Опера Гласса "Сатьяграха" в Екатеринбурге

Sep 21, 2014 13:51

Сатьяграха

Опера американского композитора-минималиста Филиппа Гласса "Сатьяграха" впервые ставится в России. На этот раз Екатеринбург решил отойти от трактовок классических опер и пойти на этот смелый эксперимент.

Почему смелый и почему эксперимент? Ну хотя бы потому, что опера не имеет сюжета, в ней нет развития, кульминации, разрешения. Она состоит из отдельных картин из жизни Ганди и его движения мирного противостояния притеснениям индийского народа в Южной Африке. Опера движется медленно и постоянно, спокойное ее течение напоминает течение Ганга, картиной которого начинается и заканчивается действо. Мы, зрители, как и сами участники действа - Ганди, его соратники-учителя-последователи Лев Толстой, Кришна, Мартин Лютер Кинг - становимся созерцателями происходящего на сцене. А на ней мы видим как бы открывки синематографа - для индийцев вводят обязательную регистрацию и ограничение их свобод, работа над газетой "Индийское мнение", нападение на Ганди на улице, его общение с соратниками, переписка со Львом Толстым, массовый отказ индийцев регистрироваться и сжигание ими "паспортов", продолжение движения Ганди Мартином Лютером Кингом в Америке.

Музыка намеренно погружает вас в медитативное  состояние, исполняемые отрывки из священных книг на санскрите повторяются по несколько раз и хор то выходит и медленно кружит по залу, то поет лежа на сцене дополняя музыку как- бы дыханием человека. Вот это, собственно, и есть содержание оперы. Гласс писал оперную трилогию о людях, силой своей воли изменивших мир - Эйнштейн в науке, Ганди в политике и Эхнатон в религии. В "Сатьяграха" мы получаем и чисто индийскую эстетику происходящего и остро современную мораль о мирном решении межнационального конфликта.

В плане сценографии, казалось все было решено довольно просто, но в то же время эффектно, декорации не отвлекали от происходящего, прекрасный хор очень мощно и многогранно исполнял разные роли - то возмущенных индийцев, то американцев, то последователей Ганди. Владимир Чеберяк, исполнявший роль Ганди, открылся с новой стороны отличной от предыдущих теноровых амплуа героев-любовников. Его Ганди предстал как внешне ранимый и хрупкий человек, но с абсолютно непоколебимыми внутренними убеждениями и исполнял он роль очень убедительно. Местами казалось, что голоса солистов несколько устали на третий день премьеры подряд, но за это им отдельный респект, так сказать. Высокое сопрано Ольги Теняковой, если я не ошибаюсь, с уверенностью могло бы всколыхнуть и глыбу Новосибирской оперной аудитории ))) Насколько я поняла, для этого спектакля были приобретены два мощных видеопроектора, и видеоряд действительно был очень интересен и органичен постановке. Единственно показалось немного затянутым третье действие...

В фойе театра была инсталляция индийской культуры и искусства, с индийцем, играющем на барабане. Желающие зрители могли сфотографироваться. Сотрудники театра, PR менеджер и заведующая музеем приняли нашу "делегацию" очень тепло, провели экскурсию по зданию театра и музею и дали нам места в ложе. Было так приятно))) Сам театр нас, привыкших к монументальности, удивил своей камерностью, и таким дореволюционным театральными духом и декором, бельэтаж, ложи, позолота, оригинальные стулья 1912 года в ложах - первый рад пониже для дам, второй - повыше - для кавалеров. И атмосфера, и акустика, и люди оставили лишь самое приятное впечатление и желание вернуться сюда еще не раз. Это не случай "хорошо там, где нас нет", а скорее "и у других оперных театров тоже есть на что посмотреть" ))) Впереди Пермь.

Сатьяграха, Екатеринбургский театр оперы и балета, Гласс

Previous post Next post
Up