнамцы? Я их и не видел никогда. Что им делать в Туве?!

Он их видел, но принимал за тувинцев. Как и корейцы, вьетнамцы в Туве могут растворяться и не отсвечивать.

Молодого перспективного бандита посадили на долгий срок. СТО перешло в руки вьетнамцев. Возле рынка появилось недорогое вьетнамское кафе...

А, забыл сказать. Мужем главной тувинской шаманки Ай-Чурек, помощником которой я работал, был вьетнамец.

[Нажмите, чтобы узнать кое-что об истории Франции, а также Индокитая]
.....
Я уже писал насчет своего детского опыта взаимодействия с вьетнамцами. Просто процитирую из книжки “Вьетнам чанында”:

“С раннего детства в жизнь мою прописались вьетнамцы.
​ Утонченный дядя Муй, который брал у нас английские книжки. Дядя Фу, который выпив лишнего в гостях у моей тети упал головой на раковину в ванной и обрушил ее. Покрытый шрамами ветеран Хо, который смеясь поднимал нас с сестрами над балконом своей сталинской общаги. Мы с притворным ужасом визжали... а ведь и правда опасно было.
​ Вьетнамские друзья привозили натуральный кофе, сушеные бананы, джинсы и красные японские магнитофончики. У нас они покупали только сахар и доллары.
​ Жили мы тогда на Алтае, в промышленном городе на границе с Казахстаном, рядом с ядерным полигоном. Когда Горбачев начал демократические реформы и сахар в одночасье исчез из продажи, политически активные горожане решили, что весь сахар скупили и вывезли вьетнамцы. В городе начались небольшие вьетнамские pogroms, власти смотрели на это дело довольно благодушно”.

Вьетнамцы работали в Рубцовске на заводах. Так Вьетнам расплачивался за помощь СССР во время Вьетнамской войны. В Рубцовске жили мужчины, в Барнауле на ткацких предприятиях работали вьетнамские женщины - и видеться им было запрещено. Отдельная интересная тема, но углубляться в нее мы сейчас не будем.

Моя тетя Тамара курировала пребывание вьетнамцев в городе, поэтому они постоянно тусовались у нее дома, а потом перетекли и к нам домой. И вот мой отец говорит мне как-то:
- Заметь, что дядя Муй знает не только английский, но и французский.
- А что это значит? - наивно спросил я.
- Для Вьетнама это значит, что он из высшего слоя и имеет настоящее образование, - пояснил отец.
.....
Но кроме Вьетнама там же ведь еще и Камбоджа, и Таиланд... Французский Индокитай. Или, скорее, Индофранкай. Вот на него давайте и попробуем посмотреть отстраненным, но вполне сочувственным взгдядом. Попробуем понять, что и как делали там французы - и в чем была настоящая суть американо-вьетнамской войны. Заодно может что-то срезонирует и насчет России...

Я бы порекомендовал читателю перед прочтением основного текста посмотреть недавнюю экранизацию романа Грэма Грина “Тихий американец”. Но понимаю, что вряд ли читатель последует моему совету. Поэтому рекомендовать и не буду.

Итак, начнем с самого начала: с появления французов в Индокитае.

Индокитай к моменту прихода французов.

1.1 Вьетнам

Главной страной региона был, безусловно, Вьетнам. Здесь периодически сменялись императорские династии, власть императоров то усиливалась, то ослабевала. Фактически Вьетнам многократно распадался на отдельные княжества и воссоединялся - но мы не будем погружаться подробно в рассмотрение этих событий. Отметим только, что во внутренних вьетнамских процессах пытались активно участвовать португальцы. Например, они снабжали оружием южновьетнамских князей в их борьбе против севера - и т.п.

