Хотелось бы поделиться очередной находкой - выдержкой из книги
Христоса Яннараса "Против религии", переведенной на румынский язык Тудором Дину и изданной в 2011 году издательством "Anastasia". Переводить уже переведенный текст, не владея языком оригинала (новогреческим) и не имея на руках первоисточник, - большой риск. Но все же осмелюсь. Хотя переводить такого дерзновенного автора, как Яннарас, это риск вдвойне.
Вышедшая книга на румынском сразу стала библиографической редкостью. Как пишет в рецензии Драгош Мыршану на
doxologia.ro, в своем труде Х. Яннарас противопоставляет церковное со-бытие (как подлинное проявление христианской жизни в общении) религии (как индивидуальному инстинктивному интересу). В русле известного в православном богословии утверждения о том, что "христианство - это не религия, а образ жизни", он пишет: "Церковь и религия оказываются такими же несовместимыми и непримиримыми реальностями, как жизнь и смерть, свобода и необходимость, любовь и корысть" (Christos Yannaras, "Contra religiei", p. 282).
По мнению автора рецензии, с этой книгой необязательно во всем соглашаться или, напротив, отметать все напрочь, но несомненно то, что данный труд заслуживает внимания.
"Отсутствие евхаристической общины превращает приход в филиал "бюро религиозных услуг", а священник становится "чиновником", обслуживающим индивидуальные "религиозные потребности".
Когда приход перестает отождествлять себя с евхаристической общиной, когда он естественным образом начинает восприниматься как некий "филиал" религиозного учреждения с централизованным руководством, то его численность выходит из-под контроля: число прихожан больше не определяется задачей созидания общины, но обслуживания индивидуальных «религиозных потребностей». Как оказалось, что в крупных городах приход может предоставлять "религиозные услуги" многим тысячам и десяткам тысяч людей. (...)
В современных крупных городах на "приходах", насчитывающих десятки тысяч "прихожан", каждый участвует в Евхаристии в условиях анонимности и полного одиночества. Каждый присутствующий в церкви оказывается неизвестным среди неизвестных, в большей степени, чем в любом кинозале, в театре или на трибунах стадиона. Каждый молится, погружается в свои мысли, учится, веселится или скорбит в одиночку, ничем не делясь с другими. И с нетерпением ждет своей очереди, чтобы подойти и причаститься Телу и Крови Христовых из рук священника, с которым у него нет даже формального мирского контакта. Так же, как и с теми, кто "причащается" перед ним или после него, из общей чаши, с которыми прихожанин никогда и не здоровался".
(Christos Yannaras, "Contra religiei", pp. 145-146).
Источник:
deasaimpartasire.blogspot.comФото обложки: doxologia.ro