Божественная мать - священная блудница в семитской традиции и христианской апокрифике

Apr 05, 2010 22:20

ПРОДОЛЖЕНИЕ

По ту сторону баррикад советская наука отмечала присутствие различных религиозных традиций в Библии. Читаем у И. А. Крывелева: «В различных библейских произведениях обнаруживаются следы самых многообразных форм и видов религиозных верований. Ни иудейская, ни христианская  религии не могут целиком принять все содержание Библии как оно есть, от книги Бытия до Откровения Иоанна Богослова... В Библии содержится большое количество следов не только дохристианских, но и доиудейских религий, вплоть до самых первобытных, самых примитивных культов». [1] Религиозный опыт вавилонян, египтян, персов, эллинов и других народов привнесенный на иудейскую почву создавал альтернативу культу Яхве, правда, иногда синкретически объединяясь с ним. Тогда как ортодоксальный иудаизм библейских времен развивал лишь образ единого Бога Отца «народные массы проявляли по отношению к мирским обычаям куда большую терпимость и перенимали у соседей разного рода ритуальные практики, что превращало их в настоящих политеистов». [2] Археологами «при раскопках домов израильтян найдено множество фигурок богини-матери. Они являются несомненным свидетельством широкого распространения синкретизма и политеизма в народе. Вероятно, простолюдины хранили эти фигурки, руководствуясь не столько теологическими, сколько магическими соображениями, считая их своеобразными амулетами». [3]
Миф о божественной матери общий для многих народов, с которыми контактировали древние иудеи, не мог не оказать определенного воздействия на религиозную традицию Израиля.  В данной работе автор попытался через призму обозначенной в заглавии мифологемы осветить некоторые фрагменты ветхозаветных преданий с целью отыскать продолжение и в христианских апокрифах. Автору представляется не совсем верным распространенное в научных кругах положение, о том что «приток в христианские общины греков, сирийцев, италиков, египтян привели к тому, что все эти люди привнесли в христианство свои традиции. Искренне отказываясь от почитания своих старых богов, они тем не менее сохраняли свои вкусы, прежнее восприятие мира, перенося привычные литературные и сказочно-философские образы на то божество, которому они стали поклоняться». [4] Безусловно, полностью отрицать интервенцию в первые века нашей эры религиозного наследия политеистических верований  в христианское учение нельзя. Но как уже говорилось, издревле Израиль испытывал давление со стороны иных более развитых

[1] И. Крывелев «Книга о Библии (научно-популярные очерки)»

[2] Д. Райт «Библейская Археология»

[3] Д. Райт Указ. соч.

[4] Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. Под ред. А. Окулова.

-3-

культур. Поклонение божественной матери было заимствовано иудеями и существовало на протяжении многих веков еще задолго до появления христианства. Поэтому не верно, то что языческие элементы в христианской доктрине это лишь исключительно позднейшие вставки обращенных в новую религию неиудеев.  Естественно, что наиболее ярко проявлялось политеистическое наследие в апокрифических произведениях. В отдельных невключенных в канон произведениях мы встречаемся с языческими  фрагментами, в том числе и с элементами мифа о божественной матери. Поскольку данная проблематика достаточно сложна и многогранна, автор решил сосредоточиться лишь на одном ее аспекте. Главным образом внимание уделялось проявлению богини-матери как священной блудницы.
С первых строк Евангелия от Матфея, повествующих о генеалогии Христа, мы сталкиваемся с любопытным фактом. В родословии Иисуса (см. Мф 1:2-17) упоминаются не только одни мужчины (как следовало бы в патриархальном обществе иудеев) в отличие от Луки (Лк 3:23-38). Матфей сообщает нам имена, включенных в генеалогическое древо Иисуса четырех женщин: Фамарь, Раав, Руфь, Вирсавия. Для начала отметим, что всех их практически с полным правом можно считать неиудейской веры и происхождения. Мало того Руфь была моавитянкой, во Второзаконии же четко сказано, что «Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки» (Втор 23:3). Однако это почему-то не помешало включить Давида (правнука Руфи) в иудейскую религиозную традицию. Другая подробность биографии этих женщин  достаточно пикантна. Так или иначе, их истории связаны с грехом прелюбодеяния или даже блуда. Так Раав была проституткой в Иерихоне, Вирсавией женой Урии Хеттеянина овладел Давид, ханаанеянка Фамарь прикинулась блудницей, чтобы выйти замуж за тестя, Руфь соблазнила старика Вооза. В данных случаях иудейская традиция категорична: «Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне» (Втор 23:2). И «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор 23:17). Фамарь, Руфь и Вирсавия не являлись профессиональными блудницами («зонот»). Хотя по одной из древнееврейских легенд Фамарь перед замужеством провела семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам. С точки зрения иудейских норм внебрачные и добрачные сексуальные связи находились под запретом. Более того «предполагалось, что еврей или еврейка, неверные своим супругам, способны явить неверность и по отношению к Богу, последовав за другими «богами», т. е. совершить прелюбодеяние духовное». [1] Фамарь и Раав отвергнув религию предков, принимают Яхве в качестве своего Господа: «народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом» (Руфь 1:16); «и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Ис Нав 2:11).

[1] В. Барановский, Ю. Иванов «Иудаизм»

-4-

Личное творчество

Previous post Next post
Up