Но основную суть дофранцузской истории Вьетнама очень лаконично выразил в 1788 году император Тхай-то в своей мотивационной речи перед одним из решающих сражений с китайскими войсками:

“Цин вторглись в нашу страну и заняли нашу столицу Тханглонг. В нашей истории то сёстры Чынг боролись против Хань, Динь Тянь Хоанг против Сун, Чан Хынг Дао против монгольской Юань, и Ле Лой против Мин. Эти герои не смирялись, видя, как захватчики грабят нашу страну; они вдохновили народ на борьбу за правое дело и выгнали захватчиков … Цин, забывая, что случилось с Сун, Юань и Мин, вторглись в нашу страну. Мы изгоним их с нашей земли!”.

В 1617 году во вьетнамскую Кохинхину прибывает португальский иезуит Франсиско де Пина. До этого он работал в Японии, создал для японцев алфавит на основе латиницы. Считается, что де Пина стал первым европейцем, свободно говорившим по-вьетнамски. Так же считается, что де Пина создал современный вьетнамский алфавит. Кем считается? Ну, например - португальцами. А вот у французов на этот счет совсем иное мнение.

Дело в том, что в 1619 году во Вьетнам прибывает француз Александр де Род (в будущем - основатель Парижского общества заграничных миссий). И по французской версии вьетнамская латиница была разработана именно им.

Александр де Род был в 1630 году депортирован вьетнамскими князьями “за антигосударственную деятельность”. Уехал в Персию, где правили тогда тюрки Сефевиды. Там он и скончался (похоронен на армянском кладбище Исфахана).

А что вообще происходило в то время в Евразии? Незадолго до этого Московское царство забрало Сибирь у Бухарского ханства, свергнув марионеточного “царя” Кучума. Это открыло путь к англо-русскому контролю сухопутного торгового пути в Китай. После Смуты в России воцарилась династия Романовых, и Россия начала играть все более активную роль в китайских делах. В Иране и в Индии времена были смутными. В Тибете продолжала укрепляться школа Гелуг, которая постепенно формировала стандарты высокой культуры и образования для Монгольского мира...

Россия заходила в “Китайский мир” с Севера, через Маньчжурию, коронные земли императоров Цин. Франция - с юга. Внутри Индокитая в те десятилетия основным противоречием была борьба вьетнамцев и тайцев за контроль над Камбоджей. Сиам в итоге не стал французской колонией, однако его история неразрывно связана с историей Французского Индокитая. Поэтому давайте бегло взглянем на Сиам и тайцев. Вьетнамцы и кхмеры жили в здешних краях издавна. А кто такие тайцы, откуда они взялись в этом регионе?​

1.2 Сиам.

Итак, кто такие тайцы? Сейчас я немного шокирую читателя. Фактически, тайцы не имеют никакого отношения к Юго-Восточной Азии. Изначальная зона расселения тайцев - нынешняя китайская провинция Юньнань, южная переферия Центрально-азиатского региона. Регион высокогорный, высоты до 6 тыс метров. Природа - смесь сибирских березок и елей с тропической растительностью южных долин. Долгое время правили там выходцы с далекого севера, ассимилировавшиеся с тайским большинством.

А дальше читатель, знакомый с моими заметками про Бухару, может начать очень громко смеяться. Очень упрощая: в 13 веке при содействии монголов Бухара установила свой контроль над Юньнанью и над тайцами. Контроль, видимо, был весьма жестким... Потому что по итогам диковатые горные тайцы вынуждены были двинуться далеко на юг, на земли населенные высокоразвитыми кхмерами, создателями древней городской культуры.

В качестве правителя Юньнани Великий Хан Хубилай назначил Сеида Аджаля. Бухарец Сеид Аджаль вовремя перешел на сторону Чингисхана и чуть позже стал... министром финансов Монгольской империи. А вы только представьте, КАКОГО РАЗМЕРА были финансы этой величайшей в средневековой истории империи. Затем Хубилай отдал Аджалю земли тайцев. А что делают бухарцы на подчиненных им территориях? Можно вспомнить про Сибирь, можно - про несчастных уйгуров. Бухарцы занимались жесткой исламизацией. А тайцы были шаманистами и буддистами (их земли непосредственно граничили с Тибетом). В итоге несогласные с исламизацией массово двинулись на юг, на территорию нынешнего Таиланда. Юньнань же стала в Китае первой мусульманской провинцией. Позже, при маньчжурах, потомки Аджаля потребовали у маньчжур статуса равного потомкам Конфуция. Их требования были отвергнуты. Но влияние бухарцев в Юньнани сохранялось и при маньчжурах.
Кстати, потомком Аджаля был знаменитый “китайский” адмирал мусульманин Чжэн Хэ. Позже именно Чжэн Хэ попьет у тайцев немало крови, организовывая поддержку враждебных тайцам султанатов Малакки.

