Добровольный подвиг свидетельства

Oct 26, 2013 12:25



В эти дни, накануне Дня памяти жертв советских репрессий, который отмечается 30 октября. перечитываю автобиографическую повесть "Прочерк" Лидии Корнеевны Чуковской (1907 - 1996).

В связи с этим вспоминаю одну мысль, которая меня потрясла в докладе Б. В. Дубина, руководителя отдела социально-политических исследований Левада-центра: «Примо Леви, Клод Ланцман, Джорджо Агамбен: этика свидетельства», прозвучавшем в 2008 году на конференции «Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе». Речь шла о том, что одной из страшных задач нацистских преступников было стереть не только свидетелей нацизма, но саму память о них: «Может быть, вы и выживете, но память об этом будет принадлежать нам». Основная мысль доклада состояла в том, что только человек, добровольно взявший на себя подвиг свидетельства, может противостоять тем, кто в страшные времена сохраняет себя в «счастливом забвении» или списывает все на то, что они были лишь «винтиками в машине уничтожения».


Воспоминания Лидии Корнеевны Чуковской, Евфросинии Антоновны Керсновской, Тамары Владиславовны Петкевич, м. Елены (Казимирчак-Полонской) для меня дороги, как письма родных людей, хотя мне и не довелось жить с ними в одно время и знать их лично. Их книги читаю и перечитываю, как долгожданные весточки - особенно в трудные минуты. Они дерзнули добровольно взять на себя этот подвиг свидетельства, и эта память принадлежит уже не палачам. Это свидетельство уже стало частью нашей жизни в настоящем, здесь и сейчас, их имена не забыты. Но сколько еще предстоит потрудиться, чтобы вспомнить всех невинно пострадавших и убиенных.

"...В центре повести короткая жизнь мужа Лидии Чуковской, астрофизика Матвея Петровича Бронштейна, расстрелянного в годы «ежовщины». В «Прочерке» - восемнадцать глав, в которых рассказано о юности автора, о ссылке в Саратов, о работе в редакции ленинградского Детиздата, руководимой С. Маршаком, о знакомстве с М. П. Бронштейном и их жизни до ареста. Названа повесть так потому, что в свидетельстве о смерти Матвея Петровича, выданном в 1957 году, спустя девятнадцать лет после его гибели, в графе для указания «причины смерти» и «места смерти», стоял прочерк..."

Когда убили одного...

Когда убили одного,
все спрашивали: кто? кого?
когда? с какою целью?

солдат ли? офицер ли?

Когда убили десять лиц,
все вслух позорили убийц,
запомнив благосклонно
убитых поименно.

Когда убили сто персон,
никто не спрашивал имен -
ни жертв, ни убивавших,
а только - наших? ваших?

Когда убили миллион,
все погрузились в смертный сон,
испытывая скуку,
поскольку сон был в руку.

А.Л.Величанский.

На снимке: Лидия Чуковская с дочерью Люшей (Леной), Москва, 1943 год.






Зарубежные исследователи считают состояние исторической памяти в России «коллективной амнезией»
Ксения Кириллова

'Престарелые жертвы сталинизма уже не пользуются ни привилегиями, ни уважением, а их престарелые мучители получают большие пенсии и с гордостью носят ордена'






Почему мы продолжаем жить в советской России? (+Видео)
Юрий Пивоваров

Советское - не политика, не экономика, даже не идеология. Это огромное явление планетарного масштаба, которое для России в XX столетии оказалось судьбой. Оно началось с отказа от всех фундаментальных ценностей, которые выработало человечество. Ни религии, ни семьи, ни собственности, ни права, ни государства. Ничего!

persona, литература, ХХ век, заметки на полях, history, любимое, память, книга

Previous post Next post
Up