SERAFIM (JOANTĂ), Arhiepiscop ortodox român de Berlin, Mitropolit al Germaniei şi Europei Centrale.
DEASĂ SAU RARĂ ÎMPĂRTĂŞIRE? (III). 04.12.2009.
Начало статьи.
Митрополит Германский Серафим (Жоантэ)
3. Это правда, что глубинный смысл причащения как общинного акта, как совместного действия всех участвующих в Божественной литургии, стал теряться из виду также из-за вопроса о личном "достоинстве", которое подчеркивали все святые отцы и особенно монашествующие в то время, когда христианство стало для многих просто названием. Естественно, к причастию не может быть допущен тот, кто живет индифферентно или в тяжких грехах.
Так появились каноны, отлучающие от причастия на более или менее продолжительный срок в зависимости от тяжести греха. Однако тот акцент, который в святоотеческих писаниях и канонах ставился на необходимое "достоинство", был неверно понят. Так, со временем перестали причащаться даже те люди, которые не находились под епитимьей, но все же считали себя недостойными частого причащения. Хотя свт. Иоанн Златоуст говорил, что тот, кто не достоин каждый день причащаться, не достоин приступить к Чаше и раз в год, на Пасху. С другой стороны, особое внимание, уделяемое подготовке к причастию, само по себе законно, так как Святые Тайны не действуют автоматически, без соработничества человека, без его собственных усилий по избавлению от страстей. Однако это привело к другому ошибочному представлению, к вере в то, что причастие - это награда за добродетель, за приложенное усилие. "Гораздо правильнее было бы, - говорит св. Кассиан, - если бы мы со смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не может достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый воскресный день принимали их для врачевания наших недугов, нежели... верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их" (Собеседования 23, 21).
Свт. Кирилл Александрийский (+444) отмечает в свое время и другое неверное отношение к причастию. "Пусть знают те крещеные, - пишет он, - которые не радят ходить в церковь причащаться и на многое время отлучаются от приобщения, что предлогом они выставляют благоговение искусственное и вредное. Это превращается в ловушку и соблазн, хотя и мнится этот отказ от причастия плодом благоговения" (Толкование на Евангелие от Иоанна). Таким образом, несколько поместных соборов (Эльвирский собор 306 г., 21-ое правило; Сардикийский собор 343 г., 11-ое правило), а также Трулльский собор 692 г. в Константинополе (80-ое правило), были вынуждены угрожать отлучением тем, кто три недели не участвует в Божественной литургии и не причащается. На Западе, где ситуация была еще сложнее, различные поместные соборы настаивали на причащении по крайней мере три раза в год - на Пасху, Рождество и Пятидесятницу. Позже Латеранский собор в Риме (1215 г.) постановил, что причащаться следует не реже одного раза в год. Однако эти решения уже не соответствуют духу Литургии как принесения жертвы и таинства общения, созидающего Церковь. Евхаристическое богословие первых веков христианства все больше забывается, и со временем акцент перемещается на индивидуальное благоговение перед Святыми Дарами (выставляемые на Западе для адорации) и на символическое толкование всех литургических действий и жестов.
(Продолжение следует)
Фото: ziarullumina.ro