Тайцы приходили на земли кхмеров, постепенно подчиняли себе их княжества. Кхмерские земли становились тайскими. Ослабление кхмеров было очень постепенным. На их земли помимо тайцев претендовали вьетнамцы. Вообще, процесс очень упрощенно можно изобразить так: вьеты проникали в кхмерские города и становились их бизнес-элитой. Менее утонченные тайцы приходили и просто свергали кхмерскую власть, устанавливая свою.

Весь этот конгломерат из захваченных тайцами кхмерских земель с вьетнамизированными элитами и стал в итоге известен как Сиам. Официально же королевство Сиам существовало под этим именем лишь с 1850-х по 1932 год.

Итак, мы видим в дофранцузском Индокитае следующую ситуацию. Сначала в регионе цивилизационно доминируют кхмеры. Затем с севера приходят цивилизованные вьетнамцы, но в отличие от кхмеров ориентированные не на Индийскую, а на Китайскую цивилизацию (которую сами они собственно и создали в свое время). И уже весьма поздно на арене появляются воинственные горные тайцы, вытесненные с севера монголами и бухарцами.

А что Лаос? Был ли он хоть сколько-нибудь субъектен? Кто такие лаосцы? Что ж, давайте и на них бегло взглянем.

1.3 Лаос

Итак, в 13 веке бывший министр финансов Монгольской империи, бухарец Сеид Аджаль начал жесткую исламизацию горной провинции Юньнань. и предки лаосцев двинулись на юг, в населенные кхмерами земли Юго-Восточной Азии.

Но постойте, нахмурится читатель. Ведь тоже самое вы только что писали про тайцев! Все верно, писал. Тайский националист угрюмо ответит нахмурившемуся читателю:
- Никаких лаосцев не существует. Лаос - неотъемлемая часть Королевства Таиланд. А лаосцы - это обычные тайцы. Просто их сначала долго охмуряли и порабощали вьетнамцы. А потом французы обманом включили нынешний Лаос в свою колониальную империю - так и углубился раскол.

Лаос это, говоря попросту, тайская Украина. Тайцы пришли в Юго-Восточную Азию и столкнулись с приходившими в упадок кхмерами - и с вполне бодрыми вьетами на востоке региона. Кхмеров они по большей части подчинили. Но восточные княжества тайцев постепенно начали попадать в зависимость от вьетнамцев. В итоге сложилась ситуация тайско-вьетнамского пограничья, тайской украины. Некоторые территории формально считались тайскими, однако налоги платили и тайцам и вьетнамцам. Подобное двоеданничество в истории бывало нередко. Из близкого нам можно вспомнить Алтай, который в 19 веке платил налоги и Российской империи и Цинской.

Позже французы, подчинив Вьетнам, воспользовались этим двоеданничеством в своих целях:
- Вот эти провинции платили налоги вьетнамцам. Вьетнамцы теперь наши. Значит и эти провинции наши.

Тайцы попытались бороться за свои восточные провинции - но безуспешно. Французы их отжали.

Если очень сжато: лаосцы - это тайцы, которые попали сначала под вьетнамское влияние, а затем - под французское. Лаосский националист возмутится и начнет рассказывать вам про древние государства и про то, что еще в Юньнани тайцы и лаосцы были разными народами. И вообще, никаких тайцев не существует, а были всегда лишь лаосцы, у которых тайские грязнокровки украли всю культуру. Ну, пусть рассказывает. Что ему остается?

