Цвета военного неба (57): дрова в пламени Блицкрига (часть 2)

Jun 11, 2023 12:01

Часть 2
Блицкриг!

На рассвете 10 мая 1940 года вторжением в Бельгию и Голландию Германия перешла на Французском фронте от Сидячей войны к Молниеносной. Из экипажей бомбардировщиков «Бэттл» первыми это почувствовали бельгийцы: одному из их самолётов при перелёте на полевой аэродром не посчастливилось заходить на посадку аккурат в момент начала бомбардировки, и машина была уничтожена.

Через несколько часов французская авиаразведка подтвердила продвижение неприятеля через Люксембург и передала эту информацию в штаб Британских Экспедиционных Сил. В 9:30 английские бомбардировочные эскадрильи получили приказ готовиться к вылетам на штурмовку наступающих колонн, но запросов или указаний от верховного командования так и не поступило, поэтому в полдень командующий BAFF [Британские ВВС во Франции] дал отмашку подчинённым на действия по собственному разумению.


Экипажи 5-й бельгийской эскадрильи перед своими бомбардировщиками. Довоенный снимок
Четвёрка машин 142-й эскадрильи взлетела немедленно, а с двух до шести часов дня к ним присоединились экипажи шести других эскадрилий. Всего 32 «Бэттла», действовавших мелкими группами от звена до неполного флайта.


Истребительного прикрытия им выделить не представлялось возможным, потому что все «Харрикейны» AASF тогда были задействованы в отражении налётов Люфтваффе. Чтобы избежать перехвата «Мессершмиттами», самолёты шли к цели на малой высоте, а дабы не подорваться на собственных бомбах, взрыватели выставили на замедление в 11 секунд. Такая тактика действительно помогла избежать встречи с воздушным противником, но вывела экипажи в зону действенного огня пулемётов и автоматических пушек, ставших причиной потери 15 машин и повреждения ещё как минимум 9.

На следующее утро операцию продолжили самолёты двух эскадрилий, но из 8 взлетевших машин ни одна не вернулась на базу, и на этом дневные бомбардировочные рейды «Бэттлов» решили остановить.

Бельгийская эскадрилья 5/III/3 Aé, в первый день вторжения выполнявшая только разведполёты, ранним утром 11 мая отправила три звена по три самолёта для уничтожения трёх стратегически важных мостов через Альберт-канал у Маастрихта, захваченных немцами в самом начале наступления. На подходе к цели бомбардировщики сначала были атакованы немецкими истребителями, сбившими две машины из идущего на Велдвезелт звена, а потом попали под сильный зенитный огонь, причём не только вражеский, но и «дружественный». В итоге задачу они не выполнили, а на базу вернулись только по одной повреждённой машине из каждого звена, все остальные были сбиты.


Battle с бельгийским серийным номером T-62, состоявший на вооружении эскадрильи 5/III/3 Aé. 11 мая самолёт участвовал в рейде на мосты через Альберт-канал, но был сбит «дружественным» зенитным огнём. Пилот аджюдан Даньель Жорданс и стрелок сержант Ксавье де Рибокур [Daniel Jordens / Xavier de Ribaucourt] успешно воспользовались парашютами. Бельгийские «Бэттлы» несли стандартный британский камуфляж на верхних и боковых поверхностях при серебристых нижних, а в качестве индивидуальных обозначений использовали серийный номер, в виде двух цифр выписанный на руле поворота и в полном варианте повторённый на нижних поверхностях крыла (буква на правой консоли, цифры на левой)
Другой возможности уничтожить злосчастные мосты бельгийское командование не видело и обратилось за помощью к союзником, поэтому британский «мораторий» на действия днем продержался менее суток.

Задачу возложили на 12-ю эскадрилью, ввиду очевидной опасности предприятия решив задействовать только добровольцев. Рейд надлежало выполнить двум полным звеням - по одному на каждый из двух намеченных к удару мостов, но в последний момент на одной из машин обнаружилась неполадки. Резервный аппарат тоже оказался неисправным, поэтому на взлёт пошли лишь пять экипажей.

«Харрикейны» эскорта успешно прикрыли бомбардировщики на маршруте, и выйдя в нужный район, те пошли в атаку под сильным зенитным огнём. Пара «Бэттлов» во главе с флаинг-офицером Томасом [N.M. Thomas] с пикирования отбомбилась по мосту во Врунховене, но безрезультатно. При этом ведущий был сбит на месте, «плюхнувшись» неподалёку от цели, а ведомый изрядно повреждён, но сохранил «летучесть», однако на обратном пути всё же был добит немецким истребителем.


