С сегодняшнего дня, как будет появляться время, я буду проводить анализ британских дорожных знаков, правил, разметки и тому подобного, и анализировать, помогло бы их заимствование улучшить дорожную обстановку в России.
Позволю себе начать с необычайного высказывания: в России идиотские неоптимальные правила дорожного движения и раскладка дороги, и вот почему:
- Российские правила легко нарушить. Что хуже всего, их легко нарушить нечаянно.
Примеры:
- Конфликтующие разметка и знаки. Александр Шумский и его проект "Пробок.Нет" достаточно уже по этому поводу написал. При этом, логика властей не "извините, мы облажались", а "вы нарушили, и мы своей вины не признаем". И неважно, что знак "Остановка запрещена" висит на одном столбе со знаком "место для парковки". И повесили его ночью, пока Вы спали.
- Светофоры и стоп-линии. Первые не видно при ярком солнце и/или из-за расположения, вторые затёрты или просто отсутствуют (поворот с 1-й Брестской на Ленинградский Проспект яркий тому пример). Кстати, я ни разу не видел знака "СТОП" на белом фоне на уровне нарисованной стоп-линии. Конфликт разметки и знака на каждом перекрёстке? Мелочь - а неприятно.
- Отсутствие разметки, но присутствие камеры, которая следит за тем, чтобы вы не заехали за невидимую линию обочины/встречной полосы
- Ограничения зачастую не диктуются здравым смыслом. Часто, их слишком много.
Примеры:
- Ограничение в 40 км/ч на "опасном повороте" который нормально проходится на скорости 70. (На нормальном железе -- неделю назад я прокатился по Дмитровскому Шоссе на Ладе и, кажется, всё-таки понял, почему там знаки 40 стоят...)
- Необоснованные запрещения обгона Пример - трасса М9 на стыке Псковской и Тверской областей. В первой "сплошных" намного меньше, чем во второй, хотя рельеф местности и профиль дороги практически одинаковы. В Великобритании сплошных очень мало - разве что на извилистых горных дорогах. А в городе их я вообще не видел. Вот загородная трасса - была бы здесь сплошная в России?
- Запрет обгона транспортных средств, движущихся на малой скорости через "сплошную" - то есть трактор вы можете обогнать, а вот "Ладу", загруженную капустой и арбузами, уже нет.
- Сплошные в тоннелях - единственное место, где я их видел, это в России. Зачем они вообще там?
- Неэффективное использование доступных визуальных и инженерных средств Я с нетерпением жду, когда те, кто пишут ПДД и проектируют дороги, поймут, что визуальные и тактильные средства гораздо эффективнее в управлении дорожным движением, чем знаки "40" и камеры. Вот пример нерегулируемого пешеходного перехода в Великобритании:
- Зигзаг-разметка предупреждает о приближении к пешеходному переходу. На такой разметке запрещено обгонять/опережать, а останавливаться можно только для пропуска пешеходов. Как Вы думаете, если бы в РФ была подобная разметка (5 метров до и после перехода), сделало ли бы это жизнь для пешеходов лучше? А для автомобилистов, которых сейчас могут оштрафовать за стоянку 4.98м от пешеходного перехода? Такая визуальная точка опоры очень важна.
- Подъём дорожного полотна на некотором расстоянии до перехода. Бережёт подвеску автомобилей, заставляет сбавить скорость, и оставляет тротуар ровным (нет необходимости специально снижать уровень бордюра.)
- Фонарь на столбе, окрашенный в узор "зебры" - визуально лучше предупреждает о приближении пешеходного перехода. Расположен, как правило, выше уровня дорожных знаков, поэтому видно его лучше. Сам фонарь мигает жёлтым 24 часа в сутки.
- Островок безопасности - исключает на переходе возможность обгона и того, что кто-то проедет по встречной полосе.
Также я хочу рассказать о таком замечательном изобретении, как Box Junctions.
Одной из первостепенных причин заторов является выезд на перекрёсток при заблокированном выезде с перекрёстка.
Где-то в РФ:
При этом, увы, не всегда можно заранее понять, сможете ли Вы полностью проехать перекрёсток, не создав препятствий для перпендикулярного движения. Например, при большой площади этого перекрёстка и плотном движении. Здесь же могут возникнуть спорные ситуации, когда у Вас и у ДПС разное мнение по поводу того, создали Вы препятствие или нет.
Эту проблему решили в Великобритании с помощью Yellow Box Junction:
Въезжать на неё можно или если выход свободен, или если вы поворачиваете направо (в странах с правосторонним движением, соответственно, налево) и пропускаете встречный траффик. Таким образом:
- Становится очевидно, когда можно въезжать на перекрёсток. Легче объективно оценивать наличие или отсутствие нарушения. Вот пример:
- Психологический фактор: на таком блоке дороги останавливаться некомфортно. Особенно зная, что где-то за выполнением правил таки может следить камера.
- С помощью box junctions можно легко регулировать те участки, которые нужно держать свободными для того, чтобы не создавать пробок. Например:
- Можно сделать, чтобы не загораживали выезд со второстепенной дороги:
- Можно использовать их на больших раундэбаутах (roundabout = круговое движение), чтобы "доминирующее" направление не блокировало остальные.
А как Вы думаете, помогло бы наличие Box Junctions в России (ну и конкретно в Москве)?
В следующем посте я расскажу о том, как нужно и как не нужно делать указательные знаки на примере Ленинградского проспекта.
Adios!