Если сердце человека всецело принадлежит Богу, никакие (даже естественные!) страсти не имеют над ним власти, так как влечение к Богу это страсть, которая целиком поглощает человека.
Когда человек согрешил, уклонившсь от Бога, Бог обременил его естественными страстями для того, чтобы привязать его к Себе, потому что страстный человек уязвим и
(
Read more... )
Странно однако. Вот в другом месте у того же Максима Исповедника в "Диспуте с Пирром" есть такое место (в моём переводе):
Пирр: Если не от практики (ἄσκησις) нам присуще всё естественное, но от сотворения, добродетель же естественна, как же [тогда] трудом и практикой мы приобретаем добродетели, естественно присущие [нам]?
Максим: Практика и труды, следующие за ней, к тому лишь придуманы любящими добродетели, чтоб только отделить обман, вмешанный в душу через восприятие (чувства), а не для того, чтобы прямо сейчас извне привнести добродетели, ибо они положены нам от сотворения, как сказано. Отсюда и в тот момент, когда окончательно отделен будет обман, тогда же и сиянием естественной добродетели явит себя душа. Ибо не безумствующий - рассудителен, и не трусливый или наглый (дерзкий) - храбр, и не распущенный - воздержан, и не неправедный - праведник. Естественный разум же - это здравый смысл, и [естественный] критерий и суд - праведность, и [естественная] смелость - мужество, и [естественное] влечение (ἐπιθυμία) - воздержанность . Поэтому изъятие всего противоестественного, явит именно [и только] естественное в привычном виде. Подобно тому, как потеря ржавчины - естественные сияние и блеск железа.
Вот выделенное место в другом переводе: "По природе же ум есть разумение, способность суждения - праведность, а гневное начало - мужество, а вожделеющее - целомудрие."
Из этого я понял, что св.Максим говорит о естественности страстей (хоть и беспорочности - если они естественны), а в его словах, которые привели Вы - чётко сказано обратное...
не могли бы Вы пояснить, в чём я ошибаюсь?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment