Православие среди потомков сёгунов

Oct 25, 2013 11:49


Ortodoxia printre urmaşii şogunilor. Ziarul "Lumina", 28.02.2012.

Христианство было принесено в Японию в XVI веке католическими миссионерами, а православие на японской земле появилось благодаря святителю Николаю Японскому во второй половине XIX века. Сегодня христиане составляют всего лишь 1% населения Японии. В их рядах насчитывается три тысячи румын под пастырским попечительством свящ. Александра Никодима. Он рассказал нам о муках и радостях миссии среди потомков сегунов.

Отец Александр, Вы служите священником в румынской православной общине в Токио на протяжении трех с половиной лет. Насколько трудна миссия румынского священника на японской земле?

Мне было крайне трудно привыкнуть к японской культуре и языку. И по причине того, что я переехал в Японию в определенном возрасте (мне было 27 лет, я был еще молод, но все же как личность я сформировался в Румынии), то мне было чрезвычайно трудно адаптироваться. Я до сих пор штурмую японский язык. Свт. Николай Японский, принесший православие на эту землю, семь лет провел в буддийском храме, чтобы выучить японский язык, и когда он вышел оттуда, то владел японским лучше, чем сами японцы. Все связано с адаптацией к языку, к японской культуре. Но это сложно, если ты, привыкший к алфавиту из двадцати с чем-то букв, оказываешься там, где для чтения газет надо знать 2200 иероглифов.

Поскольку я привык к образу жизни священника в Румынии, могу сказать, что мне пришлось очень трудно, так как в родной стране приходы находятся в центре сообщества, однако в Японии дела обстоят иначе. Здесь насчитывается примерно три тысячи румын, разбросанных по всей стране. Если в Румынии для того, чтобы попасть в храм, тебе достаточно перейти дорогу или пройтись 5-10 минут пешком, то там румыны едут в храм час, даже два, на поезде или на машине. Расстояния от 20 км и больше. Например, у нас есть дом в 50 км от Токио.



Почему Вы выбрали Токио для встреч и молитвы?

Здесь много румын. Нам удалось арендовать часовню католического храма. Арендная плата умеренная, мы платим только за то, что потребляем. Cлужу здесь раз в две недели. В другие воскресеньям еду в общины за пределами Токио. Раз в месяц мы стараемся посетить другой румынский приход в Японии, который расположен в городе Нагоя. Здесь мы снимаем зал в культурном центре.

В скольких местах в Японии Вы совершаете богослужения?

Мы служим в каждом доме отдельно. Если сейчас нам удалось больше сосредоточиться на городе Токио, то вначале богослужения совершались у людей по домам. Такова диаспора. Есть малые общины, состоящие из нескольких семей. Мы едем и служим у той семьи, у которой дом просторнее. Устраиваем небольшую часовню и так совершаем Божественной литургию. Там и исповедуем, и причащаем. Такие общины живут и в 500 км от города. Так что мы вместе с ними делимся радостью. Одно дело, когда ты идешь прямиком в храм, а другое - когда священник едет за 500 км. Давайте будем реалистами - они не могут приезжать в храм каждое воскресенье. Если я как священник их не навещаю, тогда они остаются без совместного богослужения.


Кем являются члены православной румынской общины в Японии?

Это замечательные люди. Мне было дано встретить там людей с особой верой, потому что жизнь среди чужих заставляет тебя заново открыть самого себя. Это совсем другое дело, когда ты находишься среди чужих. Все время сталкиваешься с дилеммой: "Кто я?". Тогда приходится заново познавать себя, увидеть, кто ты есть, чтобы свидетельствовать о себе другим. Меня поразило то, что люди, покидавшие страну с возмущением и отчуждением от народа и православной веры, в Японии стали в большей степени румынами и более верующими, чем многие из оставшихся на родине. Они нашли Бога среди чужих людей. Многие из них мне признавались: "Отче, теперь и я стал понимать, почему румынская культура в то же время является православной". Там они открыли себя заново и осознали значимость Церкви в румынской культуре. Многие свидетельствуют японскому народу о Румынии. Мне даже довелось присутствовать на таких мероприятиях, организованных людьми, которые были настолько увлечены, что собирали сотни японцев как раз для того, чтобы рассказать им о Православной церкви, о Румынии, о ее традициях и национальной кухне. Они стали воодушевленными глашатаями Церкви и родной страны.

Святитель Николай и бессарабские миссионеры

Православие было принесено на эту землю свт. Николаем Японским во второй половине XIX века. Родом из России, он был направлен в 1861 году Российской церковью в Хакодатэ (Хоккайдо) служить священником в часовне русского консульства. В итоге, благодаря усердным трудам, он стал первым православным епископом в Японии. Благодаря выдающейся личности свт. Николая и его харизме, к концу его жизни крестилось около тридцати тысяч японцев, а в церкви служили примерно триста священников. Вместе со свт. Николаем были два брата миссионера из Бессарабии - иером. Анатолий и Яков Тихай. Свящ. Александр Никодим рассказывает: "Иером. Анатолий (Тихай) был правой рукой свт. Николая, а Яков, брат иером. Анатолия, привез туда церковную музыку и положил ее на ноты на японском языке. Таким образом, японская церковная музыка была написана румыном. Есть несколько исследований, которые Влад Кубряков из Бессарабии посвятил биографии этих двух миссионеров. Он оптимистично настроен по поводу шансов на их канонизацию". В настоящее время Японская православная церковь является автономной митрополией под юрисдикцией Русской православной церкви. В ней насчитывается около тридцати священников и два епископа. "Священники из японцев, говорят и на русском, и на японском", - поясняет свящ. Александр Никодим. Помимо Православной митрополии Японии здесь также действуют представительство Московского патриархата и русский монастырь, единственный православный в этой стране.



Диакон Димитрий Львовский и иером. Анатолий (Тихай) - в первом ряду посередине.
Осака, 1882. Фото: cubreacov.wordpress.com


Христианизация Японии

Христианство было принесено в Японию католическими миссионерами в XVI веке, когда японский народ открылся к Западу, и не запрещалось до начала XVII века, когда сегунат Токугава запретил христианство и стал преследовать христиан. "Япония дала множество мучеников, в том числе из числа самураев. Их избивали, сжигали, распинали, им отрубали головы. Сегуны начали гонения на христиан из-за того, что усмотрели в них угрозу национальным интересам страны. В целях усиления контроля над населением было предложено исключить всякое постороннее влияние на японскую культуру, в том числе со стороны христиан, происходивших из числа миссионеров, пришедших с Запада. Чтобы обнаружить христиан, людям было приказано приходить в определенное время в году в храм. У входа в храм лежала икона, на которую приказано было наступать. Тех, кто отказывался, убивали", - рассказывает свящ. Александр Никодим. По его словам, это одна из причин, по которым христиане составляют сегодня всего 1% от населения Японии.



Когда отношения с западными странами были возобновлены в середине XVIII века, христианство снова начало процветать и продолжает свое существование до сегодняшнего дня. Христианство протестантского толка пришло в Японию через американскую культуру.

Беседовал диак. Джордже Аникулоайе.
Фото: ziarullumina.ro






Православие в Японии. Сто лет спустя
16 февраля 2012 года исполнилось сто лет со дня кончины основателя Православной Церкви в Японии святого равноапостольного Николая Японского

свидетельство, миссия, церковь, христианство, Япония, из переводов "в стол", интервью

Previous post Next post
Up