SERAFIM (JOANTĂ), Arhiepiscop ortodox român de Berlin, Mitropolit al Germaniei şi Europei Centrale.
DEASĂ SAU RARĂ ÎMPĂRTĂŞIRE? (I). 04.12.2009.
Митрополит Германский Серафим (Жоантэ).
Христианство без Евхаристии является ничем иным, как иллюзией, а Евхаристия, на которой никто не причащается, - это нонсенс. Сегодня становится все больше тех, кто полагает, будто можно быть верующим без Церкви и, следовательно, без Евхаристии (ведь Евхаристия созидает Церковь). Или же думают, будто можно участвовать в Литургии (Евхаристии) в качестве простых зрителей, без необходимой подготовки, чтобы приступить к таинствам. Христианская жизнь, таким образом, сводится к развоплощенному пиетизму и убийственному индивидуализму.
Ведь подлинное и живое единство всех верующих с Богом-Троицей осуществимо только через Христа, Слово Божие воплощенное, Который присутствует на Евхаристии и приносит Себя в дар всем. Без Христа в Евхаристии, Который дает нам твердость веры (св. Ириней Лионский, живший во II веке, говорил, что "наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение" («
Против ересей» IV, 18,5) христианство превращается в сентиментализм, непросвещенный и податливый прихотям всякого. Все сектантские заблуждения, претендующие на самостоятельное обладание истиной Священного Писания, возникли тогда, когда ослабела связь с Евхаристией, когда Слово Божье больше не понималось и не проживалось на Литургии, но было вырвано из своего естественного контекста, которым является Церковь, а значит, Литургия. Ведь Священное Писание принадлежит не всякому, но Церкви, и потому понять его может только тот, кто находится внутри Церкви, в общении и единстве со Христом на Евхаристии.
Невозможно представить себе духовное возрождение - как отдельного верующего, так и всей церковной общины - иначе, как благодаря Литургии, которая собирает нас в Тело Христово, делая нас Его членами и приобщая друг другу через причастие от одного хлеба (I Кор. 10,17; 12). Только в единстве со Христом, Который непрестанно становится для нас пищей и питием, и в единстве через Него друг с другом мы можем двигаться вперед по пути все более совершенного общения с Богом и всеми людьми, что и является сутью христианской жизни. И поскольку ко Христу мы не можем приступить кое-как, но только с чистой совестью, каждая Литургия означает духовное восхождение: с одной стороны, через подготовку к принятию Святых Тайн, а с другой стороны, через само приобщение к Телу и Крови Господним, которые делаются в нас источником еще большей чистоты и рвения к освящению жизни. Если же в Литургии мы участвуем кое-как, не требуя от себя подготовки, которую предполагает причащение Святых Тайн, тогда Литургия оказывается просто одной из церковных служб, а наша жизнь становится вялой.
Таким образом, возникает вопрос о том, как следует причащаться - часто или редко.
(Продолжение следует. Статья на румынском языке опубликована в пяти частях в блоге, где собраны статьи и главы из книг различных богословов о частом причащении:
deasaimpartasire.blogspot.com)
Фото:
de.wikipedia.org