ox7

О реализации платных парковок в Москве, и об ограничении парковки вообще

Mar 16, 2014 15:37

О введении платных парковок в Москве было уже много сказано в сети и хорошего, и плохого. Цель этого поста -- разобраться, что делается Дептрансом в Москве хорошо, что нормально, и что плохо -- в плане реализации платных парковок -- а также на примерах Лондона рассказать, как можно сделать так, чтобы это (почти) не вызывало нареканий.

Итак, поехали.

Об ограничении парковки.

В том, что парковку нужно ограничивать для того, чтобы город не встал в пробках окончательно, сомнения нет (аргументы будут приведены ниже). Но всё дело в том, как именно это делать.

Можно ограничивать парковку по:
  • месту: расстановка знаков "Остановка запрещена", "Стоянка запрещена")
  • времени суток: например, ограничения действуют только в часы пик)
  • длительности: например, парковка без ограничений только первые 2 часа
  • разрешениям: например, парковка только для местных жителей
  • стоимости: парковка платная/бесплатная
Эти типы могут успешно совмещаться, чтобы достигался нужный эффект.

Мотивацией ограничения парковки является ограничение автомобилей в пути в часы пик и соответственно, увеличение пропускной способности дорог.

Фундаментальные идеи: как ограничить парковку справедливо - на примере Европы

Использование автомобиля может быть разделено на две категории: commute (то есть поездки на работу и с работы), и leisure - то есть использование автомобиля в свободное от работы время. Ограничение первой категории для разгрузки улиц необходимо, так как здесь автомобиль может быть заменён общественным транспортом, и использование автомобиля в данном случае крайне неэффективно:
  • Автомобиль, рассчитанный на 4-5 человек перевозит одного -- то есть занимает много места на дороге в процессе движения, загружая дорожную сеть
  • Автомобиль, оставленный возле работы на целый день (8+ часов), занимает парковочное место, которое могло бы использоваться большим количеством машин за этот день, то есть, опять же обеспечить большую эффективность дорожной сети

В итоге, идея сводится к тому, чтобы сделать использование автомобилей вне часов пик "максимально бесплатным", а в дневное время автомобиль в идеале должен или стоять дома, или быть запаркованным в городе ограниченное количество времени -- по краткосрочным делам. Поездки на работу на автомобиле становятся некомфортными/дорогими.

Кстати, такое разделение в западной Европе и США используется не только для регулирования автотранспорта, но и для общественного транспорта -- в часы пик билеты стоят дороже.

Принципы ограничения парковки - когда и как

Так как 90%+ населения работает с 9 до 6 (+/- 1час), то здравый смысл подсказывает, что для уменьшения commute-вояжей на автомобиле в загруженные регионы города парковку стоит ограничить следующим образом:
  • время: с 9 до 18, или, например, с 9 до 12 и с 16 до 19 -- таким образом, оставляя свободу парковаться днём между часами-пик
  • длительность: парковка без ограничений только первый час -- этого будет достаточно для того, чтобы съездить в магазин, но не на весь день на работу
  • особые разрешения: парковка для местных жителей должна быть бесплатной

Как Вы видите, нигде про платную парковку не написано -- в идеальном мире вышеназванных ограничений вполне достаточно. Тем не менее, чтобы они работали, нужно иметь enforcement - то есть достаточные ресурсы для штрафования/эвакуации нарушителей. В городе Москве с населением в 15 миллионов на относительно небольшую площадь это нереализуемо -- таким образом, я за платную парковку, так как это является дополнительным стимулом ехать на работу на общественном транспорте.

Реализация платных парковок в Москве: что сделано плохо

  1. Платность парковки 24/7/365 - нужно иметь возможность выехать в центр в выходной и поставить машину там бесплатно
  2. Отсутствие вменяемой процедуры выдачи парковочных разрешений для тех, кто живёт в центре: это должны быть не просто абонементы, которые может купить любой желающий. В идеале, абонементы нужно сделать резидентскими. Но к сожалению, институт прописки-регистрации, сделанный изначально строгим и суровым, не может обеспечить нормального доказательства резидентства.
  3. Проблемы с оплатой -- должна быть возможность платить в том числе и наличными. На время обката системы и при большом количестве ложных штрафов иметь достаточно людей на горячей линии для разрешения проблем и возврата денег
  4. Отсутствие информации об оплате на иностранных языках, плохое расположение информационных табличек
  5. Странная разметка: зачем размечать такие огромные парковочные места? Зачем вообще размечать места перпендикулярно бордюру? Параллельная разметка позволяет эффективнее использовать доступное пространство - вот для примера Великобритания:



Непонятно, зачем изобретать велосипед, и реализовывать "импортную" идею крайне неудобным способом.
Previous post Next post
Up