Инвалидам умственного труда (о глупых вопросах)

Aug 07, 2022 16:12

Цикл Умное делание для мирян.
Мне хочется завершить мысль, которую я начал в заметке Инвалидам умственного труда (жребий послушания). Я написал тот текст почти уже год назад, и с тех пор спокойно ждал вдохновения, чтобы завершить начатое. Но вдохновение всё не шло, а вопрос-то по-прежнему висит как Дамоклов меч. Этот вопрос -- о жребии, и он был мне задан больше года назад, 4-го июня 2021 года:

> Тут писали про подбрасывание монетки с молитвой. Насколько это вообще может быть, скажем так, "практичным лайф-хаком" в повседневной жизни, чтобы следовать Воле Божьей?[Нет ничего ценнее хорошего вопроса. Но чем лучше вопрос, тем труднее на него ответить. Осторожно, много букв!]Ну вот положим, что в жизни у нас есть множество моментов, точек, где приходится делать Выбор: 0 или 1, да или нет. Есть несколько категорий этих Выборов (с их градацией по "важности" - назовём это так). Есть, скажем, категория  "Серьёзные решения" (про которые принято говорить - "влияют на всю нашу жизнь") - ну, например, в какой ВУЗ поступить итд. Есть решения, важность которых ниже - например, куда поехать в отпуск (или что ещё такого "мещанского" придумать, не знаю). Есть совсем какая "everyday"-шелуха - типа, какие помидоры взять в магазине итд. Но ведь зачастую эти категории могут причудливым образом перемешиваться. Вот, например, бывает так - договорился о встрече с каким-то старым другом, с которым вроде как давно не виделись. А в назначенный день вдруг какая-то внутри "чуйка" будто говорит "а, может, не идти?". И ты вроде сначала списываешь это на какую-то лень или усталость (мол, в пятницу после работы домой хочется, а не тратить время на встречи с приятелем, с которым до этого 3 года не виделись и после ещё 3 года не увидимся), но потом понимаешь, что "а, может, это мне кто-то что-то пытается подсказать"? То есть непонятно - это уже Внутренний Голос или ещё нет. А может быть и иная ситуация - идти сначала не хотел, а потом "что-то внутри подсказало", что идти надо. Ну и далее (тоже чисто гипотетически) - скажем, тебе "подсказывало" не идти, а ты пошёл - и, например, тебя сбила машина. Или не хотел идти, а тебе "подсказывало" идти, и ты пошёл, и, например, на встрече с другом вы договорились до того, что открыли потом совместный бизнес и дела пошли в гору у обоих. ИТД. ИТП. То есть я это к чему? К тому, что вот бывают какие-то "мельчайшие" по уровню важности (казалось бы) решения, а последствия у них могут быть для тебя огромные. Эффект бабочки. И наоборот тоже бывает. И бывает, что перед принятием тех или иных Решений (как Важных, так и совсем Мелких) ты можешь слышать подсказ какой-то своей "интуиции", "внутреннего голоса" итд., а можешь и не слышать. И вот тут бы как раз взять да и бросить монетку с молитвой к Богу, не правда ли? Ведь когда "подсказа изнутри" нет, то ты вообще не понимаешь, в какую сторону склониться - и тут как раз хочется, чтобы (как бы это ни звучало пафосно) тебя Господь направил. А если подсказ этот самый изнутри есть, то откуда уверенность, что это Ангел нашёптывает, а не бес? Тут же тоже как-то надо практическими методами учиться отличать одно от другого - и тут тоже могла бы пригодиться "монетка с молитвой", не так ли? А с другой стороны - не будешь же монетку бросать и вопрошать Господа по всякой мелочи  (например,о том "какого цвета костюм мне сегодня надеть" или "идти на встречу со старым приятелем в пятницу вечером или не идти")? Или это, на самом деле, нормально? Можно и так? И ещё вопрос по этой же теме - откуда берём уверенность , что результат  такого "подбрасывания монетки" - это не "бес с  нами играет и путает", а реально "подсказ" от Господа? Только лишь на основании того, что мы перед "подбрасыванием" искренне помолились? И с практической точки зрения - может, есть что-то более, скажем так, подходящее для таких целей (сделать Выбор), нежели простое подбрасывание монетки (скажем, какой-то иной вид жребия или ещё что-то в этом роде)? Понимаю, что всё это очень серьёзные темы и "материи", о которых я пытаюсь рассуждать довольно-таки навино и по-детски - заранее прошу прощения за это. Но хотелось бы услышать Ваши мысли на сей счёт. Заранее спасибо.