Сейчас в Таиланде король и относительное благосостояние. В Лаосе - весьма бедноватый коммунизм (без полпотовщины, все прилично: полувьетнамский вариант).

С запада над всем этим великолепием нависала Бирма, постепенно попадавшая в зависимость от Британии. Но про нее мы тут не будем говорить, она для нашей темы не принципиальна.

1.4 Малайзия

Один из читателей задал вопрос: а как же произошла исламизация Малайзии?
Тут надо понимать, что никакой “Малайзии” не было. Был обширный малайский мир, включающий в себя 17 тысяч островов нынешней Индонезии. Если очень упростить, то предки вьетов вытесняли предков малайцев из нынешнего южного Китая на протяжении долгих столетий или даже тысячелетий. Часть этих австронезийцев вытеснилась в итоге до самой Новой Зеландии. А часть расселилась на островах нынешней Индонезии. Затем эти земли начали колонизировать индийцы, они там и доминировали в культурном отношении в течение полутора тысяч лет. На базе индийской культуры возникли государства (на Бали до сих пор сохранился индуизм), появилась развитая городская торговая культура.

В Индии постепенно распространялся ислам. Его распространение связано было с персидской культурой и с персидской средней Азией, культурным и торговым центром которой была Бухара. Персидский язык становился языком новых индийских элит. После монгольского погрома Персидского мира персы/индийцы отчасти переключились на освоение морской торговли на малайском направлении. Население малайских городов было преимущественно индийско-персидским. Ряд переворотов привел к тому, что править малайскими городами стали мусульмане. Постепенно и малайцы начали принимать ислам. Как это делалось? Ну вот например по современным малазийским законам все этнические малайцы автоматически считаются мусульманами, браки с немусульманами для них запрещены. Это сейчас так, а как могли делать в средние века - легко догадаться.

Потомки бухарцев и прочих персов (сэму, “цветноглазые”) контролировали налоговый аппарат монгольской “китайской” династии Юань. Дальше, при китайской династии Мин, они несколько утратили свои позиции. (Впрочем, Юньнань по-прежнему фактически принадлежала им). Однако потомок бухарцев адмирал Чжэн Хэ обладал достаточным влиянием, чтобы вытребовать у минского императора огромное финансирование на масштабные морские экспедиции. Основной их целью была помощь в исламизации нынешней Малайзии. Такое ощущение, что Чжэн Хэ хотел завершить дело своего предка Сеида Аджаля: привести к покорности тайцев, сбежавших из горной Юньнани на юг. Именно борьба с тайцами и стала основным содержанием малайской истории (кроме торговли, конечно).

Китайские летописцы весьма негативно оценивали деятельность Чжэн Хэ. По их мнению, его экспедиции лишь разоряли империю Мин.

Потом Малайзию частично подчинили португальцы, потом англичане. А бОльшую часть малайского мира подчинили голландцы. Она позже станет Индонезией. Кто реально владел Индонезией к началу 19 века - англичане или голландцы? Голландцы скорее администрировали территорию за мелкий прайс.

Ну а Малайзией англичане завладели открыто и полностью. Укрепление ислама на данной территории англичан вполне устраивало. Однако и сейчас мусульман в Малайзии вовсе не 100%. По разным данным - от 50 до 60.​

image Click to view


Можно послушать немного вьетнамис мьюзик.



Ангкор-Ват, один из величайших в мире храмовых комплексов. Изначально строился как индуистский, затем, уже после упадка Камбоджи, был перепрофилирован в буддистский. Город Ангкор, столица Камбоджи, на 12 век н.э. был, по мнению некоторых исследователей, крупнейшим городом мира.

1.5 Кхмеры и Камбоджа.

До прихода Франции, как уже было сказано, основным нервом региональной политики была, с одной стороны, борьба вьетнамцев и тайцев против Китая. С другой - их же борьба за камбоджийское наследство. Циклопические развалины в джунглях явно указывают на прошлое камбоджийское величие. Как же великая Камбоджа дожила до кровавых полпотовских мышей?

