Нужно ли писать о музыке? Какие изменения потрясают сферу музыкальной критики и информации в гонке современных технологий? Как быть релевантным, цепляющим внимание и убеждающим читателя журналистом? 80 участников академии Арт-журналистики почти неделю узнавали, изучали и искали ответы на эти и подобные вопросы. Уже второй Академия проходит в рамках образовательной программы Транссибирского арт-фестиваля на базе культурного центра «Энергия» в Новосибирске.
В этом году работа академии совпала с 30-летием издания «Музыкальное обозрение», главный редактор которого стал также и куратором данного проекта. Это издание в нашей стране уникально по степени охвата разных групп читателей и множеству продвигаемых проектов в области музыки. Удивительное разнообразие этих проектов было представлено в первый день академии. Особенно отозвался в сердце проект о музыкантах, репрессированных в годы Советской власти.
Убирать скопившуюся паутину и пыль с нашего мышления были призваны специалисты Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ Высшей школы экономики. В течение трех лекционных дней Александр Архангельский, Артем Галустян, Анна Качкаева, Анна Колчина, Татьяна Магера и Анна Новикова предоставляли нам экспертные знания ВШЭ для нашего культурного пространства. Это был новый опыт для всех. Для лекторов - опыт работы в сжатых временных рамках и с узко-специализированной аудиторией музыковедов и журналистов в области культуры, а для нас - встреча с дерзким новым миром новых технологий в передаче информации. Оказалась, что и в чопорном мире классической музыки мультимедийная коммуникация тоже может сослужить добрую службу, а именно, в океане бомбардирующей потребителя информации донести до него то, что будет ему интересно в привлекательной для него «упаковке». Лекторы много говорили про сторителлинг, про его использование в журналистике, работе пресс-службы и в блогах. Современному читателю важно чувствовать эмоциональную вовлеченность, сопричастность и интерактивность в процессе коммуникации, именно тогда полученная в результате такого процесса информация присваивается им как своя собственная, а следовательно ценная для индивидуума. Значит, мы можем ожидать и последующего за этим ответного действия - будь то поход на концерт/выставку или подписка на рассылку/репост. Каждый специалист по коммуникации в наше время должен стать немного сторителлером или, по-нашему, сказателем.
Немаловажным в расширении границ нашего сознания была организация творческих встреч и круглых столов в рамках Академии. Нам посчастливилось пообщаться на творческих встречах с главным редактором «Музыкального обозрения» Андреем Устиновым, с композитором Александром Раскатовым, с дирижером Дмитрием Ситковецким и с журналистом Владимиром Познером. Это была уникальная возможность услышать мнения о положении дел в музыкальном мире и просто о жизни. По результатам каждой из таких встреч можно было бы написать статью-интервью, настолько они были интересными. Круглый стол собрал представителей пресс-служб Новосибирской филармонии, ТСАФ, Александринского театра и Ельцин-центра. Участники разговора откровенно, без обиняков, поделились успехами и трудностями информирования и вовлечения публики в работе своих культурных учреждений. И главный вывод этой встречи мне показался таким, что современный зритель - это не потребитель, а партнер. Расстояние между зрителем и арт-действом должно сокращаться, а его вовлеченность в процесс увеличиваться. Только тогда получится это настоящее, живое и эмоциональное партнерство. Знать своего зрителя в лицо - это не должно страшить, а наоборот, являться потенциалом взаимного энергетического заряда положительными эмоциями. Благо, даже в Новосибирске уже есть пример такого прекрасного сотрудничества со зрителями - только что получивший «Золотую маску» Музыкальный театр.