Дрова в пламени Блицкрига
В начале Второй мировой войны британский лёгкий бомбардировщик «Фейри Бэттл» стал одним из символов поражения во Французской кампании и ярким примером того, что героизм экипажей далеко не всегда может компенсировать недостатки техники и тактики.
История машины началась в 1932 году, когда Министерство авиации выдало спецификацию P.27/32 на двухместный одномоторный лёгкий дневной бомбардировщик для замены в строевых эскадрильях биплана «Хоукер Харт». От нового аппарата требовалась способность нести 1000 фунтов бомб со скоростью не менее 200 миль/час на расстояние не менее 1000 миль.
K4303, прототип «Бэттла» на раннем этапе заводских испытаний
Максимальная скорость «Харта» составляла 185 миль/час при нагрузке в 500 фунтов, а вступивший в строй в 1931 году истребитель «Хоукер Фьюри» мог разгоняться до 207 миль/час. Радикального повышения характеристик не требовалось, но при имеющихся двигателях выполнить задание было крайне непросто, если вообще возможно. Чарлз Ричард Фейри, основатель и глава фирмы, долго пытался убедить министерство в необходимости перехода на двухмоторную схему, но не преуспел.
Рождение «Бэттла»
Эскизный проект с самого начала походил на будущий «Бэттл», но отличался меньшими размерами (длина 38 футов, размах крыла 47) и использованием перспективного двигателя «Фейри» V.12 «Принц» ожидаемой мощностью 850 л.с. (на деле мотор оказался слабее на 100-200 л.с. в зависимости от модификации). А для второго этапа конкурса весной 1934 года фирма подготовила сразу три предложения: немного доработанный вариант прошлого года, более крупный самолёт, оснащённый тем же двигателем, но с возможностью впоследствии заменить его на что-то более мощное и ещё больший двухмоторный аппарат - Ч.Р.Фейри не оставлял надежды отстоять собственное видение наилучшего лёгкого бомбардировщика.
K4299, прототип A.W.29, второго бомбардировщика, спроектированного по спецификации P.27/32
Если в первом этапе принимали участие шесть фирм, то во втором их число сократилось до четырёх, а 11 июня министерство заключило с «Фейри» и «Армстронг-Уитворт» контракты на постройку прототипов: победителем стал «средний» из вариантов «Фейри», а в качестве резервного выбрали проект A.W.29.
Оба самолёта представляли собой несомненный шаг вперёд по сравнению с бипланами прежней эпохи: цельнометаллические монопланы с монококовым фюзеляжем, свободнонесущим крылом, убирающимся шасси и бомбами на внутренней подвеске.
За счёт использования менее мощного, но при этом более «лобастого» двигателя воздушного охлаждения и более толстого крыла A.W.29 заведомо уступал конкуренту в ЛТХ. Даже разработчики сомневались в успехе этого проекта и когда «Армстрон-Уитворт» начала разработку авиалайнера «Энсин» и тяжёлого бомбардировщика «Уитли», на них сосредоточили большую часть ресурсов, а работы по лёгкому бомбардировщику стали вести по остаточному принципу.
Забегая вперёд, A.W.29 со 860-сильным двигателем «Тайгер-VIII», впервые поднялся в воздух только 6 декабря 1936 года, когда прототип «Бэттла» летал уже семь месяцев и шла постройка первых серийных экземпляров. В полном объёме замерить его характеристики не удалось из-за произошедшей вскоре аварии, но по лётным данным он закономерно уступал своему удачливому конкуренту. Единственным плюсом машины оказались более крупные бомбоотсеки, способные вмещать бомбы калибром до 500 фунтов.
Прототип «Бэттла» после установки винта изменяемого шага и нового фонаря кабины, лучше вписанного в контуры фюзеляжа
Но вернёмся к работе конструкторов «Фейри». На этапе постройки макета основным всё ещё представлялся вариант с «Принцем», но ввиду очевидного недостатка мощности и пока отсутствующего одобрения самого двигателя со стороны министерства, началось рассмотрение альтернативных вариантов. В итоге остановились на P.V.12 фирмы «Роллс-Ройс», позже прославившемся под именем «Мерлин».
«В железе» прототип делали уже под этот мотор и в соответствии с изменившимися требованиями военных ввели в состав экипажа штурмана-бомбардира, разместив его внутри фюзеляжа между кабиной пилота и рабочим местом стрелка-радиста.
Задолго до готовности прототипа, в сентябре 1935 года, «Фейри» получила контракт на постройку 155 серийных экземпляров. Это был первый со времён Первой мировой войны случай, когда боевой самолёт запускали в серию прямо с чертёжной доски, минуя стадию предварительных испытаний на прототипах - правда, прежде, чем стороны заключили соглашение, фирме пришлось дать гарантии того, что максимальная скорость самолёта составит не менее 195 миль/час на высоте 15 000 футов.
