Как причащаться - часто или редко? (II)

May 15, 2013 18:35


SERAFIM (JOANTĂ), Arhiepiscop ortodox român de Berlin, Mitropolit al Germaniei şi Europei Centrale. DEASĂ SAU RARĂ ÎMPĂRTĂŞIRE? (II). 04.12.2009. Начало статьи.

Митрополит Германский Серафим (Жоантэ)

1. Это законный вопрос, который часто задается в наши дни, особенно в среде благочестивых верующих. Однако ответы на этот вопрос - к удивлению, если не к смущению многих - оказываются самыми противоречивыми и запутанными.

Сторонники обновления христианской жизни в Церкви через особое внимание к участию в таинствах выступают за частое, регулярное причащение. Как правило, их обвиняют в подверженности инославным влияниям - католиков или протестантов. Действительно, у католиков и протестантов практикуется причащение всех верующих, присутствующих на каждой мессе или Вечере Господней, без строгой предварительной подготовки, которая столь регламентирована у православных (исповедь, пост, в том числе евхаристический, особое молитвенное правило и т.д.). Отсюда закономерные опасения о "профанации" таинства.

"Консерваторы", т.е. приверженцы "традиции" редкого причащения (один-четыре раза в год, в соответствии с "церковной заповедью"), не хотят ни на йоту уступать и настаивают, что причащаться следует не чаще, чем раз в шесть недель (сорок дней), да и то только монахам. Третьи, чтобы уклониться от прямого ответа, говорят: "Причащаться следует и не часто, и не редко, но достойно". Такой ответ, кажущийся взвешенным и мудрым, устраивает большинство людей. Но это лишь первое, обманчивое впечатление. Если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что это не ответ, а лишь тонкое уклонение от вопроса. Ведь проблема «достоинства» подразумевается в самой постановке вопроса. Действительно, было бы полной бессмыслицей задаваться вопросом, как часто следует причащаться человеку, находящемуся под епитимьей из-за смертных грехов! Очевидно, что тот, кто упорствует в грехе, не может причащаться до тех пор, пока он не перестанет в этом грехе жить. Таким образом, само собой разумеется, проблема частого или редкого причащения относится к тем, не живет в смертных грехах, регулярно ходит в храм и прилагает усилия к тому, чтобы жить подлинной христианской жизнью.

Есть еще и такое мнение, что частота причащения остается на усмотрение верующего, по его желанию. Другие, помудрее, говорят, что это решает духовник. Но поскольку все вышеприведенные варианты ответов высказаны как раз духовниками, мы видим, насколько субъективны люди в решении столь важного для христианской жизни вопроса.

2. Причины такого разнообразия мнений многочисленны и разноплановы (богословские, дисциплинарно-канонические, психологические и т.д.).

В раннехристианские времена все верующие, которые участвовали в Божественной литургии, причащались Святых Тайн. Это было естественно, так как цель Литургии заключалась в созидании Церкви через собирание всех верующих, совместную молитву и приобщение ко Христу, присутствующему на Евхаристии под видом хлеба и вина. Литургию воспринимали и переживали как "Трапезу Господню", на которую приглашены все, принявшие Крещение и называющие себя христианами. Эта "Трапеза" или "Вечеря" становилась "Воспоминанием о Господе", потому что во время нее верующие во главе с епископом или пресвитером воспоминали и переживали со Христом все его спасительные действия: Рождество, Возвещение Евангелия, Страсти, Смерть, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа. Приобщение Святых Тайн на каждой Литургии означало для ранних христиан кульминацию евхаристического собрания, его неотъемлемый смысл, который составляет единение со Христом ради жизни в Нем (Гал. 2, 20). Участие в Евхаристии без причащения Святых Тайн было просто немыслимо. Ведь тогда Литургия не достигает своей цели - единения со Христом - и превращается в своего рода священный спектакль, во время которого действительно можно испытывать святые и возвышенные эмоции, однако они остаются далекими от реальности конкретного единения со Христом, осуществляемого только через причащение.

