Spoiler-free. Я очень не люблю спойлеры, особенно когда это касаетс такого остросюжетного повествования, поэтому обсуждение сюжета будет в другом посте.
Элиезер Юдковски сделал поразительную вещь - взял чужое произведение, его вселенную, героев и создал из это произведение, обладающее не меньшей культурной ценностью, чем оригинал. У меня язык не повернется назвать это фанфиком, поэтому я буду называть его книгой - 1600 страниц на фанфик как-то не тянут.
Ощущения от книги - как от прикосновения к настоящему, реальному волшебству, настолько прекрасному, что невозможно смотреть без слёз.
Честно говоря, меня разочаровала последняя книга про Гарри Поттера - как-то все притянуто за уши и скомкано и вымучено. Видимо, Джоан Роулинг сама устала от своего произведения, а выдать продукт обязывал контракт. Тогда как Элиезер не был связан никакими контрактами и мог позволить себе писать свою книгу в течение пяти (!) лет в свое удовольствие, тогда, когда чувствовал, что нашел правильное сюжетное решение. И оно того стоило.
Кто-то говорит, что вот у Роулинг была борьба добра со злом, а у Юдковски - борьба разума с глупостью. Но за такой битвой было бы неинтересно наблюдать - результат заранее предрешен. Разумеется, это тоже имеет место быть - Гарри пытается наводить порядок в Хогвартсе, в Министерстве Магии, протестует против глупых правил. Но основная схватка все же происходит между двумя великими умами - у одного из которых есть ограничения в виде этики и морали, а у второго нет никаких ограничений, кроме пределов собственной фантазии. И вот это по-настоящему интересно.
По сути, это та же борьба добра со злом, но не в том примитивно-упрощенном виде, в каком это было у Роулинг, где могущественного темного мага можно победить материнской любовью. Вот это пожалуй самое слабое место в каноне - неужели кроме Лили Поттер никто в магической Британии не был способен на любовь? Никто не был готов пожертвовать собой ради близких? Вообще никто из всех тех семей, которые убил Волдеморт со своими Пожирателями? Одни бездушные чурбаны, все, кроме святой матери Лили.
В книге Юдковски нет банальных и легких решений, все чудеса, которые происходят - результат честного труда и честного решения задачи.
Что мне не понравилось - история с чудесным "эликсиром красоты", который сделала Лили для Петуньи, и который изменил ее судьбу и ход всего повествования.
"Я выпила зелье и серьёзно болела две недели. Зато потом моя кожа стала чистой, фигура похорошела и... Я стала красивой, люди начали относиться ко мне добрее, - её голос сорвался, - после этого я больше не могла ненавидеть сестру, особенно когда узнала, к чему в итоге её привела эта магия."
То есть, у Петунии улучшилось состояние кожи, волос, уменьшился вес - и вуаля, все ее комплексы, жгучее чувство зависти к лучезарной сестре, ненависть к себе покинули ее, она внезапно стала уверенной в себе гармоничной личностью.
Внешность позиционируется автором как первичный фактор успеха и удовлетворения от жизни, по крайней мере, для женщины. На этом стереотипе, собственно, держится вся индустрия красоты, от продажи косметики до пластических операций - купи себе чудесное средство, заплати деньги и ты станешь новым человеком, твоя жизнь изменится. В каких-то случаях, возможно, это действительно имеет эффект, в том числе эффект плацебо, но в большинстве случаев результат нулевой - проблемы-то в голове, а не во внешности.
Красивая внешность дает фору на первые секунд пять, дальше все зависит от других факторов - уверенности в себе, обаяния, интеллектуальности, умения поддержать разговор, приятности характера и т.д. Странно, что автор, который знаком с множеством исследований по психологии, этого не знает.
"И после школы я встречалась с этим Верноном Дурслем, он был толстый, но кроме него никто из парней в университете со мной вообще не разговаривал. Он говорил, что хочет детей, и чтобы первенца звали Дадли. Я тогда подумала: «Какие же родители назовут своего ребёнка Дадли Дурсль?».
И тут вся моя будущая жизнь словно бы встала у меня перед глазами, и это было невыносимо."
Серьезно? Петунии просто необходимо было срочно выйти замуж за кого угодно сразу после школы? Почему бы не освоить профессию, найти себе увлечения, друзей? Или заняться спортом и подобрать себе подходящую диету, если на то пошло. Хотя, у Роулинг не было ни слова об уродстве Петунии или излишнем весе, Юдковски похоже перепутал ее с Верноном.
В общем-то логично, что когда у нее появилась возможность выбора она выбрала в мужья вместо успешного бизнесмена с замашками тирана (который еще и хотел обязательно назвать сына Дадли:) ) выбрала немного чудаковатого оксфордского профессора, менее подходящего для того, чтобы заставить завидовать бывших одноклассниц, зато "теплого и лампового". Петуния Эванс неамбициозный человек, все, что ей нужно в жизни - семья и признание окружающих - она типичный "пуффендуец" и в этом нет ничего плохого, вопрос только в том, какими методами зарабатывается это признание - показным старанием быть "как люди" в глазах соседей и знакомых либо заботой о близких и значимых людях.
Но непонятно, почему она уверена, что Майкл Веррес мог обратить на нее внимание только в результате ее "чудесного перевоплощения" - он не производит впечатление человека, который судит по обертке.
Вообще, не понравилось то, какой упор делает автор на внешность при описании девушек: "сегодня она выглядела симпатичной/не очень симпатичной". Очень неприятен такой сексизм и лукизм от рационально мыслящего автора.
Объективно, внешность человека, как мужчины так и женщины, имеет большое влияние на то, как его воспринимают окружающие - красивого и ухоженного человека подсознательно воспринимают как умного, профессионального и обеспеченного. Но это далеко не всегда может соответствовать реальности, это еще один Cognitive Bias. Собственно, в книге даже есть глава "Внешность обманчива" - это фраза, которую в каноне произносит Квиррелл в ответ на удивление Гарри после их встречи у Зеркала Еиналеж.
В книге женскому полу изрядно досталось от автора, досталось и девчонкам-фанаткам, которые чуть не убили Гарри, и снейпоманкам и даже умнице Гермионе. Девочкам с детства забивают мозги романтикой и это сказывается.
История про Фламеля и Бабу Ягу - это был я даже не знаю какой уровень троллинга...
Кстати, о романтике и снейпоманках. В этой книге описана самая пронзительная, прекрасная, короткая и печальная история любви. Нет, любовь - это слишком громко и слишком абстрактно, скорее, кратковременное счастье от встречи с кем-то, кто способен понять без слов Сцена такой степени интимности, что захватывает дух - когда на короткий момент были отброшены все маски и высказаны вслух вопросы, которые страшно задавать даже самому себе - пусть даже только потому, что этим откровениям предстояло быть стертыми из памяти. Они встретились - мужчина, который так прочно прирос к своей маске циничного пожирателя малых детишек, что забыл, кто он на самом деле, и влюбленная девчонка, смешная, отчаянная, но далеко не такая простая и наивная, какой она могла показаться...