По слухам, русские люди в ЛДНР наконец-то спасены от агрессии со стороны ВС Украины.
Народ радуется, а вот я весьма скептически отношусь к происходящему. Нам пообещали защитить русских Донбасса от не прекращавшихся восемь лет обстрелов, и вот наш добрый народ уже растаял и готов забыть о том, что вообще-то с самого начала не было никакого смысла тянуть с признанием ЛДНР. Тянуть эти страшные восемь лет.
Если бы Кремль действовал в интересах России, он признал бы независимость ДНР и ЛНР весной 2014 года. Негативных последствий было бы не больше, а скорее всего, гораздо меньше. Кроме того, в этом случае Кремль для начала признал бы независимость Крыма, и лишь спустя некоторое время (например, сегодня) благополучно принял бы Крым в состав России.
Одним словом, если предполагать, что Кремль действовал в интересах России, то придётся признать, что всё было сделано очень плохо, по-глупому, нелепо. И конечно, имея такой опыт в прошлом, я бы не спешил радоваться -- чему? всего лишь предполагаемому будущему. Ведь на данный момент обстрелы ЛДНР со стороны Украины продолжаются как ни в чём не бывало. То есть, реально не изменилось пока ничего (разве что к худшему). И я думаю, радоваться наш добрый народ будет недолго.
Кормить людей обещаниями можно -- но вот лично я ими уже давно сыт. Впрочем, это уже дело вкуса, тут каждый решает для себя. Так что кому хочется радоваться -- радуйтесь! Ловите момент. А я пока займусь делом более важным и актуальным. В связи последними событиями у меня в комментариях в который раз возник вопрос о Путине. Типа -- в каком смысле и в какой мере можно считать его православным? и в какой мере эта предполагаемая "православность" может влиять на политику РФ вообще, и на признание ЛДНР в частности. Было сказано:
> Мне хочется думать, что монастыри, вновь открытые в России со времён 90-х отмаливают её и потихоньку меняют реальность. Таких антикоммунистических заявлений Путин ещё не делал.
На что я ответил:
-- Конечно, Бог меняет реальность. Но при чём тут Путин?
> Путин - часть этой реальности. Он не может быть ни при чём. Например, он же крестится. А крестное знамение - форма молитвы.
-- Кто может служить и Богу, и мамоне?
> Любой мирянин, в сущности. Обычно он пытается выживать и как-то о Боге не забывать. Но и мирянин меняется во времени.
-- Хе-хе. Вы тоже полагаете, что настоящим христианином может быть лишь монах? ☺️
> Нет. Я так не полагаю. В монахи люди тоже идут по различным соображениям. Но монахам не нужно бороться за выживание в миру.
-- А борьба за выживание противна Богу? несовместима с христианством? это служение мамоне? настоящий христианин должен умереть?
> Трудно совместима. «Не заботьтесь о завтрашнем дне и тп.»
-- На мой взгляд, мирянин (как и монах) должен решать все свои проблемы, обращаясь к Богу и действуя затем по Его воле. Наличие или отсутствие семьи в этом отношении ничего не меняет.
В этом коротком диалоге обозначилось такое огромное количество переплетённых между собой вопросов, что мне захотелось по мере возможности ответить на них хотя бы несколькими переплетёнными между собой ответами.
Прежде всего повторю то, что уже неоднократно было сказано в заметках цикла
Умное делание для мирян. Есть две тесно связанные между собой и дополняющие друг друга мысли, на первый взгляд, противоречащие одна другой:
1) внешние ритуалы Православия имеют силу сами в себе: даже если участвующий в них человек не верит в их действенность, они оставляют глубокие последствия на судьбе человека;
2) внешние ритуалы Православия сами по себе не спасают человека и не делают его угодным Богу; хуже того: их последствия могут быть совсем-совсем не такими, как нам хочется.
На самом деле это не две разные мысли, а два аспекта одной и той же мысли, суть которой такова. Бог наш -- Автор жизни, и он потому вне этой тварной жизни, Он абсолютно трансцендентен ей. Ничто в мире никаким способом не может указывать на Бога или напоминать о Нём, разве только Его собственным действием извне. Всякий, кто говорит о Боге, либо говорит ложь, либо говорит Божественным содействием. Иначе как Божественным содействием невозможно ни говорить о Боге, ни думать о Нём, ни тем более обращаться к Нему.
И потому если ритуал действительно указывает на Бога, если он действительно обращён к Нему, значит в этом ритуале действительно присутствует, уже присутствует Бог. Вот почему ритуал обязательно будет иметь последствия! Если бы Бог Сам не пожелал действовать в мире через этот ритуал, то этот ритуал просто не состоялся бы. Эта логика проста как дважды два -- в и то же время бездонно глубока.