Кхмеры - дальние родственники вьетнамцев. Как и вьеты они двигались в Индокитай из нынешнего Южного Китая под давлением ханьцев и к началу нашей эры заселили практически весь регион, уничтожив и ассимилировав проживавших там австралоидов, находившихся на стадии “первобытнообщинного строя”. Австролоидные черты в наибольшей степени можно увидеть у горных кхмеров.
Австралоиды были первичным населением всего побережья от Индии до Вьетнама, заселившим эти края десятки тысяч лет назад, по пути в Австралию.

Кхмеры вышли из зоны влияния ханьцев и попали в культурную зависимость от индийцев. От индийцев кхмеры восприняли сначала буддизм, а в период средневекового расцвета Камбоджи - индуизм. Тогда и был выстроен знаменитый Ангкор-Ват - огромный индуистский храм камбоджийской столицы Ангкор.

В 1668 году французский миссионер Шеврель так описывает храмовый комплекс:
“Существует очень старый и знаменитый храм, находящийся в восьми днях пути от города, куда (если Господь даст мне немного свободного времени) я надеюсь поехать. Этот храм известен среди всех язычников пяти или шести великих царств как Рим среди христиан; там у них есть свои ученые люди; и оттуда они получают наставления и решения, касающиеся религии, как у нас в Риме. Он называется «Онко»; Люди из Сиама, Пегу, Лаоса, Тернасерима и других царств приходят и совершают важные паломничества, даже если они воюют между собой…”.

К 12 веку Камбоджа занимала практически весь Индокитай, за исключением прибрежный малайских областей и северных вьетнамцев. Но после монгольского завоевания Китая и вытеснения тайцев из Юньнани на юг камбоджийскому величию пришел конец. В 13 веке Ангкор был фактически заброшен... Именно руины Ангкора вдохновили Киплинга на сюжетную линию занятого бандерлогами заброшенного города, в котором царствует старая, лишившаяся зубов кобра.

После прихода тайцев кхмеры отказались от индуизма и начали возвращаться к буддизму. Ангкор-Ват стал обителью монахов тхеравады, а его архитектурный ансамбль был дополнен многочисленными изображениями Будды.

Тайцы отжимали у кхмеров все новые территории, кхмеров ассимилировали и подчиняли (кроме горных). То же делали и вьетнамцы.

Затем вьетнамцы попали в зависимость от Франции. Сиам - от Британии. И борьба за Камбоджу стала фактически франко-британской. В итоге ее поделили между Сиамом и... “французским протекторатом Камбоджа”. Фактически, король Камбоджи начал подчиняться губернатору Кохинхины, т.е. части Вьетнама. Франция в покорении Камбоджи опиралась на вьетнамцев, сделав их в колонизации этой страны своим народом-спутником.

Король Нородом, подписывая соглашение о протекторате, считал: Франция - меньшее зло, чем пробританский и очень давний враг Сиам.

Вот мы и рассмотрели в целом этническую мозаику Юго-Восточной Азии к началу французской колонизации. В борьбе за камбоджийское наследство вьетнамские правители решили опереться на Францию, тайские - на Британию. Камбоджа по факту примкнула к вьетнамо-французскому блоку, ведь ее главным врагом издавна были сиамцы, которые и низвергли Камбоджу в свое время с пьедестала регионального лидерства.

image Click to view


Популярная песня из рассматриваемого региона. Тайско-лаосско-кхмерская. Интересно почитать комментарии к ней.

Интересная деталь. Завоеванием прежнего ареала обитания тайцев, царства Дали (Юньнань) занимался тувинец Урянхадай, сын Субедея. Он же участвовал и в завоевании Руси ханом Батыем.
Тесна Евразия!

2. Покорение Индокитая французами.

