Imaginaerum - что общего у Геймана, Гиллиама и Холопайнена

May 05, 2013 23:59

С каждым кусочком, который я пишу о кино, я все больше понимаю, что никому не стоит ориентироваться на подобные «рецензии». Дело в том, что я искренне люблю кино и совершенно не люблю его ругать. То есть, мне в той или иной степени нравится все, что я смотрю. Просто я не нахожу времени смотреть те фильмы, которые мне очевидно не понравятся. Так вот, к описываемому ниже это относится вдвойне.

В ноябре 2011 года одна из моих любимых групп, Nightwish, выпустила последний, на данный момент, альбом, Imaginaerum. В процессе работы над ним было объявлено, что музыка с него послужит саундтреком к снимаемому параллельно одноименному фильму. Альбом не перестает меня радовать уже почти полтора года, а до фильма я добрался только сейчас.

Если кратко - это ну очень специфичное кино. Я отдаю себе отчет в том, что большинству он не понравится. То есть, если вы считаете странным, непонятным и вообще «не для всех» «Воображариум доктора Парнаса», то можете смело множить все эти качества на два. К тому же, это во многом кино для фанов Nightwish. Не знаю, как оно воспринимается человеком, далеким от. Вероятно, хуже, хотя оно и является абсолютно самостоятельным произведением.

Началось все... Я не знаю доподлинно, с чего все началось. Но создается впечатление, что это не альбом повлиял на фильм, и не фильм на альбом. Кажется, это просто разные ростки разрозненных идей, вертевшихся в голове лидера Nightwish Туомаса Холопайнена и сложившихся в очень странно поданную, но вполне жизненную историю.

Действие происходит в двух «слоях». В реальности, 75-летний композитор и поэт Томас Уитмен лежит в коме, а ненавидящая его дочь разбирается в его бумагах. В голове Томаса, потерявшего часть воспоминаний за последние несколько лет деменции, он заново проживает кусочки своей жизни, смешивающиеся со странными фантасмагорическими образами, в которых он противостоит... магическому снеговику.

Наверняка, многие из тех, кто это прочтет, периодически наталкивались на то, что сложно даже охарактеризовать. Когда ты читаешь книгу и над очередным описанием чего-то ирреального задумываешься о том, что не понимаешь. Не понимаешь, что творится в голове у человека, который может такое придумать. Не понимаешь, как рождаются такие описания. Как до такого вообще можно дойти, как выловить такие мысли, и как их выразить. Образы, которые даже воспринимаешь с определенным трудом, не говоря уж о создании чего-то подобного. Описания, которые не подчиняются логике, но оттого прекрасные вдвойне. Из тех, кого я читаю и ценю, в этом особо силен Нил Гейман. А еще он написал сценарий к интересному и во многом близкому к Imaginaerum английскому фильму Mirrormask.

Так вот, подбираясь к сути, скажу - в качестве ориентиров создатели фильма называли Тима Бертона, Сальвадора Дали и Нила Геймана. Все есть. Я бы еще добавил Гиллиама с его «Воображариумом». От Бертона здесь общая атмосфера мрачной готической сказки и глубокие синие тона. От Дали и Гиллиама - сюрреалистичные пейзажи и жонглирование реальностями, от Геймана - общая стилистика повествования, странные персонажи, типа верных хозяину оловянных солдатиков, наслоения аллюзий и те самые образы, которые нельзя понять, а можно только почувствовать. И, как и в лучших произведениях Геймана, в основе всей этой фантастической мишуры лежит достаточно простая жизненная история - на этот раз о человеке, не умеющем выразить свои чувства.

Что имеем в сухом остатке? Очень странную драму, выглядящую, скорее, как путешествие по параллельным мирам. Фильм с очень хорошим саундтреком, который иногда становится похож на один большой музыкальный клип; впрочем, его это не портит, как и The Wall, например. Фильм, который понравится хорошо если каждому четвертому, но достойный неоднократного внимательного просмотра. Невозможно странное кино, в общем - под стать названию.

байки слоупока

Previous post Next post
Up