Вот почему всякий, кто хотя бы просто произносит имя Господа, непременно столкнётся с последствиями этого действия. Как и сказано: "Не произноси имя Господа всуе, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его всуе". То есть, просто произнести имя Господа -- это уже ритуал, и совсем не безобидный ритуал.
Ещё раз повторю уже сказанное: словесная Иисусова молитва сама по себе -- это внешний ритуал Православия. Не больше, но и не меньше. Она имеет последствия даже в том случае, когда произносится без внимания, мимоходом, между делом, бездумно. Более того, она имеет последствия, даже когда произносится неверующим человеком.
А Бог непредсказуем. Если бы Бог не вмешивался в течение событий, то история мира развивалась бы по установленным Им законам природы -- и только. Всякое прикосновение Бога к миру это вторжение в мир нового. Говоря языком
Талеба, это чёрный лебедь. Бог никогда не повторяется, Он неистощим в Своих сюжетах. И потому, совершая ритуал Православия, следует приготовиться к непредсказуемому результату.
А кому это надо? Вообще-то обычно люди, совершая что-то, ожидают предсказуемого результата, какого-то вполне определённого, желательного результата. А не какого-то там непредсказуемого результата, страшного уже своей непредсказуемостью. И потому у внешнего человека, наблюдающего за совершающими свои ритуалы православными (если он вообще понимает, что происходит) должен возникать невольный вопрос: на что надеются эти люди? И это правильный, законный вопрос.
Правильный же ответ на этот вопрос может показаться банальным: эти люди надеются на Бога. Она надеются, что Своим непредсказуемым ответом Бог не нанесёт им вреда, но напротив -- поможет, исцелит, исправит, облагодетельствует. Одним словом, помилует. (В русском языке обычно "милуют" приговорённого к наказанию; но в церковно-славянском этого оттенка нет. Там "миловать" значит "ласкать", "проявлять любовь" -- отсюда в русском слово "милый".) Но вопрос: а какие у них основания надеяться на это?
Если исходить из опыта прошлого, всякий человек может вспомнить множество случаев, когда судьба была к нему не благосклонна. Между тем, "судьба" это и есть суд Бога. Само слово "судьба" от "суда" и происходит. Сравните: гулять > гульба, косить > косьба, резать > резьба и проч. Так же и судить > судьба. А судит нашу судьбу Бог. И потому у всякого человека (стоит лишь чуть-чуть копнуть) имеется к Богу дли-и-инный счёт обид и недоразумений, бросающий тень на будущее.
Ведь без Его воли не совершатся ничего из того, что совершается. И Он не уклоняется, не прячет Своё лицо от наших плевков, беря на Себя ответственность за всё, что с нами приключилось. Но именно тяжесть этого приключившегося мешает нам доверяться Ему. Именно негативный опыт прошлого является балластом, мешающим человеку перейти от словесной молитве к умной, да и просто сконцентрировать ум на словах словесной молитвы.
Если психоаналитически копнуть причину нашей рассеянности и разобраться, почему наш ум убегает от слов молитвы, всегда приходишь к одному и тому же результату: мы боимся получить от Бога совсем не того, что нам хотелось бы. Даже у атеиста -- под толстым слоем убеждённости в бесполезности молитвы скрывается бездонный страх получить от молитвы вред. Мы боимся Бога -- вот почему мы не можем нормально молиться Ему.
Вот почему меня мало убеждают аргументы типа "Путин крестится", "он молится". Я уверен, что подобные действия будут иметь последствия и для Путина, и для всей страны -- но будут ли они благоприятными для самого Путина? это целиком и полностью зависит от тайны его личных отношений с Богом. А эти отношения у всех у нас очень непростые.
Внешняя православность человека имеет реальную силу. Влияние этой силы на судьбу велико, но вовсе не обязательно приятно. Я не исключаю, что Россия была бы намного счастливее, если бы тут было поменьше крещённых, но не исполняющих обеты крещения людей. Люди просто не понимают, насколько тяжела рука нашего Бога. Хотя вообще-то давно уже пора бы понять это. Сама жизнь учит же, казалось бы?
Бог действительно может стать и становится для человека Другом и поистине Спасителем, но это гарантировано лишь начиная с уровня умной молитвы (см.
Ступени духовной жизни в Православии). Потому что умная молитва это именно неформальная, искренняя беседа человека с Богом. "Я люблю любящих Меня" -- говорит Господь. А какая там "любовь", если между нами и Богом стена непонимания и недовольства тем, как Он распоряжается нашей судьбой.