2.1. Ранее я писал, что одновременно с португальцами во Вьетнам проникли французы, в начале 17 века. И примерно тогда же было основано Парижское общество заграничных миссий (существует и действует до сих пор). Формально целью общества было распространение христианства в Восточной Азии. Посмотрите, как изящно! У англичан и голландцев - чисто коммерчески-военные Ост-Индские компании. А у французов - духовность! Как я понимаю, Общество занималось шпионажем, политическими интригами, охмурением вьетнамских князей.

Базой для предстоящего французского завоевания Индокитая были весьма серьезные колониальные владения в Индии. Оттуда и приплыл в Индокитай французский “миссионер” Пиньо де Беэн, в дальнейшем - епископ Кохинхины. Речь идет о последних годах великой Франции, управлявшейся королями... Поэтому весь проект немного поплыл по срокам. Лет на пятьдесят примерно. Но основу будущего французского владычества отважный миссонер заложить успел.

Формально Вьетнамом правили императоры династии Ле. Реально же севером правили князья Чинь, югом - князья Нгуен. Нгуены при этом боролись с Сиамом за контроль над Камбоджей, Чинь отбивались от китайских “друзей” на севере. Чинь и Нгуены боролись друг с другом за обьединение Вьетнама. В конце 1770-х на юге разгорелось “крестьянское восстание” тэйшонов, поддержанное Чинь и “местными торговцами”. Были убиты все представители княжеского рода Нгуен - и все китайцы. Дальше “крестьяне” захватили север Вьетнама, их предводитель женился на дочери императора Ле и провозгласил императором себя.

Нгуенов убили всех - кроме одного. Этого последнего Нгуена вывез из Вьетнама в Сиам Пиньо де Беэн.

В 1784 году последний из Нгуенов, Фук Ань, попросил Пиньо де Беэна содействовать в получении французской военной помощи. Во Францию был послан четырехлетний сын Фук Аня, принц Кань. От его имени был подписан Версальский договор, по которому Франция обещала помочь Нгуенам восстановить власть, а взамен получала ряд территорий, торговую монополию и военный союз с Нгуенами против врагов Франции.

Британии все это не очень нравилось. “Это” - не только французская политика в Азии, но и вообще. И во Франции “вдруг” случилась Великая Революция, крестьянам “не хватило пирожных”. Короля убили, а все индокитайские планы Франции в одночасье обнулились.

Но не навсегда. Именно Версальским договором Франция потом и будет обосновывать захват вьетнамских территорий в дальнейшем.

В Сиаме в это время сменилась династия. Был свергнут король-китаец, к власти пришел Рама I. Началось британское внедрение в королевство. Собственно, королевство Сиам и берет свое начало из тех лет. Именно британцы будут влиять на формирование тайской государственности и ее институтов. Сиам нужен был британцам как “независимый” противовес французам.

Тут можно вспомнить, что и в 1970-х во время Вьетнамской войны Таиланд фактически воевал против Вьетнама на стороне США. Воевать против Вьетнама - дело для Таиланда привычное. Это и было одной из его функций изначально.



Моя кошка Леди с недоверием слушает рассказ о французской колонизации Вьетнама:
- Неужели князья Нгуены могли довериться французам?! Что за наивность?
- А что же им оставалось? - отвечаю я. - Они и так все уже потеряли. А тут - появился шанс вернуть власть. А в дальнейшем Нгуены вовсе не собирались быть французскими марионетками. У них были совсем иные планы...

2.2 “Размытая оптика” и дальше.

Французский король обещал поддержать князей Нгуен в борьбе за власть над Вьетнамом и Камбоджей, но короля убили и Франции на время стало не до Индокитая. Кроме того, не будем забывать, что основным каналом влияния в Индокитае было католическое Парижское общество зарубежных миссий. А французские революционеры католицизм не жаловали. Поэтому индокитайская политика Франции пришла на некоторое время в полный беспорядок. Во Вьетнаме в это время происходит борьба за власть между Нгуенами и “крестьянской династией” тэйшонов. Тут интересно, что Нгуены опираются в конце 18 века на поддержку Сиама. А Сиам, как мы помним, становился все более пробританским. Но надо отметить, что и старая французская агентура и военные советники поддерживали Нгуенов.