Это странно прозвучит, но весь цикл Умное делание для мирян; является попыткой правильно подойти к ответу на этот совсем не простой и не детский вопрос. Впрочем, нет ничего более непростого и недетского, чем детские вопросы. Когда я только-только поступил в МГУ (сколько воды утекло, страшно подумать: мне было всего 16 лет!), куратор нашей группы и лучший из моих (будущих) профессоров, которому суждено было притом стать моим близким другом, доктор наук, известный в мире астрофизик, при этом очень неплохой русский писатель, известный своим читателем под псевдонимом Владимир Хлумов, самого 1-го сентября на первой в моей жизни лекции высказал нам очень важную, прямо-таки фундаментальную мысль:

-- Знаете, чем хороший студент отличается от плохого студента? Он не боится задавать глупые вопросы.

Я принял эти слова очень близко к сердцу, так как ещё в детстве понял, что самыми хорошими вопросами являются именно глупые вопросы, а хороший вопрос намного ценнее, чем ответ на него. Ведь если вопрос уже поставлен, то и ответ на него непременно будет найдет рано или поздно. А если вопрос не поставлен, значит ум человеческий спит, и это едва ли не самое ужасное состояние человеческого духа, описанное поэтом как "на ответы нет вопросов".

Потом, спустя много лет, гениальный преподаватель английского языка Михаил Шестов, один из тех, кто де факто возрождает в России дореволюционную школу педагогики (очень часто, двигая вперёд в неизведанное, мы вдруг обнаруживаем, что пришли в классическую древность) в одном из своих роликов щедро поделился со мной своим опытом преподавания, вновь подтвердив мою детскую догадку. И вот оказывается, что дети так легко усваивают (не учат, а именно усваивают) иностранные языки именно потому, что они не стесняются повторять, просто повторять, проговаривать то, что они слышат.

Взрослые этого качества лишены, и потому они лишь тупо учат чужие языки, учат всю жизнь и никак не могут освоить (=сделать своим). Подавляющее большинство из нас, входя в пубертат, вдруг утрачивает способность осваивать новые языки, базовую способность, заложенную в любом человеке с самого рождения (ведь родной язык для младенца -- новый!) -- и утрачиваем мы её именно потому, что перестаём вести себя "глупо, по-детски": мы считаем ниже своего достоинства повторять то, что говорят другие. Страх оказаться глупым это едва ли не основная причина человеческой глупости.

По-настоящему Глупый вопрос -- ключ ко всей и всяческой премудрости. Очень немногие люди, входя в возраст, сохраняют эту ценнейшую способность, которой от природы обладает всякий ребенок: задавать Глупые вопросы -- великая ценность. Это прерогатива мудрецов:

