Духовная цель брака

Oct 04, 2022 09:26

Если сердце человека всецело принадлежит Богу, никакие (даже естественные!) страсти не имеют над ним власти, так как влечение к Богу это страсть, которая целиком поглощает человека.

Когда человек согрешил, уклонившсь от Бога, Бог обременил его естественными страстями для того, чтобы привязать его к Себе, потому что страстный человек уязвим и ( Read more... )

брак, религия, психология

Leave a comment

Comments 10

medved_kuznets October 4 2022, 06:59:21 UTC
Спасибо!

Единственное, вот эта фраза "Бог обременил его естественными страстями для того, чтобы привязать его к Себе, потому что страстный человек уязвим и нуждается в Боге" мне кажется несколько странной. Почему обременил? Естественные страсти - часть нашей природы, мы их получаем от Него вместе с человеческой природой, и они как бы и не бремя, а неотъемлема часть, которую мы как бремя не ощущаем, мы без них и не существовали никогда.

Reply

palaman October 4 2022, 07:11:03 UTC
Отцы учат иначе:

Страсти эти, как и прочие, первоначально не были созданы с естеством человека, иначе бы они входили в определение этого естества. Научившись от великого Григория Нисского, я говорю, что они были внедрены в человеческое естество вследствие отпадения от совершенства, приросши к неразумнейшей части естества. Чрез них-то вместо божественного и блаженного образа тотчас вместе с преступлением заповеди стало явным и отчетливо видным в человеке подобие неразумных животных. Ибо надлежало, чтобы с помрачением достоинства разума человеческое естество заслуженно получило наказание от тех самых признаков неразумия, какие оно привлекло к себе по доброй воле. Так премудро устроил Бог, чтобы человек пришел в сознание своего разумного превосходства ( ... )

Reply

medved_kuznets October 4 2022, 08:49:22 UTC
Спасибо.
Странно однако. Вот в другом месте у того же Максима Исповедника в "Диспуте с Пирром" есть такое место (в моём переводе):
Пирр: Если не от практики (ἄσκησις) нам присуще всё естественное, но от сотворения, добродетель же естественна, как же [тогда] трудом и практикой мы приобретаем добродетели, естественно присущие [нам]?
Максим: Практика и труды, следующие за ней, к тому лишь придуманы любящими добродетели, чтоб только отделить обман, вмешанный в душу через восприятие (чувства), а не для того, чтобы прямо сейчас извне привнести добродетели, ибо они положены нам от сотворения, как сказано. Отсюда и в тот момент, когда окончательно отделен будет обман, тогда же и сиянием естественной добродетели явит себя душа. Ибо не безумствующий - рассудителен, и не трусливый или наглый (дерзкий) - храбр, и не распущенный - воздержан, и не неправедный - праведник. Естественный разум же - это здравый смысл, и [естественный] критерий и суд - праведность, и [естественная] смелость - мужество, и [естественное] влечение (ἐπιθυμία) - ( ... )

Reply

palaman October 4 2022, 16:45:42 UTC
Мне кажется, в приведённом Вами отрывке речь идёт о состоянии человеческого естества ПОСЛЕ грехопадения ("в тот момент, когда окончательно отделен будет обман, тогда же и сиянием естественной добродетели явит себя душа" -- значит, начинается история с уже совершившегося обмана как факта), а в приведённом мною -- о том, как человек попал в это состояние.

Reply


livejournal October 4 2022, 07:41:10 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


niet_botam October 4 2022, 11:12:38 UTC
Вы бы полную ересь бы не несли! Страсть это зло. Влечение к Богу страстью быть не может. Дальше вашу чушь не читал.

Reply

palaman October 4 2022, 16:46:18 UTC
> Страсть это зло.

А страсти Христовы это зло?

Reply

palaman October 4 2022, 16:51:39 UTC
> Влечение к Богу страстью быть не может.

никоим образом ничто еще из сотворенного не остановило своей природной силы, движимой к соответствующему ей концу, не прекратило же и действия направленного к свойственному ему концу. Также и не пожало еще плода сообразной движению страсти (πάθους), то есть, неподвижности и бесстрастия. Ибо только Богу принадлежит быть концом и совершенным, и бесстрастным, как недвижимому и полному и бесстрастному; сотворенному же - двигаться к безначальному концу

Это не моё мнение, это Максим Исповедник, Амбигва к Иоанну.
И вот ещё:

у усердных [в добродетели] и страсти становятся прекрасными, когда те, мудро отстранив их от телесных [вещей], направляют их на стяжание небесных [благ]. Например, когда они желание делают стремительным движением духовного влечения к божественному, наслаждение - благодатной радостью деятельного восхищения ума божественными дарами, страх - предохранительным попечением против будущего наказания за грехи, печаль - исправительным покаянием в настоящем зле.

Reply

palaman October 4 2022, 16:52:38 UTC
> Дальше вашу чушь не читал.

Вы, похоже, не очень умны. Это полбеды. А вот что скоры на осуждение -- это уже беда.

Reply


Leave a comment

Up