Агапическая любовь в творчестве Андрея Тарковского

Mar 09, 2013 09:31


Эссе Костиона Николеску в журнале "Tabor" ("Фавор"), №2, февраль 2013. Перевод с румынского.

В этом эссе попытаюсь поделиться некоторыми размышлениями об агапической любви, присущей христианству. Андрей Тарковский выражал глубокую обеспокоенность тем, что в современном мире любовь к ближнему угасает. Служение ближнему - один из способов проявления агапической любви. Это служение, которое осуществляется в полной свободе и только в соработничестве с Богом. Проблема свободы чрезвычайно сложна. Внешняя свобода тех, кто творит, часто ограничена, однако они ни на мгновение не должны терять свободу внутреннюю.

Одной из наиболее конкретных и действенных форм проявления агапической любви в служении ближнему является полное принесение себя в дар через жертву. В наше время люди практически утратили способность к самопожертвованию, впав в ожесточенный индивидуализм. Тема жертвенности красной нитью проходит через все фильмы Андрея Тарковского, достигая апогея в его последнем творении - картине «Жертвоприношение», посвященной именно этой теме, о чем свидетельствует само ее название. Конечная цель жертвы, как и любого христианского делания, заключается в спасении.

Персонажи Андрея Тарковского проявляют готовность служить. Практически все главные герои его картин видят в жертвенности миссию своей жизни. Некоторые критики даже усматривают в персонажах Тарковского черты мученичества. Слабые люди (какими их считает общество, в котором они живут) зачастую оказываются более способными к жертве, чем сильные мира сего.

По сути, сам Андрей Тарковский был человеком, для которого жертвенность была центральной проблемой в жизни и творчестве. Сам режиссер воспринимал себя служащим тем, кто находит его творчество близким сердцу, а также служащим Богу. Служение должно привести любящего искусство к состоянию созерцания, а это не в последнюю очередь открывается на пути к прекрасному.

В творчестве Андрея Тарковского особым образом присутствует духовное содержание Креста. Режиссер видел условием христианской жизни терпеливое несение своего креста, а также помощь ближнему, по мере сил, в несении его креста. Андрей Тарковский проявлял глубокий интерес к теме святости. Из этого родился замысел снять фильм, посвященный cвятому Антонию Великому. Мысли об этом проекте особенно занимали его в последние месяцы жизни. Тарковский проводит интересное сравнение между состоянием святого и состоянием человека творящего, отмечая между ними сходства и различия. И то, и другое требует определенной аскезы. Как у самого режиссера, так и у его главных героев можно обнаружить очевидные аскетические черты, имеющие определяющее значение.

Андрей Тарковский оригинальным образом трактует проблему страдания и счастья. Счастье не является одним из условий этой жизни, но человек по своей природе стремится к счастью.

Агапическая любовь предполагает сострадание. Высшей целью - как для любящего, так и для любимого - является спасение. Но на пути к этой цели человек не застрахован от глубоких страданий. Для исцеления от этого страдания агапическая любовь предлагает себя в жертву ради помощи ближнему, и эта тема пронизывает все творчество Андрея Тарковского.

***


Костион Николеску, выпускник богословского факультета Бухарестского университета, доктор богословия Свято-Сергиевского института в Париже, автор целого богословских трудов и статей.



Ежемесячный журнал "Tabor" ("Фавор") издается митрополией Клужа, Албы, Кришаны и Марамуреша с 2007 года.

За пять лет существования на страницах этого журнала были опубликованы статьи, эссе и рецензии более четырехсот авторов, в том числе митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) нынешний митрополита Клужского Андрея (Андрейкуца), его предшественника на митрополичьей кафедре  Бартоломеу (Анания), свящ.-проф. Василия Михока, свящ. Константина Некула, Раду Преда и многих других.

Обложка журнала "Tabor", №2, февраль 2013.

культура, свидетельство, христианство, кино, Костион Николеску, из переводов "в стол", искусство

Previous post Next post
Up