- Завидую, - сказал Голем. - Но не пора ли вам засесть за статью?
- И не подумаю, - сказал Виктор. - Вы меня не знаете, Голем, - я на всех плевал. Да садитесь же, черт возьми! Я пьян, и вы тоже напейтесь! Снимайте плащ… Снимайте, я вам говорю! - заорал он. - И садитесь. Вот стакан, пейте! Вы ничего не понимаете, Голем, хоть вы и пророк. И вам не позволю. Не понимать - это моя прерогатива. В этом мире все слишком уж хорошо понимают, что должно быть, что есть и что будет. И большая нехватка в людях, которые не понимают. Вы думаете, почему я представляю ценность? Только потому, что я не понимаю. Передо мной разворачивают перспективы - а я говорю: нет, непонятно. Меня оболванивают теориями, предельно простыми - а я говорю: нет, ничего не понимаю. Вот поэтому я нужен… хотите клубники? Хотя я все съел. Тогда закурим…
Он встал и прошелся по комнате. Голем со стаканом в руке следил за ним, не поворачивая головы.
- Это удивительный парадокс, Голем. Было время, когда я все понимал. Мне было шестнадцать лет, я был старшим рыцарем Легиона, я абсолютно все понимал, и я был никому не нужен! В одной драке мне проломили голову, я месяц пролежал в больнице, и все шло своим чередом - Легион победно двигался вперед без меня, господин Президент неумолимо становился господином Президентом, и опять же без меня. Потом то же самое повторилось на войне. Я офицерил, хватал ордена и при этом, естественно, все понимал. Мне прострелили грудь, я угодил в госпиталь, и что же - кто-нибудь побеспокоился, где Банев, куда делся наш Банев, наш храбрый, все понимающий Банев? Ни хрена подобного! А вот когда я перестал понимать что бы то ни было - о, тогда все переменилось. Все газеты заметили меня. Куча департаментов заметила меня. Господин Президент лично удостоил… А? Вы представляете, какая это редкость - непонимающий человек! Его знают, о нем пекутся генералы и покой… э-э… полковники, он позарез нужен мокрецам, его почитают личностью, кошмар! За что? А за то, господа, что он ничего не понимает! - Виктор сел. - Я здорово пьян? - спросил он.
(А. и Б. Стругацкие, "Гадкие лебеди")

Вот почему я сейчас пою похвалу Глупым вопросам? Правильно, потому что боюсь приступить к самому трудному: к конкретному ответу на один конкретный (поставленный выше) очень глупый вопрос. Чтобы избежать этого ответа, я уже написал целый цикл заметок (Умное делание для мирян), тщательно подготавливая почву, заходя издалека, пытаясь предусмотреть все возможные глупости, которые может наделать простак, которому попадётся в руки страшное оружие под названием Жребий. На эту тему целый роман написан (ДайсМен или человек жребия, Люк Райнхарт), страшно неприличный, где сплошной разврат и всякого рода язычество, вплоть до смертоубийства и сумасшедшего дома. Но чем больше я кружусь вокруг да около этой темы, тем яснее понимаю, что она безнадёжна.

Если кто-то из моих читателей познакомился Умным деланием, но так с до сих пор и не понял Главное, значит я очень плохой писатель, и все мои мои старания по этому поводу бесполезны. Потому что суть в том, что только Ты Сам можешь дать ответ на все наши глупые вопросы, и мудрость всякого глупого вопроса в том и состоит, что по сути дела он именно Тебе адресован. Никто кроме Тебя не даст ответа на Настоящий Глупый вопрос!

Наивные дети, досаждая родителям своими глупыми вопросами, ищут в них Твоей Божественной мудрости, Твоей уникальной способности просто и точно ответить на всякий вопрос. Но родители вместо этого кроют ценнейшие Глупые вопросы детей своими бесполезными глупыми ответами. Затем дети подрастают, умнеют -- и в какой-то момент начинают догадываться, что их родители так же глупы, как и они сами. Не имея веры в Тебя, они приходят к мысли, что на Глупый вопрос так никто никогда и не даст ответа. Вот почему, становясь взрослыми и умными, мы делаемся такими безнадёжными глупцами. Мы идём вперёд, оставляя в тылу партизанские отряды противника -- так и не нашедшие ответа Глупые вопросы. И тогда наше преданное нами Детство начинает мстить нам, мало-помалу превращая в руины наше прошлое.

- Говорю вам истину, - сказал Иисус, - если вы не изменитесь и не станете такими, как маленькие дети, вы никогда не войдете в Небесное Царство.

Кто кроме Тебя Самого может ответить на вопрос о Жребии? В руках Твоих жребии мои, и всякий жребий падает именно так, как Ты задумал. Означает ли это, будто Жребий во всякой ситуации вынуждает Тебя открывать Твою волю? Если так, то выходит, будто через Жребий мы получаем власть над Тобой, как бы против Твоей воли даже вынуждая Тебя подавать нам Твою благодать. Ведь знание Твоей воли это Твоя благодать ( Притча о талантах (толкование)), и никто не может познать Твою волю без Твоего содействия. Если бы Жребий обладал такой силой, то всё здание Церкви следовало бы строить на Жребии как на основном инструменте Богопознания.

