Случайная встреча

Feb 08, 2018 10:47




В декабре с нами случилась забавная история. Мы ехали на поезде в Страсбург - гулять по рождественской ярмарке, и у нас случайно оказалась часовая пересадка в городке Сарбур - на полпути к Старсбургу. Шел проливной дождь (как обычно бывает в нашей Лотарингии зимой), пересадка была долгой, на вокзале делать было нечего, и мы решили прогуляться по главной улице в ожидании поезда.
И вот мы идем, задевая друг друга зонтами. Дождь хлещет, на улицах никого, кондитерские закрыты, кофе-чая выпить негде, ноги начинают промокать и я, не выдержав, начинаю ворчать: "Какая ужасная погода, как мрачно, какой ужасный город - ничего тут красивого нет, как мрачно, лучше было сидеть на вокзале, чем ходить по лужам, наверняка тут ни одного музея, как мрачно... Мрачно и темно". И тут мы от безнадежности заходим в офис туризма - единственное открытое место в городе.

А там открытки и постеры на всю стену.

А на постерах витраж Шагала.

Ошибиться невозможно - это точно Шагал.

"А почему здесь эти открытки?" - глупо спрашиваю я Дениса.
"А потому что Шагал прямо тут - в церкви за углом" - отвечает мне Денис, читая подписи к постерам.

Никогда-никогда-никогда нельзя недооценивать маленькие непримечательные городишки.
Оказалось, что в городе Сарбур - самый большой витраж Шагала в Европе - "Мир. Древо жизни".

Когда-то, в XIII веке в Сарбуре был монастырь, построенный братьями-францисканцами. В конце XVIII века монастырь превратился в казармы. А потом в 1950-х годах старые казармы были снесены, а часовня, в которой были конюшни, сохранилась, хотя одна стена оказалась почти полностью разрушена. И вот, чтобы закрыть огромную дыру в западном конце часовни, город попросил Марка Шагала сделать витражное окно (мне так нравится этот поворот! Хотели заделать дыру - решили попросить витраж у Шагала...)

Вот так выглядит эта францисканская часовня летом и без дождя:




И вот в 1976 году в сарбурской часовне появилось витражное окно высотой 12 метров, шириной 7,5 метра и весом 900 кг.

Самые первые витражи (серию из 19 работ) Марк Шагал сделал по заказу кафедрального собора Святого Стефана в Метце - это соседний с нами город, и я когда-нибудь напишу, как однажды я в один день видела витражи Шагала и Жака Кокто, и как это было необычно.




Шагалу тогда было уже почти 70 лет, и витражи были для него на тот момент новой техникой. Тогда же он начал сотрудничать с Шарлем Марком, художественным руководителем студии витража в Реймсе. Марк создал особую технологию нанесения на стекло красящего пигмента, и это позволяло стеклу передавать тончайшие оттенки цветов. Витраж для Сарбура тоже был изготовлен в реймсской мастерской Марка.

Наверное, в солнечный день витраж смотрится совсем по-другому, но и в пасмурный день было великолепно. Мы долго были в часовне втроем, и просто сидели на скамеечке и смотрели.







Помимо большого витража, в часовне было еще несколько работ Шагала:







Но большой витраж хотелось рассматривать бесконечно. Вокруг огромного букета-древа и пары (2) можно разглядеть разные библейские сюжеты:




3 - Вход Господень в Иерусалим
4 - Распятие
5 - Нагорная проповедь
7 - Видение пророка Исайи
8 - Авраам и три ангела

1. Первая часть - полоска в самом низу витража, потрясла меня больше всего, возможно потому, что ее можно было лучше всего разглядеть, вплоть до пузырьков внутри стекла.




Это полоска с треугольными кусочками разных оттенков голубого и зеленого - просто обычный мир с крышами, шпилями, оленями: и кстатит, у Шагала была договоренность с мэром Сарбура, что он изобразит в витраже настоящий город, так что эта вся полоса витража в честь Сарбура.







Там же находится очень по-шагаловски выразительная женщина с ребенком. И кстати, интересно, что она композиционно помещена прямо под древо, в основание, как будто она такая отправная точка.




И если присмотреться, то становится удивительно, как фактура стекла - все эти пузырьки, царапины-морщины и затемнения - играют на ее лице:




2. Вторая часть - это само Древо и Пара.







Удивительно было разглядывать, как зеленые листья переходят в красную крону:




Ангел ли это летит?




3. Третья часть - Вход Господень в Иерусалим.

Мое любимое сочетание цветов:







4. Четвертая часть - Распятие.




Интересно, что в «Желтом распятии» 1942 года у Шагала уже есть женщина, которая стоит у подножья креста и тоже кормит ребенка. И в "Воскресении" 1937 года:




5. Пятая часть - Нагорная проповедь:




А вот про шестой кусочек ничего сказать не могу:




7. Седьмая часть - Видение пророка Исайи.




Этот кусочек витража - прямо отсылка к книге пророка Исайи в Ис. 11: 6: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи».

И тут их всех видно: и льва; и змею и мальчика, и корову с медведицей.

8. Восьмая часть - Авраам и три ангела




И просто посмотрите на разные кусочки стекла вблизи:










Вот это мое любимое, с проглядывающими силуэтами:




А вот эскизы Шагала:










А потом мы пошли в местный музей, и там нас ждало второе открытие, но про это в следующем посте.
Previous post
Up