Письма Леонида Киселиса. Ленинград, 1942-43

Nov 05, 2008 14:33

Седьмое письмо
11 июля 1942 г.
Крепко целую тебя родная мамуля, Симу и моих племянников Юрика и Татьянку!
Еле собрался со временем что бы написать тебе ответ. Письма все твои получаю. Я пока жив и здоров. Пишу тебе кое что новое.
Месяца 1 1/2, я по служебным обстоятельствам не мог никак побывать у Софы. И вот 6го июля меня отпустили, я придя домой обнаружил дверь на замке. Как мне сообщила соседка, София (действуя через военкомат) получила разрешение эвакуироваться из Ленинграда, что с поспешностью и сделала ничего мне об этом не сообщив предварительно. Взяла направление на Ярославль (в свою деревню) вместе с Юриком и выжившей из ума старой теткой (которая последнее время надоедала ей с этим и нервировала всячески Софью). Как я узнал у той же нашей соседки по квартире, Софа последнее время особенно плохо себя чувствовала (Цынга стала проявляться в более резкой форме, опухоль ног, разрушение зубов, общая слабость) к тому же без всяких почти средств. Она решилась на этот очень трудный путь. И теперь, мама, представь мое беспокойство, я пока никаких сведений о ней не имею, прошло уже две недели. Я написал об этом её родителям в Ярославскую обл., (в деревню) буду ждать ответа. Квартира забронирована за мной и ключ находится в домоуправлении. Только бы её поездка оказалась благополучной. Молока для ребёнка ей дали только на два дня, в отношении провизии в дороге тоже очень трудно, к тому престарелая тетка ей так же обуза, она еле двигается и очень действует на нервы Софьи. Не знаю чем эта поездка кончится. Ну вот пока родная мамуля все! Моё время кончается и надо идти на вахту. В отношении питания всё ещё чувствую недостаток. Кушать очень хочется, хотя и не так как это было зимой. Мама если сможешь похлопочи с маленькой посылочкой через ваш местный военкомат, может что и получится.
Пиши мне по старому адресу: КБФ. Военно-морская почтовая станция №1101 п/я №578 мне. Напиши получила ли ты мою открытку - ответ на твоё письмо??
Даю тебе так же адрес родителей Софьи, куда она направилась: Ярославская обл. г.Данилов. п/о Васильцево Деревня Чуракова Короткову Егору Ивановичу (для Киселис Софьи).
Ну как твоё здоровье родная мамуля (хотелось бы как тебя увидеть!!) Симурку и моих племяшей. Как вы там живёте? Что нового?
Буду ждать быстрейшего твоего ответа.
Крепко и ещё раз крепко всех вас целую!
Ваш Леонид.
Письмо не перечитываю, нет времени. Возможно отсутствует изложение последовательности мысли.
Пиши! Жду.
Восьмое письмо, на листе такие же корабли, как и на шестом. Поверх текста письма есть надпечатка «ПРОСМОТРЕНО
Военной Цензурой
_________________
15

9 февраля 1943 г.
Крепко, крепко целую дорогая мама тебя, а так же моих племянников и Симу.
Открытку и письмо датированные 18 января 43 г. - получил. Наконец то я знаю где вы находитесь и что с вами.
Прежде всего я жив и здоров. Расскажу по порядку. Получив в августе от тебя последнее письмо, я сразу же собрался ответить. 16го пишу ответ, вернее начал писать, как экстренно в этот же день, буквально через час, мне было приказано отправиться на передовую линию фронта, где я и пробыл 2 с лишним месяца. Письмо было не дописано. И только лишь по возвращении я его докончил и отправил с соответствующими поправкой и дополнением. Мое письмо, в поисках тебя, проблуждав месяц с лишним возвратилось опять ко мне с резолюцией:-«Адресат - выбыл». Я же зная из предыдущих твоих писем, о намечающимся вашем переезде на новое место, так и подумал, что вы выехали. Не стал больше писать, а стал дожидаться твоего нового адреса. Софья тоже об этом ничего мне сообщить не могла и вот как видишь только через 6 месяцев; я могу тебе написать письмо-ответ. Получишь ли ты его?
Много воды утекло за это время. Много и пережито.
Тебе очевидно известно то что когда Софья эвакуировалась из Ленинграда, условия жизни и проезда сложились для неё очень тяжёлые. В дороге умер наш сын Юрий, а зетем, не доезжая несколько километров до заветной цели (деревни) за ребёнком последовала и старуха, тётка Евлампия. Софья удивляется, как это она сама добралась, а ведь в ней самой едва теплилась жизнь. Сейчас ничего, как говорят «отошла», тем более находится вкругу родных и родственников, все же помощь. Летом работала в колхозе, а в данный момент шьёт теплое бельё на Красную Армию.
Несколько о себе.
Нахожусь пока, и служу в прежней части. За боевые операции на фронте, награждён правительством медалью Советского Союза «За отвагу». Скоро очевидно прибавится вторая «За оборону Ленинграда».
Вступил в партию.
На здоровье не жалуюсь - хорошее. Вот коротко и всё о себе.
Дорогая старушка. Пишешь трудно тебе? Да, мама, суровое время. Но о смерти подожди думать. Верю я, что скоро придёт время. Соберётся наша семья. Увидимся, а возможно будем опять вместе и начнётся новая созидательная жизнь. Да, мамуля, твоя жизнь это вечные хлопоты, вечное беспокойство о своих птенцах. Ты свою жизнь посвятила нам. Это я ценю и дорожу этим.
Мама, я мог бы послать тебе денег, но ты пишешь что в конце февраля возможен ваш переезд в Москву, так ты мне в следующем письме напиши в какой адрес посылать тебе деньги, что бы я был уверен, что они дойдут до тебя и что ты их получишь.
Одновременно с этим письмом, напишу и Софьи. Сообщу ей твой новый адрес. Ты же мне теперь пиши так: 1101 Полевая почта часть №98240
Мне и вполне достаточно. Ничего больше.
Обнимай и целуй за меня крепко Симу, Юрика и Татьянку.
Как мне хочется видеть вас всех!
Надеюсь что все же увижу.
Целую твой Леонид.
Как Мякишевы пишут что либо?

ВОРОБЬЁВА А.Г., Семейный архив, КИСЕЛИС Л.П.

Previous post Next post
Up