30 июня 1941 г. Ju88A-5 из состава 4-й эскадрильи 121-й группы дальних разведчиков Люфтваффе (4.(F)/121), вылетел для выполнения задания с аэродрома Лабунье /Labunie/ в Польше.
Во время полета (по немецким данным - в районе Klemensow /Клеменцов/, что, по-видимому, является ошибкой, т.к. данный пункт находится заметно северо-западнее аэродрома базирования и оказаться там разведчик мог только в случае жестокой потери ориентировки экипажем. Либо речь о другом Клеменцове или, возможно, в документе указано не места боя, а место вынужденной посадки, хотя это тоже маловероятно*) "юнкерс" был перехвачен и атакован советскими истребителями. После тяжелого воздушного боя экипажу немецкого разведчика все-таки удалось оторваться от противника и привести серьезно поврежденную машину домой. По сущуствовавшей системе классификации повреждений техники они были оценены в 50 %, т. е. фактически самолет с заводским № 880402 восстановлению не подлежал, но отдельные узлы и детали от него могли в будущем быть использованы при ремонте других машин. Один из четырех членов экипажа, бортрадист унтерофицер У. Бото фон Вальтиер (Uffz. Botho v. Valtier U.) погиб, а еще двое - наблюдатель оберфельдфебель К. Ульшт (Ofw. Ulscht K.) и пилот унтерофицер Х. Гассель (Uffz. Gassel H.) были ранены.
Поврежденный Ju88A из состава 4.(F)/121 на аэродроме Дубно, лето 1941 г. На фото справа просматривается эмблема эскадрильи.
В списках воздушных побед истребительных полков ВВС КА 30 июня и 1 июля (в наших документах данные о боях, потерях и победах довольно часто появлялись с опозданием на сутки) довольно много заявок на уничтожение Ю-88, но, поскольку известно, что 4.(F)/121 действовала над территорией Западной Украины в районах Ковель, Луцк, Львов и восточнее - это существенно сужает круг претендентов на эту победу. Скорее всего, "юнкерс" стал объектом атаки истребителей 15 сад, а наиболее вероятным его "победителем", на мой взгляд, является группа МиГ-3 из состава 23 истребительного авиаполка, ведомая лейтенантом Богомоловым Г.С., которая в районе Бобрка (около 20 км юго-восточнее Львова) атаковала и, по советским данным, уничтожила одиночный Ю-88 (причем в оперативных документах штаба полка "по горячим следам" эта победа записана как групповая, а в наградном листе на орден Ленина, которым ведущий группы был награжден 28.10.1941, самолет уже фигурирует как лично сбитый Богомоловым).
Старший лейтенант Георгий Богомолов, конец 1941 г.
Для Георгия Сергеевича Богомолова эта воздушная победа стала первой на его личном счету, а всего за время боевых действий летчик сбил 5 самолетов противника (2 Ю-88, 1 Хе-111 и 2 Ме-109) лично и 4 в группе с товарищами, выполнив 304 боевых вылета и проведя 39 воздушных боев. Вскоре после описанного выше события Богомолов вместе с группой других пилотов был переведен в 28 иап, где провел всю боевую карьеру, которую закончил 01.10.1943 (с выводом всех частей 6 ИАК ПВО Москвы, куда входил 28 иап, из состава войск действующей армии) в звании майора. Кроме ордена Ленина, также был награжден орденом Боевого Красного знамени (07.11.1942).
Автор благодарит Михаила Тимина за фотографии и помощь в работе над материалом.
* По другой версии именно Клеменцов (находится примерно в 20 км западнее польского города Замосць, до границы с СССР - около 60 км, на широте Нововолынска), а не Лабунье, в конце июня-начале июля 1941 г. был аэродромом базирования 4.(F)/121. В этом случае речь в документе почти наверняка идет о месте аварийной посадки "юнкерса".
...