Мф. 25:14-23 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит:
-- Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Господин его сказал ему:
-- Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал:
-- Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
Господин его сказал ему:
-- Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал:
-- Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ:
-- Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Толкование.
Я думаю, неверно понимать "таланты" из этой притчи так, как истолковала их людская молва.
В самом деле. Если понимать талант как некие способности или возможности (как обычно понимается), то выходит, будто Бог награждает человека за то, что он приумножает свои возможности. Если ты росл и мускулист - качай мышцу, и получишь награду от Бога. Если богат - богатей ещё больше. Если красив - умело используй парфюмерию и доведи свою красоту до немыслимого блеска.
Нелепость такого понимания самоочевидна.
Между тем, в притче говорится именно так.
Буквально: чем больше человек приумножил данные ему таланты, тем больше награда от Бога. А кто всего лишь вернул Богу столько, сколько ему было даровано изначально - того Бог накажет.
Отсюда видно, что евангельские "таланты" христианское человечество истолковало совершенно неправильно, превратно.
> А правильное толкование какое?
Правильное толкование даёт Серафим Саровский в "
Беседе с Мотовиловым о Цели христианской жизни".
Продолжая евангельскую метафору, Серафим Саровский говорит о Благодати как о деньгах, и о стяжании Благодати как о "духовном капитализме".
Благодать нельзя "заработать", как нельзя (будем честными) заработать первоначальный капитал. Зато имея капитал, можно его разумно вложить и приумножить!
Так вот, "таланты" из притчи Христа это Благодать. По сути своей, Благодать это ни что иное как те самые Нетварные Энергии Божества, о которых спорил Вараам и Григорием Паламой, положив начало цивилизации современной Западной Европы.
Да, о Нетварных Энергиях можно говорить количественных категориях. Благодати может быть больше или меньше, её можно терять и можно приумножать.
Если говорить совсем просто, на пальцах, "талант" это знание воли Господа. Не зная волю Господа, невозможно "заработать" это знание; оно даётся только даром. Но зная волю Господа, её можно исполнять, тем самым приумножая это знание, потому что Бог открывает Свою волю тем, кто её исполняет. Это и есть путь Богопознания.
А кому Бог не открывает Свою волю, тот может недоумевать: почему мне в этом отказано? И ответ на это недоумение всегда один и тот же: Бог не открывает тебе Свою волю лишь потому, что ты не исполняешь того, что тебе уже открыто. Это и называется "зарыть талант в землю". На суде такой человек скажет: и я был не чужд Твоей благодати! и я веровал в Тебя и отчасти даже немножко знал Тебя! А Бог скажет в ответ: ну так что же ты не приумножил талант Господа своего?
> Написано: каждому дал по силе его.
Именно так. Знание Божественной воли каждому даётся "по силе его". Бог не требует от человека того, что превышает его возможности. Если тебе кажется, будто Бог требует чего-то непосильного -- это наверняка прелесть: это дьявол выдаёт свою волю за волю Бога. Фанатизм -- от лукавого.
См. также
Умное делание для мирян: как узнать волю Бога