Понятно, что это не так. Ведь Ты можешь проявлять Свою волю двумя принципиально разными способами. Ты можешь действовать, а можешь и бездействовать. Говоря иначе, Ты можешь благоволить, а можешь попускать. И хотя всякий жребий падает по Твоей воле, жребий не обязательно выражает Твоё благоволение; он может быть и Твоим попущением. Никто не может вынудить Тебя открыть Твою волю, если Тебе Самому не угодно её открыть. И потому бросание жребия является инструментом познания Твоей воли лишь в том случае, когда сам жребий этот бросается по Твоей воле и в этом смысле является именно Твоим жребием, а не каким попало жребием.

Но как это может быть? Вот например, происходит квантовый процесс, исход которого зависит только от Тебя и более ни от кого. Пусть это будет пресловутый кот Шрёдингера: его жизнь и смерть в Твоих руках. Если кот погибает, значит такова Твоя воля. Значит ли этого, что таково Твоё благоволение? или это может быть попущением? До сих пор я всегда рассуждал так: всё случающееся случается по чьей-то воле. Не существует слепого случая. "В нашем деле не бывает глупостей и случайностей" Но если так, то "Твоё попущение" означает, что Ты предал судьбу несчастного немецкого кота в руки какого-то другого разумного существа.

Мне приходят на ум слова, сказанные Тобою только согрешившему Адаму:

-- За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.

Значит ли это, что именно Адаму предал Ты судьбу кота Шрёдингера в тот момент, когда дал ему заповедь не вкушать от плода познания добра и зла? И в том его ошибочном выборе (не послушаться Тебя и нарушить Твою заповедь) заключалась судьба всех будущих котов и прочих ни в чём не повинных неразумных животных? Этот ответ вызывает у меня сомнения. Ведь Адам не принимал тогда никакого решения, кроме только одного решения: нарушить Твою заповедь, тем самым лишив Твои слова понятного нам и очевидного смысла.

Никто не может пойти против Твоей воли и сделать что-либо такое, что не было бы предусмотрено Твоим промыслом. И когда Ты говоришь нам что-либо о будущем (например: Не вкушай!), Ты говоришь это, заранее зная, преступим ли мы Твоё слово. И потому во всяком Твоём слове о будущем заключено как минимум два разных смысла. Смысл явный, который окажется верным, если заповедь будет исполнена. И смысл скрытый, который обнаружится лишь в случае преступления.

Например, когда Ты говоришь "Не убей", скрытым смыслом этих слов является Воскресение, когда каждый убитый предстанет перед своим убийцей снова живым, чтобы вместе явиться на Твой суд, где Ты и решишь, в какой мере убийца был прав перед Тобой, то есть было ли это убийство выражением Твоего благоволения или попущения. Иными словами, Сам ли Ты убил убитого руками убившего -- или же он совершил это дело по глупости своей, не спросив Тебя и не поинтересовавшись Твоим мнением по этому поводу.

Нарушив Твою заповедь, Адам вскрыл в Твоих словах "Не вкушай от плода познания добра и зла" скрытый смысл, который и обнаруживается теперь всякий раз, когда Ты попускаешь неприятный для нас жребий любого масштаба: от одной монетки до судеб целого мира. Всякий жребий в Твоих руках. Но в Твоей власти предать этот жребий в руки какого-нибудь человека или самого дьявола, попустив тому определить его исход -- или не попустить, и тогда Ты Сам определишь исход этого жребия. Но даже в этом последнем и наилучшем случае, когда исход жребия выражает именно Твою волю, результат его может нам не понравится, потому что Твоей Премудрости угодно являть Себя в юродивом виде, в виде нищего Странника, скитающегося по земле, причтённого к преступникам и распятого с ними.

Нарушая Твоё слово, мы нисколько не уменьшаем скрытую в нём Силу, а лишь оборачиваем действие этой Силы против нас самих. Что проявляется в тяжком Жребии, выпадающем в итоге на нашу долю. Вот почему жребий лучше бросать со страхом, ясно сознавая, что этим действием мы предаём себя в руки Бога Живаго. Дерзновение и наглость тут неуместны: если Ты даже посчитаешь правильным нас убить, Ты убьёшь и будешь в итоге прав. Потому что в Последний День, когда приоткроется тайна Твоего замысла о мире, тогда все мы убедимся, что Ты в каждом Своём действии и в каждом Своём попущении был прав. И в тот день не мы будем судить Тебя, а Ты нас.

