Продолжение статьи Раду Мурешана ”
Миссия миссиологии. Некоторые соображения о православной миссии сегодня” (
INTER, 2007, nr. 1-2, pp. 193-203, перевод с румынского).
"Наша Церковь нуждается сейчас более, чем когда-либо, в подготовленных миссионерах-мирянах, осознающих свое призвание".
"Мы не можем быть настоящими православными христианами, живыми членами Церкви, и не спасаемся, если не уделяем должного внимания миссионерской деятельности, к которой мы призваны".
Возникает закономерный вопрос: почему в настоящее время у нас нет процветающей православной миссии? На наш взгляд, отсутствует интерес к продвижению подлинной миссионерской мотивации. Отсюда и начинается вся нынешняя проблематика православной миссии. Крайне необходимо, чтобы богословские факультеты готовили миссионеров, возгревая и развивая тот импульс, который побудил молодых людей с энтузиазмом взяться за изучение богословия. По этой причине следует пересмотреть место и значимость миссиологии в учебной программе, а структура, темы и метод преподавания должны быть скорректированы в соответствии с нынешними задачами и потребностями Православной церкви. Да, пастырство - это удел только священнослужителей, но к миссии призваны все члены Церкви. Миссиология была вычеркнута из учебных программ на кафедрах педагогики и социальной помощи, хотя наша Церковь нуждается сейчас больше, чем когда-либо, в подготовленных миссионерах-мирянах, осознающих свое призвание.
а) Духовная мотивация. Истинное понимание христианской миссии означает осознание ее богословских оснований и применение их на практике. Прежде всего, миссия не может быть отделена от тринитарного богословия. Христос послал апостолов в мир, но и Он Сам был послан Отцом через Святого Духа (Ин 20:21-31), чтобы открыть людям общение, которое существует в Святой Троице. Таким образом, миссия Церкви укоренена в Отце, осуществляется в Сыне и исполняется в Святом Духе. К этой божественной предпосылке прибавляется человеческая - соработничество путем синергии человека в сверхъестественном деле Божьем. Во-вторых, миссия должна быть христоцентричной. Спаситель Иисус Христос как Богочеловек являет Себя Источником творчества, порождающим диалог человека с Богом и людей между собой.
Наконец, миссия обладает пневматологическим, сакраментальным и соборным измерением. Миссия неотделима от самой природы Церкви. Греческое слово εκκλησία (церковь) означает именно собрание народа Божия как знак и явление Царства. Сошествие Святого Духа и обновление в Нем - это дар, который постоянно животворит Церковь и являющийся видимой реальностью в литургии и других таинствах, в богослужении и молитве Церкви.
Чаще всего забывают о такой важнейшей особенности миссии, как ее сотериологическое и эсхатологическое измерение. Мы не можем быть настоящими православными христианами, живыми членами Церкви и не спасаемся, если не уделяем должного внимания миссионерской деятельности, к которой мы призваны. У всех крещеных есть призвание от Спасителя Христа. Апостолы были обычными людьми, но каждый из них стал миссионером, посланником и ярким светом для других. Такими же были и христиане первых веков. Разумеется, это не означает, что мы обязаны любой ценой привести в Церковь по одному обратившемуся, как некоторые религиозные движения интерпретируют этот призыв в процентном выражении.
б) Материальная мотивация. Одной только духовной мотивации недостаточно для того, чтобы у нас были хорошие миссионеры, особенно в условиях современного мира. Зачастую нам неловко признавать, что материальная сторона вопроса имеет существенное значение, особенно в обществе, в котором основной упор делается на материализм и потребительство. Церкви следовало бы пересмотреть этот вопрос, потому что мы не можем абсолютизировать слова апостола Павла о том, что "священнодействующий питается от святилища" (1 Кор 9:13-14, Евр 13:10), без какой-либо другой поддержки со стороны Румынской православной церкви в целом. Центральному миссионерскому фонду едва хватает средств на то, чтобы поддерживать некоторые румынские обители за рубежом или печатать религиозную литературу на румынском для живущих за границей румын. Греческая и Русская православные церкви, а также Вселенский патриархат, нашли жизнеспособные решения для содержания своих миссий благодаря созданию фондов и эффективных миссионерских организаций. В Румынской православной церкви в межвоенное время существовали миссионерские фонды, оказавшие влияние на общество. После 1989 года были восстановлены такие организации, как Ассоциация православных женщин, Фонд "Madona Dudu" и другие. У них есть замечательное наследие, но на сегодняшний день об миссионерской деятельности фактически ничего не слышно. После вхождения в европейское сообщество всем православным церквям следовало выступить единым фронтом для совместной миссии в европейском пространстве. К сожалению, братские отношения поддерживаются только на словах или в рамках редких визитов, а извечные проблемы диаспоры, диптихов и пр. сохраняют климат недоверия и номинального сотрудничества.
(продолжение следует)
Икона:
razbointrucuvant.ro