Борт L5241 «PH-G» из состава 12-й эскадрильи, переживший зенитный огонь над мостами, чтобы на обратном пути быть добитым Bf 109E из 2./JG 27. Пилот пайлот-офицер Дейви и штурман сержант Мэнселл не пострадали, а стрелок рядовой 1-го класса Пэттерсон [T.D.H.Davy / G.D.Mansell / G.N.Patterson] был травмирован при неудачном покидании машины и из госпиталя попал в плен
Второй ведущий, флаинг-офицер Доналд Гарленд [Donald E. Garland] предпочёл атаку с бреющего полёта. Прямо над целью все три самолёта его звена были сбиты, но экипажи всё же сумели добиться по крайней мере одного прямого попадания, обрушившего часть моста в Велдвезелте. Флаинг-офицер Гарленд и его штурман сержант Томас Грей [Thomas Gray] посмертно были награждены Крестом Виктории, став первыми авиационными кавалерами этой награды во Вторую мировую войну, однако погибшего вместе с ними стрелка-радиста старшего рядового Лоренса Рейнолдса [Lawrence Reynolds] командование не удостоило даже медали.

Ко второй половине дня союзное командование осознало опасность немецкого продвижения через Арденны и направило пару десятков «Бэттлов» из четырёх эскадрилий бомбить переправу через р.Семуа у Буйона и войсковые колонны на дорогах до и после неё. Эта операция увеличила список потерь ещё на шесть машин (все сбиты зенитным огнём), и к ночи, подытожив общие итоги трёх дней, командование RAF пришло к заключению, что если не сбавить интенсивность действий, то «мы растратим все ресурсы на ранних стадиях сражения и не сможем эффективно действовать, когда наступит действительно критическая фаза».

Поэтому если не считать разведполётов, единственной операцией английских бомбардировщиков во Франции 13 мая стал рейд 226-й эскадрильи в Южную Голландию в помощь отступающим французким войскам.

Зато следующий день признали той самой «критической фазой сражения» и направили все исправные «Бэттлы» и многие другие англо-французские бомбардировщики в удар по дорогам и переправам в районе Седана, проведя крупнейшую операцию союзной авиации за время Французской кампании.


Атака на бреющем в исполнении экипажа «Бэттла». Видимый на этой фотографии жёлтый прямоугольник на стабилизаторе был индикатором наличия отравляющих газов в воздухе
Экипажи из всех 8 боевых эскадрилий «Бэттлов», действуя мелкими группами, совершили 75 боевых вылетов за день. Из них в безвозвратные боевые потери ушло как минимум 33 самолёта - столько известно «поимённо», но судя по нестыковкам между журналами боевых действий и данными итоговых отчётов, эти цифры не полные.

Английские и французские истребительные части пытались, но не имели возможности надёжно прикрыть такое большое число бомбардировщиков, поэтому примерно половина потерь пришлась на долю «Мессершмиттов», а ещё 4 «Бэттла» стали жертвой «дружественного огня» MS.406.
Первое отступление

Немецкие войска быстро продвигались вперёд, и 15 мая британцы начали отводить эскадрильи AASF на юг подальше от линии фронта, на несколько дней выведя их из операций, сначала из-за самого перебазирования, а потом из-за отсутствия на новом месте бомб и должного запаса топлива. 105-я и 218-я эскадрильи, в которых в сумме осталось всего четыре самолёта, в процессе перебазирования прекратили своё существование, влившись в другие части.

Бельгийские «Бэттлы» после разгромного рейда на мосты проводили только разведку и штурмовку наступающих колонн, действуя одиночными машинами. Конец их эскадрилье положила бомбардировка её аэродрома утром 18 мая, в которой все пять оставшихся самолётов получили повреждения разной степени тяжести и затем были брошены при эвакуации.


Лётчики 226-й эскадрильи в перерыве между вылетами, аэродром Фо-Вильсерф, конец мая или начало июня 1940 года
Британцы же возобновили боевые действия утром 19 мая крупным рейдом 33 «Бэттлов» в сопровождении 26 «Харрикейнов» по вскрытому району концентрации сил противника северо-западнее Ретеля. Однако, в данном случае разведка сработала не лучшим образом, и подходящих целей там нашлось не много, а собственные потери составили пять сбитых «Фейри» (два истребителями и три зенитным огнём).