Человек может думать сам про себя, будто бы он любит Бога -- но легко проверить, так ли это на самом деле. Если ты не можешь сконцентрироваться на молитве, значит у тебя серьёзные проблемы. Кого мы любим, на том с удовольствием концентрируем свой ум. Человек мира сего, становясь на молитву, тут же обнаруживает массу актуальных и срочных предметов для размышления. Он охвачен заботами.
А уже отсюда и рождается идея, будто бы молитва это дело монахов. Мол, у монахов нет проблем с выживанием, и они могут себе "спокойно молиться". Это иллюзия. У монаха дело обстоит так же точно, его отношения с Богом так же сложны и запутаны, как и отношения мирянина. И поэтому его ум так же точно рассеивают помыслы.
Между тем, лекарство от всех проблем с молитвой заключено в самой же молитве. Если тебя что-то тревожит, молись об этом. Если тебя что-то отвлекает от молитвы -- молись о том, что тебя отвлекает от молитвы. Всякая забота и всякая проблема это топливо для молитвы. Если тебе нужно что-то сделать, молись Богу, чтобы Он Сам сделал это.
Для Бога в Его мире нет мелочей, потому что всякую мелочь Он и придумал, и продумал тщательно и всесторонне, как часть общего сюжета судеб Его творения. С другой стороны, не бывает проблем настолько масштабных и трудных, чтобы Он не мог с ними разобраться. И потому с какой бы ситуацией ни столкнулся православный человек, ему следует молиться Богу, чтобы Он разрулил эту ситуацию. И если (как чаще всего и бывает) для этого требуются какие-то действия самого человека, Бог подскажет, как и что именно делать.
Потому если бы Путин действительно служил Богу, он бы не просто участвовал в ритуалах, но руководствовался Его волей во всех своих делах. Не только семейных и личных, но и государственных, и мировых. Однако любой высокопоставленный человек высоко поставлен кем-то, и на этого кого-то он уповает и полагается, и этого кого-то должен слушаться, если не желает потерять своё место и саму жизнь свою. Кто поставил тебя -- тому ты и служишь. И если не Бог поставил тебя, то не Богу ты и служишь, по крайней мере поначалу.
Да, сколь угодно высоко поставленный человек в любой момент может покаяться и начать служить Богу. Но это не может не означать, что у него начнутся Проблемы с тем, кто его так высоко поставил. И да, конечно, Бог может решить все эти проблемы! И непременно решит -- но для гарантии у этом серьёзном деле (а это вопрос жизни и смерти: чем выше, тем ниже падать!) уже не простое участие в ритуалах необходимо, а настоящее, серьёзное выяснение отношений с Богом в умной молитве. Тут нужны личные гарантии Самого Иисуса Христа. А без этого может получиться по-всякому: Бог может спасти и защитить кого захочет и безо всякой молитвы; никаких проблем. Но может и нет.
Эту странную заметку мне хочется завершить
рассказом русского воина (52:51) -- одним из тех рассказов, которые не под силу сочинить ни человеку, ни музе.
По сути, здесь сразу две разные истории, тесно между собой переплетённые. Как два человека остались невредимы в ситуации, когда это было невозможно. Один мусульманин, и один русский. Обоих их спасла молитва. Хотя может быть, мусульманина просто пощадили единоверцы? Но вот русского точно никто не пощадил, русский остался жив именно чудом Бога. И не только сам остался жив, но и спас других русских солдат.
Душманы хотели сделать из русского свинью - это жестокая английская забава, когда стрелки намеренно гоняют по кругу испытывающего смертный ужас человека в течение минуты, а затем убивают несчастного. Только на этот раз вышло иначе. Забава уже давно кончилась, и теперь жертву просто старались убить, позабыв обо всех остальных - но так и не смогли в него попасть.
Русский (в отличие от мусульманина) не знал молитв - он молился без слов и без ума, одним сердцем. И потому, конечно, его бессловесная молитва выглядела некрасиво, не по-людски. Но зато она спасла не его одного, а многих.
Чужая душа -- потёмки. Но когда я гляжу на Путина, мне кажется, что его реальный духовный уровень не сильно отличается от уровня того солдата, из которого англичане (руками пуштунов) хотели сделать свинью. Так что, если он достаточно умный человек, то найдёт в этой истории много личного и полезного. И любой читатель найдёт! ибо она многогранна и наполнена множеством смыслов, как и любая история реальной жизни. Господь наш - великий Писатель.