В 1802 Нгуены победили, была провозглашена новая вьетнамская династия (а Вьетнам именно тогда и стал называться Вьетнамом). Отношения с пробританским Сиамом постепенно ухудшались и можно предположить, что британцы воспринимали Вьетнам как территорию профранцузскую, хотя во Вьетнаме периодически случались вспышки антифранцузских и антикатолических настроений, поддерживаемые императором. Можно предположить, что император надеялся балансировать между французскими и британскими интересами. Франция, ослабленная революциями и наполеоновскими войнами, не могла проводить в регионе активную политику. Вьетнам до воцарения Наполеона III “развивался самостоятельно”. Мне лично не совсем понятно, что именно происходило в этот период “размытой оптики”.

Кончился этот период тем, что Франция попросту напала на Вьетнам в 1858 году под предлогом “плохого отношения к католическим миссионерам”. В итоге Южный Вьетнам стал французской колонией Кохинхина. А на остальной территории Вьетнама была разрешена свободная деятельность католических миссионеров. Дальше процесс шел вполне простой и понятный. Французы создавали для вьетнамских элит новый стандарт образованности: французский и католический взамен конфуцианского и буддистского.

Покорение Камбоджи, полурастерзанной вьетнамцами и тайцами, произошло также под предлогом “защиты католиков”, которых в Камбодже тогда было около 500 человек.

Индокитай был разделен между британцами и французами. Бирма и Малайзия - британские, Сиам - пробританский с серьезным французским влиянием, Вьетнам, Камбоджа и вырванный из тайского мира Лаос стали французскими.

Во Вьетнаме широко распространилась латиница, как одно из средств отрыва образованных слоев от конфуцианских иероглифических текстов. Но вьетнамцы и сами были не прочь дистанцироваться от “китайской культуры”, что не удивительно, учитывая их тысячелетнюю борьбу против ханьцев.

Как был устроен Французский Индокитай? Власть французов опиралась на вьетнамцев и, отчасти - китайцев. Что давали французы вьетнамцам? Они давали им возможность колонизировать города Камбоджи и Лаоса. Именно вьетнамцы выполняли там роль бизнес-элиты, чиновников, учителей. Они были посредниками между французскими колонизаторами и невьетнамскими народами Индокитая. Почему французы опирались именно на вьетнамцев? Они были “самым продвинутым народом региона”. Потомки создателей китайской цивилизации. Предприимчивые, понимающие суть бюрократического управления.

Позже, в 20 веке, это приведет к нацизму красных кхмеров, геноциду вьетнамцев в Кампучии, вводу вьетнамских войск для свержения Пол Пота и т.п.

Если очень упростить: вьетнамцы в 19 веке попали под власть французов, но довольно широкий круг вьетнамцев участвовал в эксплуатации других народов Индокитая, деля прибыль с французами. В эксплуатации - и в прививании им цивилизации нового типа, некоего франко-китайского микса. В те времена для Камбоджи или Лаоса образованный человек был фактически синонимом вьетнамца.

Когда говорят, что в Камбодже при Пол Поте убили всех образованных людей, обычно забывают уточнить: практически все эти образованные люди были вьетнамцами.

Французы поступили по принципу “я тебя породил, я и убью”. Сначала они исполнили давнюю вьетнамскую мечту - контроль над Камбоджей. А потом, после Дьенбьенфу - устроили вьетнамцам Камбоджи самый настоящий холокост.

3. “Уход” Франции.