На следующий день все эскадрильи «Бэттлов» опять перевели на ночные действия. И эта мера действительно радикально уменьшила потери устаревших бомбардировщиков: всего три машины за две недели при выполнении от полутора десятков до сорока самолётовылетов за ночь. Дневные вылеты также продолжались, но в значительно меньших масштабах и обычно по отдельным запросам командования или наземных войск.
Финальный этап кампании

Новый этап в боевом применении самолёта начался с 5 июня, когда немцы, завершившие уничтожение северной группировки союзников, перешли в наступление на южном фронте. Вечером 11 «Бэттлов» направили на бомбёжку продвигающихся немецких танков, а ночью такое же число машин летало по прифронтовым коммуникациям противника.

В последующие дни экипажи продолжали действовать круглосуточно с общим числом самолётовылетов за сутки примерно таким же, как в предшествующий период. Днём их обычно сопровождали «Харрикейны», но не всегда с должной эффективностью (в одних случаях из-за малочисленности, в других по отсутствию должного взаимодействия между подразделениями разных частей).


Battle I L5397 «QT-L», 142 эскадрилья RAF, аэродромы Фо-Вильсерф и Вильефо, июнь 1940 года. Этот самолёт участвовал в последних боевых вылетах части. 13 июня он был повреждён в воздушном бою, но отремонтирован и на следующий день вылетел снова, но в очередном бою получил настолько сильные повреждения, что едва дотянул до аэродрома и был списан сразу после посадки
Несколько раз им приходилось действовать и без эскорта, например в двух крупных рейдах на переправы через Сену 10 июня, но тогда британцам явно повезло: «Мессершмитты» в том районе так и не появились … но зато прилетели бравые поляки на «Кодронах» CR.714, разом сбившие два бомбардировщика.

12 июня английское командование признало ситуацию во Франции безнадёжной, приказав своим лётчикам готовиться к эвакуации с континента. На следующий день бомбардировочные эскадрильи, несмотря на полное отсутствие истребительного прикрытия, резко увеличили интенсивность боевых вылетов, что привело к соответствующему росту потерь. Доля «Бэттлов» составила 11 самолётов, погибших преимущественно в воздушных боях.

14 июня при меньшем числе вылетов «в расход» списали ещё шесть сбитых «Мессершмиттами» бомбардировщиков, а утром 15 июня экипажи выполнили последние боевые задания, после чего перегнали все исправные «Бэттлы» (около 60 машин) на английские аэродромы, завершив участие самолётов этого типа во Французской кампании.


Кладбище битых английских и французских самолётов, обнаруженное немцами после перемирия
В завершение материала немного статистики по безвозвратным боевым потерям «Бэттлов». За 8 месяцев Странной войны они составили 7 самолётов в воздушных боях сентября 1939 года и ещё один, перехваченный и сбитый ночным истребителем весной 1940 года.

С 10 по 14 мая британцы потеряли 67 «Бэттлов», в т.ч. 13 от истребителей противника, 4 от «дружественного огня» французских ВВС и 39 от зенитного огня, а по остальным эпизодам подробностей нет. Бельгийцы за тот же период потеряли два «Бэттла» в воздушных боях, шесть от своего и чужого зенитного огня и один разбомбленным в полёте, итого 9 машин.

После возобновления боевых вылетов британских «Бэттлов» с 19 мая по 4 июня они потеряли 12 самолётов в дневных операциях (в т.ч. по 4 в боях и от зенитного огня) и 3 в ночных.


K9218 «VO-J» из состава 98-й эскадрильи, 15 июня 1940 года брошенный на аэродроме Шато-Бугон при эвакуации части
Период с 5 по 12 июня добавил к этому списку ещё 15 дневных потерь (в т.ч. 4 от немецких истребителей, 2 от польских и 7 от зенитного огня) и 3 ночных (в т.ч. 1 от зенитного огня).

А на финальном этапе с 13 июня по утро 15-го ночные потери отсутствовали, а дневные достигли 18 машин, в т.ч. 14 от истребителей и 1 от зенитного огня.

Итого 9 потеряных бельгийских «Бэттлов» и не менее 126 достоверно известных британских, без учёта потерянных на аэродромах и уничтоженных или брошенных при отступлении.

fairey, Великобритания, world war 2, Бельгия, raf, окраски

Previous post Next post
Up