K7558, первый серийный «Бэттл» в новом зелёно-коричневом камуфляже. Нижние поверхности выкрашены в чёрный цвет, ставший стандартным для всех самолётов-бомбардировщиков, включая дневные
В ноябре наконец поступил один из опытных экземпляров «Мерлина C» 890 л.с., но из-за отвратительной надёжности его допустили лишь к наземным прогонам, что задержало начало лётных испытаний самолёта. Впервые он поднялся в воздух только 10 марта 1936 года. Первый полёт борта K4303 стал одновременно и первым лётным испытанием «Мерлина F» 1030 л.с. 2 апреля самолёту присвоили официальное название «Бэттл» в честь городка Батл, основанного на месте битвы при Гастингсе.
В феврале 1936 года правительство приняло новый план развития ВВС, известный как «Схема F» и предусматривавший увеличение сил RAF в метрополии до 124 эскадрилий и 1750 самолётов первой линии. Для этого требовалось много новой авиатехники и в мае фирма «Фейри» получила следующий заказ на 500 «Бэттлов», весной 1937 года урезанный до 311 экземпляров.
В полёте K7650, один из «Бэттлов» 63-й эскадрильи, январь 1938 года. До Мюнхенского кризиса англичане открыто писали номера эскадрилий на фюзеляжах боевых самолётов, а после заменили их двухбуквенными кодами
Летом 1936 года министерство решило привлечь к производству бомбардировщика один из «теневых» авиазаводов автомобильной промышленности и в августе выдало фирме «Остин» заказ на 400 лётнопригодных аппаратов и ещё 100 в виде комплектов запчастей.
В июле, а затем октябре того же года с прототипом ознакомились в испытательном центре в Мартлшем-Хит. Военные лётчики хорошо приняли машину, зафиксировав в отчёте скорость 258 миль/час и дальность 980 миль. Также они отметили лёгкость и приятность управления самолётом почти на всех режимах, включая пикирование на скорости до 308 миль/час. Разумеется, недостатки тоже нашлись, но незначительные.
Первый серийный бомбардировщик поднялся в воздух в апреле 1937 года, а уже в мае началось перевооружение 63-й эскадрильи RAF. С июля по март следующего года на базе этой авиачасти тип прошёл интенсивные войсковые испытания. Параллельно шло перевооружение нескольких других эскадрилий.
Стрелок-радист «Бэттла» за работой
От прототипа серийные «Бэттлы» отличались только крылом, получившим небольшой угол поперечного V (4°) и в основном (бомбардировочном) варианте исполнения практически не изменились за всё время производства.
Устаревший сразу после создания
Таким образом, конструкторы «Фейри» успешно выполнили поставленные перед ними требования, а часть из них перевыполнили с изрядным запасом. Тем не менее, только что принятый на вооружение бомбардировщик начал стремительно устаревать: новое поколение истребителей-монопланов по скорости превосходило его на добрую сотню миль в час. В самой Великобритании они начали поступать в строевые части с декабря 1937 года («Хоукер Харрикейн») и августа 1938 года («Супермарин Спитфайр»), а пара Bf 109 с двигателями «Даймлер-Бенц», в июле 1937 года продемонстрированных на 4-м международном авиационном салоне в Цюрихе, показала, что потенциальный противник пошёл по тому же пути.
Таким образом, в будущей войне скорость и оборонительные возможности «Бэттла» виделись заведомо недостаточными для выживания над полем боя. Но поступление должного числа самолётов более совершенных типов ожидалось не скоро, а в строю пока оставались и более старые бомбардировщики, требующие немедленной замены. Поэтому серийное производство «Бэттлов» продолжалось полным ходом.
Подвеска бомб на «Бэттле» 103-й эскадрильи Королевских ВВС
Весной 1938 года в связи с принятием «Схемы L» объём последнего заказа фирмам «Фейри» и «Остина» довели до 500 и 863 экземпляров соответственно, а с ноября 1938 по конец 1939 гг. те же производители получили ещё шесть заказов на 900 машин в сумме.
Сверх основного плана фирма «Фейри» также выпустила партию из 16 бомбардировщиков для Бельгии, оснастив их двигателями «Мерлин-III». От британских они отличались индивидуальными выхлопными патрубками взамен сдвоенных, удлинённым «совком» радиатора и полуглянцевым лакокрасочным покрытием вместо матового, давшим прирост скорости в 7 миль/час.
Эти самолёты поставлялись без вооружения, заказчик установил на них пулемёты «Браунинг» собственного производства и собственные бомбодержатели: два внутренних под 125 кг бомбу и четыре внешних под 50 кг в каждой консоли. Предполагалось также развернуть лицензионное производство самолёта на бельгийском филиале фирмы «Фейри», но потом от этих планов отказались.
