Мы - самые счастливые люди на планете. Посудите сами, живем в Сибири (ну кто ж тут не хочет жить!?), да еще и звезд музыкального олимпа к нам привозят! Вадим Репин, переехав в юном возрасте со своим преподавателем Захаром Броном в Европу, с 2013 года возвращается с фестивалем классической музыки в свой родной Новосибирск, где до сих пор живет его мама. Каждый год небольшая команда организаторов фестиваля, под руководством Олега Белого, создает из ничего каменный цветок в столице Сибири, а в этом году и за полярным кругом, в Норильске. Новосибирск предоставляет филармоническую сцену и НАСО (симфонический оркестр ранее под рук. А. Каца, а ныне то Ринкявичуса, то Зандерлинга), и, в меньшей степени, другие коллективы и солистов. Работая с разными музыкантами по всему миру Вадим Репин присматривается кого бы можно было привезти в Сибирь и сам договаривается с ними, а это 46 солистов из 19 стран для VI фестиваля. И получается эдакий Фестиваль друзей, что очевидно в той «химии» что возникает между солистами на сцене, и выплескивается за ее границы порождая образовательную программу фестиваля. Именитые солисты безвозмездно делятся своим опытом с учениками из Сибири, журналисты и музредакторы получают знания в Академии Арт-журналистики под руководством Андрея Устинова и даже очень молодая художница фестиваля Мария Коновалова дает мастер-класс еще более молодым ребятам.
Транссибирский арт-фестиваль, по самой сути своего названия, на то и не привязан к одному месту и к одному виду искусства, чтобы объять за свои три недели необъятное. Посудите сами только в этом году на площадках филармонии было 14 концертов и спектаклей, а также выступления итальянского театра марионеток «Карло Колла и сыновья», на уютной сцене ДК «Энергия» было проведено 12 мастерклассов для более 70 учеников и 2500 слушателей. Известный французский документалист Бруно Монсенжон представил в киноцентре «Победа» публике свой фильм о легендарном скрипаче Иегуди Менухине. Академия Арт-журналистики под руководством Андрея Устинова привлекла аншлаг слушателей со всей России и преподавателей из Высшей школы экономики для обсуждения новых эффективных методов коммуникации культурных институтов и публики. Школьники на практике организации концертов молодых музыкантов «Tonali-тур» готовились стать менеджерами арт-проектов. Отдельными спецпрограммами Фестиваля ранее шли выставки и балеты. И это только в Новосибирске. А ведь были еще концерты и в Новосибирской области, и в других 14 городах России, и в стольки же городах за рубежом. Вот уж куда не дошли рельсы нашего Транссиба, туда дошел Репин с нашим фестивалем - от Японии до США.
И все же и название, и сама суть фестиваля связаны с именем его вдохновителя, Вадима Репина, а значит и с его скрипкой. Публика фестиваля интересуется в первую очередь - будет ли играть Репин на этом концерте? Да и программа построена в основном вокруг струнных инструментов. Вадиму Репину в предыдущие фестивали ставили в укор то слишком большое, то слишком малое участие в концертах. В VI фестивале он кажется нашел золотую середину между игрой и менеджментом играя чуть больше, чем в половине концертов, и достигнув вершины скрипичного накала в концерте партнерства-дуэли со скрипачом и дирижером Дмитрием Ситковецким.
Каждый фестиваль отмечает мировая премьера концерта, а то и не одна. Вадим Репин, как в свое время Ростропович в надежде среди много найти жемчужину нового репертуара, заказывает композиторам все новые концерты. Ранее это были произведения таких именитых наших современников как Софьи Губайдулиной и Леры Ауэрбах. Фестиваль этого года представил сразу три премьеры: музыкальная фантазия «Музыка моря» новосибирского композитора Бориса Лисицына для оркестра, исполненная НАСО под управлением Тугана Сохиева, этот же оркестр исполнил и концерт для скрипки с оркестром Александра Раскатова «…с востока свет…», а в Красноярске состоялась премьера произведения немца Энйотта Шнайдера для контрабаса и бас-балалайки с оркестром. Современным композиторам не так легко быть услышанным широкой публикой в наше время, особенно композиторам из «не-столиц». Программа «Сделано в Сибири» дает такую возможность сибирским композиторам, так и красноярец Михаил Крутик и новосибирец Андрей Молчанов представили на предыдущих фестивалях свои творения.
Несколько спорными событиями этого года стали два спектакля на сцене филармонии - концертное исполнение печально известной в Новосибирске оперы Вагнера «Тангейзер» и неоднозначной политической сатиры «Черт, солдат и скрипка» в исполнении Познера, Макаревича и Ситковецкого. Новый главный дирижер новосибирского оперного театра (или «Новата») взялся было «реабилитировать» «Тангейзера» перед новосибирской публикой. Но как говорил писатель Клайв Льюис «лев не нуждается в защите, ему лишь нужно дать свободу», так на пути этого вагнеровского льва первыми пали и дирижер и исполнительница Елизаветы, Любовь Стучевская. Героями для стали приглашенный дирижер большого театра Дмитрий Крюков, новосибирское сопрано Ирина Новикова и собранный для этого события фестивальный оркестр из студентов консерватории. Что касается коллаборации Познера, Макаревича и Ситковецкого, то хоть новый текст Михаила Успенского и хлесток, и на злобу дня, все же главными в этом сказе о жизни без счастливого конца были все-таки танцоры. Александр Тронов и Анна Дельцова выступали в «экспериментальном танце» собственной хореографии, почему-то сразу же навеявшей дух Пины Бауш. И это было прекрасно, видеть не просто то «как люди двигаются, а что ими движет», остро, болезненно и все про каждого из нас.
Вот уже в шестой раз мы самые счастливые на планете, пусть ненадолго, на три недели, но музыкальный олимп спускается таки в Сибирь, и в сердце Сибири все горячие сердца и музыкантов и зрителей бьются в унисон. «We will be back!» - было последней фразой Вадима Репина на заключительном концерте этого фестиваля, и он, как наш сибирский посол в мире музыки, уехал за новыми гостями и впечатлениями.