3.1 Тут для начала я позволю себе просто привести без комментариев эпиграф Грэма Грина к книге “Тихий американец”:

"Дорогие Ренэ и Фуонг!
Я просил разрешения посвятить эту книгу вам не только в память о счастливых вечерах, проведенных с вами в Сайгоне за последние пять лет, но и потому, что я бессовестно воспользовался адресом вашей квартиры для того, чтобы поселить там одного из моих героев, и вашим именем, Фуонг, для удобства читателей, потому что это - простое, красивое и легко произносимое имя, чего нельзя сказать об именах всех ваших соотечественниц. Как вы увидите, я не присвоил себе больше ничего и уж, во всяком случае, не позаимствовал характеров своих вьетнамских героев - Пайла, Гренджера, Фаулера, Виго и Джо - у всех у них нет живых прототипов ни в Сайгоне, ни в Ханое, а генерал Тхе умер, - говорят, его убили выстрелом в спину. Даже исторические события, и те были мной смещены. Например, большая бомба взорвалась возле "Континенталя" раньше, а не вслед за велосипедными бомбами. Я допускаю такие отклонения без всяких угрызений совести, потому что я написал роман, а не исторический очерк, и надеюсь, что эта повесть о нескольких вымышленных героях поможет вам скоротать один из жарких сайгонских вечеров.

Любящий вас Грэм Грин"

Резюмировать все это я хочу не конкретными историческими событиями с датами и участниками, а неким историософским размышлением.

Проще всего было бы воспользоваться концепцией Даниила Андреева об уицраорах - демонах великодежавной государственности.

Можно использовать менее мистичную картинку: "человейники" Зиновьева.

Вобщем, представим себе, что некие человейники борются друг с другом.

Борьба идет за Китай. Англия заходит с севера через Московское царство, а позже с юга, морским путем.

Португалию уже оттесняют к этому времени.

Франция делает акцент на ведрении с юга, через Индокитай. Но позже через отвязавшуюся от Англии Россию Франция заходит и с севера, финансируя Транссиб и КВЖД.

Фактически, Франция сделала апгрейд старого Кяхтинского пути, развитию которого в свое время способствовали англичане (помогая России против Бухары, для захвата Сибирского ханства).

Первичная опора Франции - принявшие католицизм вьетнамцы. Когда вьетнамцы начали отвязываться, французы устроили им американо-вьетнамскую войну и кампучийский холокост. На фоне этих ужасов французы начали восприниматься ностальгически...

В заключение - релиз от официального издания Коммунистической партии Вьетнама:

"Вьетнам и Франция активно продвигают сотрудничество в разных областях.

четверг, 02/03/2023
(КПВ) - 1 марта

Премьер-министр Фам Минь Тьинь принял Министра-делегата по вопросам внешней торговли, экономической привлекательности и французских граждан за рубежом Оливье Бешта.

На приеме Премьер-министр Фам Минь Тьинь подчеркнул, что Вьетнам всегда придает большое значение отношениям стратегического партнерства с Францией. Он предложил Франции создать благоприятные условия для экспорта вьетнамских товаров, особенно сельскохозяйственной и водной продукции, на французский рынок, в ближайшее время ратифицировать EVIPA, призывать Европейскую комиссию к скорейшей отмене желтой карточки в отношении вьетнамских морепродуктов. Он также попросил Министра Оливье Бешта поощрять французские предприятия к инвестированию во Вьетнам, особенно в областях высоких технологий, цифровой трансформации, зеленой экономики, экономики замкнутого цикла, реагирования на изменение климата, а также к содействию сотрудничеству в сферах образования и подготовки кадров, туризма, культуры и сохранения наследия, в частности моста Лонгбьен.
Министр Оливье Бешт высоко оценил экономическое, инвестиционное и торговое сотрудничество между двумя странами, считая его основой вьетнамско-французского стратегического партнерства, подтвердив, что французские предприятия очень заинтересованы в инвестировании во Вьетнам и желают способствовать реализации ключевых проектов экономического сотрудничества между двумя странами. Министр сказал, что будет активно продвигать сотрудничество между двумя странами.

Источник: Нянзан Онлайн".

Совсем краткое резюме: в названии Индокитай содержится некоторый обман. Индо никому особо не интересно. Французы опирались в колонизации на вьетнамцев, близких китайской культуре и от индийской весьма далеких. Вряд ли это случайно...

См. также  Другие тексты Бориса Мышлявцева

Мышлявцев

Previous post Next post
Up