Это правда, что первые христиане осознавали всю серьезность приобщения к Божественным Тайнам и не приступали ко Христу кое-как, но только с совестью, примиренной с Богом и ближним. Они знали лучше нас, что тот, "кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней" (1 Кор 11, 27) Таким образом, если кто совершал смертный грех (отречение от Христа, убийство, в том числе аборт, блуд, кражу или другие тяжкие деяния), сначала приносил покаяние на протяжении нескольких лет, и только после этого мог быть снова принят в евхаристическую общину и причащаться Святым Тайнам. Во время покаяния такой христианин не допускался к участию в Литургии верных (Евхаристии), но только в Литургии оглашаемых, и был обязан покинуть храм вместе с теми, кто готовился к принятию Крещения, после возгласа священника: "Все оглашаемые, изыдите... ". Так, вследствие тяжкого греха христианин выпадает из благодатного состояния, дарованного ему при Крещении, подтверждаемого и укрепляемого на каждой Евхаристии. В результате, человек отлучен от церковной общины и уже недостоин участвовать в принесении евхаристической жертвы и причащаться Святых Тайн. Ведь Церковь отождествлялась с Евхаристией, которая ее созидает и являет. Вот почему свт. Иоанн Златоуст говорит, что тот, кто не достоин причащаться, недостоин и участвовать в принесении литургической жертвы. Тогда он должен покинуть храм вместе с оглашаемыми. Таким образом, в древности строго соблюдался порядок регулярного причащения тех, кто не находился под епитимьей из-за тяжких грехов, поскольку только эта дисциплина соответствовала евхаристическому богословию, то есть самому смыслу Литургии.

Однако со временем этим порядком стали все больше пренебрегать, начиная с IV века. Тогда вследствие эдикта о религиозной терпимости и возможности свободно исповедовать христианство (Миланский эдикт 313 года), особенно после того, когда оно стало государственной религией при Феодосии Великом, резко увеличилось число христиан в результате массового обращения язычников без должной подготовки. Мало-помалу все больше христиан начинают терять из виду глубокий смысл Литургии как евхаристической трапезы, на которой через причащение Телу и Крови Христовых всех присутствующих, созидается Церковь, и являет себя Царство Божье. Из общинного акта, осуществляемого всей церковной общиной, собранной в одном месте для совершения Евхаристии, причащение становится актом частным, индивидуальным. Каждый причащается, когда ему вздумается или когда он ощущает себя готовым.

В связи с первыми, необычайно серьезными явлениями подобного рода церковные власти считают своим долгом напоминать посредством канонов о традиционной дисциплине причащения. Так, 8-ое Апостольское правило гласит: "Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто из священного списка, при совершении приношения не причастится: да представит причину, и если есть благословна, да будет извинен. Если же не представит: да будет отлучен от общения церковного, как соделавшийся виною вреда народу...". 9-ое Апостольское правило говорит об этой же проблеме в отношении верующих: "Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного". О том же упоминает 2-ое правило Антиохийского собора (341 г.): "Все, входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения Святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния…" Решения и правила этого поместного собора были впоследствии приняты для всей Церкви на Шестом (2-ое правило) и Седьмом (1-ое правило) Вселенском соборах.

Отцы Церкви также рекомендуют частое причащение. Так, свт. Василий Великий говорит в письме 93: " Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин 6,54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником Жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого". Очевидно, что свт. Василий и его паства причащались четыре раза в неделю, так как они служили Божественную литургию четыре раза, в указанные дни. Частое, даже ежедневное причастие также рекомендует свт. Иоанн Златоуст, который выражает сожаление, что многие верующие его времени причащаются не чаще одного раза в год. Об этом говорят также св. Иоанн Кассиан (IV-V вв.) и прп. Феодор Студит (IX в.). Последний настаивает на обязанности монашествующих регулярно причащаться. Вот некоторые выдержки из его творений: "Если кто в день литургии не причащался, тот должен указать причину, а если не укажет, то должен поститься до вечера"; "тот, кто свыше 40 дней без епитимий оставался без причастия, должен указать причину и, если окажется, что делал это по небрежности, должен подвергнуться епитимий в течение 40 дней" (русский перевод цитат - Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПб., 1908. Т. II. С. 848, 850).

(Продолжение следует)

Причащение апостолов (фрагмент). Роспись в храме Сретения Господня в Клуж-Напока. Фото: corinanegreanu.blogspot.com

сакраментология, церковь, митрополит Германский Серафим (Жоантэ), Евхаристия, богослужение, христианство, из переводов "в стол"

Previous post Next post
Up