А сегодня мы судим Тебя, судим каждым своим словом и поступком. Пренебрегая Твоей волей, мы осуждаем Тебя как не заслуживающего нашего доверия. Забывая о Тебе, мы представляем Тебя не заслуживающим нашего внимания. Не молясь Тебе, мы показываем Тебе, что Ты всё равно неумолим. Таков Твой сюжет бытия этого мира. Здесь совершается Страшный Суд, и этот Суд мы совершаем с Тобой по очереди: сначала (вчера и сегодня) мы судим Тебя, а затем Ты будешь судить нас. Ты предаёшь нам во власть наше Сегодня, но оставил за Собой наше Завтра. И смысл Благочестия состоит в том, чтобы уже в Настоящем позаботиться о Грядущем. Хоть отчасти предать в Твои руки наше настоящее, чтобы получить от Тебя долю в нашем будущем.

Как же нужно ПРАВИЛЬНО использовать жребий, чтобы предать себя в Твою волю? При такой постановке вопроса ответ на него почти очевиден.

Прежде всего, наш жребий должен быть инструментом Послушания, почему я и предварил эту заметку заметкой Инвалидам умственного труда (жребий послушания). Не следует пытаться узнать при помощи жребия будущее. Занимающиеся подобными делами люди безумны; они не знают своего Господа, Которому принадлежит будущее. Они пытаются заставить Тебя заранее сообщить им Твои планы, чтобы затем подстроиться под них. Но никто никогда не может принудить Тебя к чему бы то ни было. А если Ты кому-то что-то желаешь сообщить, у Тебя нет недостатка средств к тому. Жребий в руках христианина не может быть инструментом гадания, или эти руки уже не принадлежат христианину.

Если нам нужно, необходимо познать будущее, надлежит просто спрашивать Тебя в молитве то, что мы хотим узнать. И тогда (по опыту) Ты как правило отвечаешь следующее: Я для того и дал вам свободную волю, чтобы вы сами определяли своё будущее. Желание знать будущее противно Моей воле, если это желание выражает собою отказ от Моего дара. Потому что ваша свободная воля имеет огромную ценность. Ценнее её лишь Я Сам, и отказываться от неё имеет смысл лишь ради Меня Самого. Я понимаю логику этого ответа. Ты дал нам дар молитвы, и через молитву каждый из нас (потенциально) может повлиять на судьбу всего мироздания. А потому желание знать будущее есть ни что иное как отказ от этой возможности.

Требуя от Тебя, чтобы Ты открыл нам будущее, мы отвергаем возможность участвовать в Твоём промысле, выстраивать судьбы этого мира вместе с Тобой. И это имеет смысл лишь в том случае, когда мы со всей искренностью предаём себя в Твои руки, говоря: лучше нам действовать так, как Ты укажешь, чем пытаться принять решение самостоятельно. Ведь для того, чтобы принять по-настоящему правильное решение, необходимо знать будущее так, как Ты его знаешь. А вот если мы решили всегда действовать согласно Твоей воле, вот тогда становится для нас и возможным, и даже иногда полезным знать будущее заранее, чтобы понимать, что же выйдет из наших поступков. Это и есть пророческий дар: кто всегда и во всём действует так, как Ты скажешь, тому Ты и открываешь Свою волю. А Грядущее это и есть Твоя воля.

(Подробнее о пророчестве я писал ранее: Проблема выбора в христианстве, в науке и в мистике "просветления", О духе времени и Духе Вечности, Знание будущего или Логика дьявола, а также Цель русской историософии)

Из обсуждения:

> У меня сразу вопрос. Так практиковали в древние христиане? Ну или хотя бы в какой-то период? Если честно, я даже не задумывался, что так можно. Но из своего скудного опыта вижу, что если возникает ситуация, требующая решения, лучшее средство -- Иисусова молитва фоном. Пусть тебя засасывает в воронку сомнений, страха и предубеждения -- Иисусова молитва фоном. Или уж если когда совсем на грани фола, то "Господи на все воля твоя вовеки веков", и вперед. Я не вижу нужды в жребии.

