Духовная цель брака

Oct 04, 2022 09:26

Если сердце человека всецело принадлежит Богу, никакие (даже естественные!) страсти не имеют над ним власти, так как влечение к Богу это страсть, которая целиком поглощает человека.

Когда человек согрешил, уклонившсь от Бога, Бог обременил его естественными страстями для того, чтобы привязать его к Себе, потому что страстный человек уязвим и ( Read more... )

брак, религия, психология

Leave a comment

medved_kuznets October 4 2022, 08:49:22 UTC
Спасибо.
Странно однако. Вот в другом месте у того же Максима Исповедника в "Диспуте с Пирром" есть такое место (в моём переводе):
Пирр: Если не от практики (ἄσκησις) нам присуще всё естественное, но от сотворения, добродетель же естественна, как же [тогда] трудом и практикой мы приобретаем добродетели, естественно присущие [нам]?
Максим: Практика и труды, следующие за ней, к тому лишь придуманы любящими добродетели, чтоб только отделить обман, вмешанный в душу через восприятие (чувства), а не для того, чтобы прямо сейчас извне привнести добродетели, ибо они положены нам от сотворения, как сказано. Отсюда и в тот момент, когда окончательно отделен будет обман, тогда же и сиянием естественной добродетели явит себя душа. Ибо не безумствующий - рассудителен, и не трусливый или наглый (дерзкий) - храбр, и не распущенный - воздержан, и не неправедный - праведник. Естественный разум же - это здравый смысл, и [естественный] критерий и суд - праведность, и [естественная] смелость - мужество, и [естественное] влечение (ἐπιθυμία) - воздержанность . Поэтому изъятие всего противоестественного, явит именно [и только] естественное в привычном виде. Подобно тому, как потеря ржавчины - естественные сияние и блеск железа.

Вот выделенное место в другом переводе: "По природе же ум есть разумение, способность суждения - праведность, а гневное начало - мужество, а вожделеющее - целомудрие."

Из этого я понял, что св.Максим говорит о естественности страстей (хоть и беспорочности - если они естественны), а в его словах, которые привели Вы - чётко сказано обратное...
не могли бы Вы пояснить, в чём я ошибаюсь?

Reply

palaman October 4 2022, 16:45:42 UTC
Мне кажется, в приведённом Вами отрывке речь идёт о состоянии человеческого естества ПОСЛЕ грехопадения ("в тот момент, когда окончательно отделен будет обман, тогда же и сиянием естественной добродетели явит себя душа" -- значит, начинается история с уже совершившегося обмана как факта), а в приведённом мною -- о том, как человек попал в это состояние.

Reply

medved_kuznets October 4 2022, 19:04:26 UTC
Ну да, логично, спасибо.

Reply


Leave a comment

Up