В прошлом году нам очень повезло увидеть красивый вертеп с прованскими сантонами - cпасибо нашей подруге Маше из Метца, которая нас туда привезла и все показала. Вертеп занимал все помещение церкви святой Сеголен в городе Метц, и это было необыкновенно: ходишь и всматриваешься в фигурки, а вокруг слышно пение цикад, и пахнет лавандой и тимьяном, настоящими, потому что они были вставлены в композицию. А еще там были настоящие оливы и кипарис, и все это вместе с огоньками (внизу) и витражами (вверху) выглядело очень празднично.
Ужасно жалею, что не сняла подписи, тогда мне казалось, что я никогда не буду читать по-французски, и вообще тогда меня сковывал пессимизм переезда, и этот вертеп был первым пунктом в моем пути примирения с французской культурой.
На выставке было около 300 сантонов в типичной обстановке Прованса XIX века. Авторы, Anne et Karl Blanchet, говорят, что они "хотели показать, каким был Прованс в те времена, когда там укоренились традиции сантонов. Жизнь в прованской деревне в XIX веке была сложной: людям не хватало воды, почва была очень сухой, и тонны песка и гравия перевозились специально для того, чтобы изменить эти засушливые ландшафты".
Фотографии у меня ужасно темные, но чувствую, что если я не выложу их такими, я уже никогда про них не напишу, так что пусть будет как есть.
Камни, сухие кусты, песок и мох:
"Конечно, тут обязательно есть мельница, ведь первые ветряные мельницы появились в Провансе и были столь же важны, как и колокольни у церквей":
Очень мне нравится эта маленькая овечка на руках у пастуха:
А тут она явно что-то несет в фартуке, но что?
Грабли и веревочка на штанах:
Жмурки
И другие детские игры:
Крестьяне, жившие на изолированных фермах и редко ездившие в деревню, всегда ждали прибытия торговцев:
А какие красивые костюмы, и какое разнообразие тканей!
Каких только профессий нет! Вот и художник
А тут меня умиляют эти маленькие фонарики:
Интересно, что это она несет спереди? Кусочки мыла?
Кажется, кому-то сейчас достанется:
Интересно, что тут происходит:
Парит ноги и читает газету:
А вот и традиция рождественского полена! Несут!
По традиции, в канун рождества, полено приносилось в дом, глава семьи поливал это полено медом, молоком или вином, в зависимости от региона, в котором все это происходило. Затем, самый младший ребенок в семье произносил, стоя на коленях, следующие слова:
О, огонь! Согревай зимой холодные ноги детей-сирот и немощных стариков,
распространяй свой свет и тепло среди бедных
и никогда не поглощай ни конюшню фермера, ни лодки моряка.
Затем полено поджигали и оставляли гореть всю ночь, при этом, члены семьи совершали торжественное шествие вокруг дома и пели следующие слова:
Бог дает нам радость!
Приходит Рождество и всё хорошее с ним!
Дай нам Боже благодати в следующем году,
И если нас не станет больше, то пусть, хотя бы, не станет меньше!
Считалось, что чем дольше будет гореть рождественское полено, тем лучше, это cвидетельствовало о благополучии семьи в грядущем году.
Интересно, что сначала полено украшали и в очаг вместе с ним клали ленточки, засушенные цветы, сухие фрукты и т.д. В XVIII веке полено, украшенное свечами, фруктами и ленточками, стали, вместо очага, класть на праздничный стол. А в1879 был впервые опубликован рецепт бисквитного торта Bûche de Noël, который заменил собой рождественское деревянное полено на праздничном столе.
Несет грелку
А тут можно заглянуть внутрь
Многие персонажи сантонов стали классическим, часть из них - представители разных профессий - мэр, рыбак, мельник, мясник, священник, другая часть - персонажи с какими-то яркими чертами или предметами, и чаще всего и те, и другие должны обязательно присутствовать в вертепах. Вот например, пара Grasset et Grassette под обязательным красным зонтиком:
Они обычно либо сидят на скамейке, либо идут взявшись за руки. Он держит зонтик, а она - корзинку. Я сначала о них прочитала в интернете, а потом нашла на своих фотографиях :)
Сцену Рождества мне было трудно сфотографировать, потому что она была в глубине, и теперь я жалею, что не сделала это попродробнее, потому что, оказывается, есть целый канон фигурок около яслей Христа.
Около Марии, Иосифа и Младенца находится группа персонажей "дарующих", пришедших с подарками.
Это всегда три волхва, на фотографии они уже на подходе.
Это Мельхиор, старик с белыми волосами и длинной бородой, который приносит золото. Гаспар, из Индии, приносит ладан. Бальтазар, чернокожий царь, приносит мирру.
Помимо них обязательно должен быть "lou Ravi" - деревенский "дурачок", наивный, добрый и простодушный персонаж, который обязательно должен стоять, подняв руки - потому что он увидел чудо. Он всегда просто одет, обычно в шляпе. И хотя он ничего не принес в подарок Младенцу Христу, он все равно относится к группе фигурок с дарами, потому что он радуется с чистым сердцем и il nous montre le chemin du bonheur dans la simplicité. Вот ради этой простоты он и есть тут.
На фотографии он слева, видно его руки:
А вот просто картинка из интернета:
Еще около яслей обязательно должен быть человек, играющий на тамбурине в честь Младенца Христа... Его зовут Гийом, он всегда одет в элегантный костюм с белой рубашкой. Ну и широкополая шляпа обязательно, а еще типичный для Прованса красный шерстяной пояс - taiole, который не видно на моей фотографии:
Интересно, что он играет сразу на двух инструментах: кроме тамбурина, у него есть еще галубет - дудка с тремя отверстиями, на которой играют одной рукой, а вторая остается свободной, чтобы играть на тамбурине.
Многие из этих характеров на самом деле, герои рождественской пасторали Антуана Мореля, в которой рассказывается, как повели себя разные жители деревни, когда услышали от ангела о рождении Христа. И позже эти герои стали уже сантонами. Например, цыгане - Le boumian et la boumiane, они всегда одеты в яркие-контрастные одежды - большой черный плащ, красный шарф на голове. У него на поясе обычно висит большой нож, а она держит в руке бубен и ребенка. Это единственные отрицательные персонажи вертепа, их обвиняют в краже кур и похищении детей. Наверняка они были в Метце, но на моих фотографиях их нет, так что покажу их из других вертепов:
Еще один герой - Le Pistachié, - Фисташка, - глупый бездельник и пьяница, который по сюжету пасторали продал свою тень цыганам, и так же, по сюжету, он человек с добрым сердцем, который оказывает помощь любому, кто попросит. К яслям он приносит две корзины, с соленой треской и колбасами. Интересно, что в этом же вертепе, но выставленном в другом городе, он есть, а на моих фотографиях я его найти не могу:
(он тут справа от Младенца, с корзинами)
Вот так он обычно выглядит:
И вот тут его видно с его корзинами
Прованские сантоны и сегодня изготавливают вручную: для этого масса из красной глины закладывается в специальную двухстворчатую гипсовую форму, потом очень долго сушат и обжигают и раскрашивают. Вот здесь на видео все хорошо видно:
Click to view
Я очень рада, что у меня дошли руки выложить эти фотографии, теперь на очереди необычный Сарбур. Надеюсь, в жж еще кто-то есть :)
А если вы вдруг не видели мою коллекцию итальянских вертепов, то можно посмотреть вот здесь:
https://ozero-chad.livejournal.com/897187.html https://ozero-chad.livejournal.com/758886.html https://ozero-chad.livejournal.com/838026.html