Выделю главное:

> если возникает ситуация, требующая решения, лучшее средство ИМ фоном

Вы описываете практику использования словесной молитвы в то время, когда внимание засасывает в воронку сомнений, страха и предубеждения. Всё правильно, и поначалу иначе просто не получится. Даже в то время, которое мы посвящаем специально молитве и только ей одной, лукавому как правило удаётся увлечь нас помыслами - и внимание вскоре оказывается не на самих словах молитвы, а на чём-то другом, в лучшем случае на мыслях по поводу молитвы. Это общая наша проблема и беда, потому что идеальное использование словесной молитвы состоит в том, чтобы во время молитвы в голове не было вообще ничего, никаких мыслей и представлений кроме собственно слов молитвы.

Следующим шагом является уже собственно умная молитва, когда человек обращается к Богу искренне и непосредственно, признаётся ему в своих мыслях и чувствах, прямо говорит то, что думает. (Кстати, тут уже неважно, вслух или мысленно; умной молитвой можно молиться и вслух.) Через умную молитву человек приходит к состоянию, когда он все свои дела совершает, ни на мгновение не переставая молиться, потому что Бог является лучшим Специалистом во всяком деле и идеальным Собеседником по любому поводу, а Он во мгновение ока откликается на искренние и по-настоящему непосредственные мысли, обращённые к Нему.

Словесная Иисусова молитва ведёт нас к этому состоянию. В нём-то и заключается конечная цель упражнения в словесной молитве. Она приучает наш ум обращаться к Богу. Вначале ум рассеян и занят своими делами, а слова молитвы звучат фоном. Затем ум начинает замечать действие молитвы и мало-помалу втягивается в процесс, постепенно начиная верить, что внимание, обращённое на молитву, обязательно приносит плоды, причём такие плоды, которые никаким другим способом не получить.

Но к этому состоянию нас ведёт не только словесная молитва, но и всякое дело, которое мы совершаем ради Христа и содействием благодати. С точки зрения этой цели (достичь умной молитвы) оказывается по сути дела неважным, что именно делает человек. Важно лишь, чтобы его дело было угодным Богу и совершалось осмысленно ради Христа. Осмысленность тут ключевое слово. Многие люди делают добрые дела и пользуются содействием Бога, но ум их остаётся без плода и не приближается ко спасению, потому что они служат Богу бессознательно, как животные - а Бог для того и дал человеку разум, чтобы мы служили Ему сознательно и разумно.

Помнить Бога и посвящать Ему всякое дело - не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Впрочем, это понятно всякому, кто пробовал практиковать словесную Иисусову молитву. Ведь Иисусова молитва ни что иное как то самое доброе дело, которое совершается содействием благодати! Однако же как легко мы забываем её, а если и продолжаем, то сплошь и рядом делаем это рассеянно, "фоном", в то время как ум наш занят другими делами.

Причина этой рассеянности в том, что дьявол ненавидит, когда человек делает что-то ради Господа, и старается увести нас в сторону от такого дела, а если не может увести, то хотя бы добивается того, чтобы мы делали его, не помня Господа - так же, как и Иисусову молитву мы повторяем механически, "фоном".

По счастью, дьявол боится даже внешней, чисто механической молитвы, и он не успокоится, пока не заставит нас заткнуться. Теряя молитву, мы вынуждены снова и снова возобновлять её, а это невозможно делать чисто механически. Вот почему, если мы проявляем упорство и не прекращаем упражнение, ум наш мало-помалу втягивается в молитвенное делание, насколько бы сильно он ни был рассеян поначалу.

Преимущество Иисусовой молитвы сравнительно с остальными делами в том и состоит, что она является заведомо добрым делом, и самой формой своей напоминает нам о Том, ради Кого совершается это дело. Кроме того, упражняться в Иисусовой молитве можно во всякое время и на всяком месте. Недостаток всех прочих добрых дел состоит в том, что они делаются от случая к случаю и часто бывают сомнительными: мы не уверены в том, что нужно делать именно то, что мы делаем, и что делать это нужно именно так, как мы это делаем.