В строю двух армий
В бельгийские ВВС первая партия «Бэттлов» поступила в марте 1938 года и пошла на вооружение 5/III/3 Aé, т.е. 5-й эскадрильи 3-й группы 3-го авиаполка. После получения оставшихся, ими вооружили 9/II/3 Aé, но за месяц до вторжения всю технику и подготовленные экипажи свели в 5-й эскадрилье.
В полёте тройка «Бэттлов» 105-й эскадрильи
Процесс перевооружения эскадрилий Бомбардировочного командования на самолёты «Фейри Бэттл Mk.I» закончился к августу 1938 года на 17 эскадрильях первой линии. Бомбардировочное командование достигло запланированного размера в 59 эскадрилий, с которым оно впоследствии вступило в войну, а «Фейри Бэттл» вышел на пик численности, став самым массовым бомбардировщиком на территории Британских островов.
Почти год ситуация оставалась неизменной, пока в мае 1939 года 106-я и 185-я эскадрильи не сменили свои «Бэттлы» на новые средние бомбардировщики «Хэндли-Пейдж Хэмпден».
Чуть раньше Бомбардировочное командование изменило подход к подготовке экипажей и вместо доучивания «желторотиков» непосредственно в строю передало эту задачу специально выделенным эскадрильям. Этот процесс начался ещё в 1938 году на тяжёлых бомбардировщиках, а завершился в момент августовской мобилизации ВВС, когда в тренировочные окончательно определили каждую третью эскадрилью.
88-я эскадрилья на августовских манёврах 1939 года. На переднем плане борт K9348. С началом войны британцы из соображений секретности разом сменили коды всех эскадрилий и убрали серийные номера с крыльев
Применительно к «Бэттлам», к числу боевых отнесли 12-ю, 15-ю, 40-ю, 88-ю, 103-ю, 105-ю, 142-ю, 150-ю, 218-ю и 226-ю эскадрильи. 35-я, 52-я, 63-я и 207-я уже несколько месяцев как играли роль учебных и в дополнение к «Бэттлам» получили «Энсоны», а 98-я отвечала за последние тренировки новых экипажей перед их распределением по боевым частям и сохранила «боевое» вооружение.
«Бэттлы» Странной войны
По соглашению с Францией, в случае начала войны англичане должны были отправить на континент экспедиционные силы, включая воздушные. Все боевые эскадрильи одномоторных лёгких бомбардировщиков вошли в состав AASF - Advanced Air Striking Force, или Передовых Воздушных Ударных Сил, а учебные и тренировочные решили оставить в метрополии для подготовки пополнений.
2 сентября, за день до превращения локального европейского конфликта в мировую войну, 10 эскадрилий «Бэттлов» взлетели с британских авиабаз и взяли курс на восток. На двух машинах произошли отказы двигателя: аппарат из 40-й приводнился, и его экипаж подобрал проходивший мимо паром, а самолёт из 105-й разбился при вынужденной посадке уже во Франции (лётчики тоже не пострадали). Остальные 158 машин благополучно приземлились на заблаговременно выбранных полевых аэродромах в районе Реймса.
Самолёты 226-й эскадрильи, Реймс, поздняя осень 1939 или ранняя весна 1940 гг.
В случае проведения немцами бомбардировок французских городов эскадрильям предписывалось начать ответные рейды на Рур, но так как противник не спешил с началом бомбардировочной кампании на Западном фронте, то эти планы так и остались на бумаге и экипажи «Бэттлов» осенью 1939 года летали только на разведку Линии Зигфрида и других объектов в приграничных районах Германии.
Поздним утром 20 сентября такое задание выполняло звено самолётов 88-й эскадрильи, и в районе Саарбрюккена на них свалилась четверка Bf 109E из 5./JG 53. В завязавшемся бою два бомбардировщика были сбиты. Пилот третьего, флаинг-офицер Бейкер [L.H. Baker] сумел оторваться от преследования и вернулся на базу, а его стрелок сержант Летчфорд [F. Letchford] заявил один сбитый истребитель противника, ставший первой победой английской авиации во Второй мировой войне. Немецкие данные эту заявку не подтверждают.
Ровно неделю спустя патруль 103-й эскадрильи проводил фотографирование линии фронта в секторе от Бузонвиля до Рейна, в процессе которого сначала выдержал атаку французских H.75, впрочем, обошедшуюся без неприятных последствий, а потом провёл воздушный бой с «дорами» из JGr.152, дружным огнём стрелков сбив один Bf 109D (пилот погиб). Это был первый самолёт противника, безусловно уничтоженный англичами на «сухопутном» фронте и второй вообще, считая летающую лодку, днём ранее сбитую палубной авиацией. Однако «сухой» победы всё же не получилось: одному экипажу пришлось идти на вынужденную посадку. Из-за повреждений вышла только одна «нога», и на посадке машина разбилась вдребезги. Пилот и стрелок-радист не пострадали, но штурман от полученных травм скончался в госпитале.