Именно для того, чтобы преодолеть этот недостаток, в православном монашестве и была придумана система "послушания". Прежде чем приступить к делу, монах должен взять на него благословение именем Христа. Дающий благословение тем самым свидетельствует, что это дело угодно Господу и совершается ради Него. Задача послушника, получившего благословение, заключается теперь в том, чтобы постоянно помнить Того, ради Кого исполняется послушание, и делать это именно ради Него. Если это удаётся, то Сам Господь содействует ему - и тогда самое дело становится как Иисусова молитва, хорошо сочетается с Иисусовой молитвой и приносит те же плоды, что и Иисусова молитва.

Однако даже в монастыре не будешь же бегать и брать благословение на всякую мелочь. Тем более в миру: здесь человек даже жизненно важные решения бывает вынужден принимать по своему разумению. Между тем (снова повторю) правильное дело требует благословения и должно совершаться не как попало, но по послушанию Божественной воле. Отсюда и рождается мысль использовать послушание жребия как замену монашеского послушания для человека, живущего в миру.

При этом предполагается, что мы не бездумно бросаем жребий, но ради Христа, прося благословения на дело у Него Самого - Творца, владеющего всяким творением, в руках Которого находится и наш жребий.

> Так практиковали в древние христиане? Ну или хотя бы в какой-то период?

Цитирую Деяния Апостольские, 1:23

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам."

Толкование Иоанна Златоуста: «И бросили о них жребий», так как Святого Духа еще не было с ними.

Конец цитаты.

> А в церкви сейчас есть какие-то обряды, связанные со жребием?

Святитель Тихон был избран Патриархом при помощи жребия, при том, что
"Сначала, по запискам, определили кандидатов. Значительно больше голосов, чем другие, получил архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) - 101. За кандидатуру архиепископа Тамбовского Кирилла высказалось 27 человек, за митрополита Московского Тихона - 23"

Это редкие, исключительные случаи в истории Церкви. И вот почему.

Не случайно в Церкви также нет обрядов, связанных с умной молитвой и даже со словесной Иисусовой молитвой, которая является введением и подготовкой к умной молитве. Думаю, таких обрядов и не будет, и не может быть, так как умная молитва это личное, индивидуальное таинство, которое совершается между человеком и Богом. По этой же причине в Церкви не может быть обрядов, связанных с сексуальностью, ведь правильный секс это мистерия для супругов, и в неё Господь не посвящает никого кроме них самих.

Жребий мне кажется таким же индивидуальным, личным делом, которое совершается между человеком и Богом так же, как и умная молитва. Да ведь оно и по смыслу связано с умной молитвой, а не с каким-либо обрядом. Мне кажется, никаким обрядом тут не отделаешься: надо искренне попросить Господа, чтобы Он явно открыл Свою волю и благословил нас на дело Своим жребием.


Вы удовлетворены моим ответом? или вопрос остался?

> Нет, я только в своих выводах убедился. Что очень результативно открытие мыслей Богу, Вы описывали это ранее. Жребий я пока не понял. Для меня это несколько чуждо. Не знаю почему. Может только пока.

Не беда. Использование жребия уж во всяком случае не является какой-то обязательной духовной практикой. Это всего лишь возможность, но никак не необходимость. И сам я, бывало, месяцами не использовал жребий и, кажется, вовсе забывал про него. Вы правильно заметили, что это костыль, именно костыль для инвалидов умственного труда - для тех, чей ум постоянно кружат помыслы и житейская суета, и его никак не удаётся собрать для молитвы. О нём вспоминаешь, когда начинаешь очень уж сильно хромать. Послушание в таких случаях бывает порой эффективным лекарством, заставляет горделивый ум встрепенуться, так как он привык всё решать сам, по своей воле и разумению, и любая внешняя дисциплина для него - тяжкое бремя. Даже если эта дисциплина -- послушание Самому Богу. Собственно, именно наше своеволие, неготовность подчиняться чужой воле, даже воле своего Творца, и делает нас инвалидами.

Впрочем, ведь и само бросание жребия это дело не безобидное, если это делать неправильно.
А как это делать правильно?

См. продолжение этого текста: Инвалидам умственного труда (послушание жребия)

молитва, философия, быт, религия

Previous post Next post
Up