Battle K9353 «HA-J», 218 эскадрилья RAF, аэродром Обрив, осень 1939 года. Исходно самолёт нёс стандартный камуфляж английского Бомбардировочного командования из зеленого Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях при чёрных Night нижних с довоенными обозначениями, включая серийные номера на нижних поверхностях крыльев, но за время службы в строевой части не раз подкрашивался чем придётся, что привело к повышенной пестроте его внешнего вида
В последний день месяца на плановую фоторазведку отправился флайт 150-й эскадрильи. Один экипаж вскоре вернулся из-за неполадок в работе двигателя, а оставшаяся пятёрка на подходе к цели подверглась атаке двух патрулей «Мессершмиттов» JG 53. Неравный бой продолжался более 20 минут. Одного за другим, немцы сбили четыре бомбардировщика, но командир флайта сквадрон-лидер МакДоналд [W.M.L.MacDonald] всё же сумел прорваться к цели и провести её фотографирование. Его «Бэттл» немцы тоже посчитали сбитым, что, по сути и спасло экипаж МакДоналда. Лётчик благополучно довёл изрешечённую машину до своего аэродрома, но на посадке лопнула простреленная покрышка, самолёт скапотировал и загорелся. Пилот в этой аварии не пострадал, а его напарники получили травмы и ожоги разной степени тяжести.
Стрелок, рядовой 1-го класса Меркар [A.Murcar] отчитался о двух сбитых им истребителях, в том числе лидере неприятеля. По немецким данным в том бою действительно были поражены два Bf 109E, включая машину штаффель-фюрера, но всё ограничилось незначительными повреждениями.
Единовременная потеря целого флайта требовала срочного принятия мер и дальнейшие вылеты «Бэттлов» без истребительного сопровождения были запрещены. А так как своими истребителями AASF тогда не располагали, то 9 октября в состав этого объёдинения включили пару эскадрилий «Харрикейнов» (1-ю и 73-ю).
Экипаж «Бэттла» готовится к ночному полёту. 226-я эскадрилья, зима 1939-1940 гг.
Строевые части самостоятельно и с помощью представителей фирмы «Фейри» попытались улучшить оборонительные возможности машин, довооружив некоторые из них ещё одним пулемётом «Виккерс-K» на импровизированной нижней стрелковой точке. Однако эффективность всех разновидностей этой установки оставляла желать лучшего, потому что «прицельный» люк штурмана располагался в передней части кабины, и чтобы воспользоваться оружием ему приходилось проявлять чудеса эквилибристики.
После некоторого размышления, в том же октябре командование решилось на следующий шаг, признав «Бэттл» устаревшим типом и распорядившись провести срочное перевооружение всех эскадрилий на «Бристоль Бленхейм», при той же бомбовой нагрузке обладавший определённым преимуществом в скорости и оборонительных возможностях. По иронии судьбы, этот лёгкий двухмоторный бомбардировщик был именно таким типом, за который изначально ратовал сам Ч.Р.Фейри.
В начале декабря 1939 года 15-ю и 40-ю эскадрильи отозвали в Англию для перевооружения на «Бленхейм-IV». Одновременно, вспомнив правило двух боевых частей на одну тренировочную, замену своих «Фейри» на «Бристоли» начала и 35-я эскадрилья, завершив этот процесс к февралю 1940 года. Но в том же месяце решение о списании «Бэттлов» из боевого состава отменили, очевидно, из-за невозможности быстро провести перевооружение частей и переучивание лётчиков. Недостатки самолёта никуда не делись, а потому впредь его решили применять только ночью или в плохую погоду.
Поэтому главной боевой задачей для восьми оставшихся эскадрилий одномоторных бомбардировщиков стали ночные вылеты на расброс листовок над немецкими городами и минные постановки в крупных реках Германии. Большинство лётчиков имело минимальный опыт слепых полётов, поэтому начало интенсивных ночных тренировок привело к заметному росту аварийности. Появились даже сомнения в пригодности типа к планируемому применению, впрочем, быстро отброшенные.
Battle L5540 «JN-C», 150 эскадрилья RAF, аэродром Экюри-Сюр-Кул, май 1940 года. Вечером 10 мая этот самолёт был сбит зенитным огнём во время штурмовки немецких колонн на дорогах юго-восточной части Люксембурга. Пилот флаинг-офицер Робертс и штурман сержант Уорд остались целы, стрелок рядовой 1-го класса Мейрик [A.C.Roberts, E.H.Ward & D.Meyrick] получил ранение, все трое попали в плен. Весной 1940 года для лучшей заметности опознавательных знаков ввели дополнительное жёлтое кольцо фюзеляжной кокарды и триколор на киле
Боевые вылеты по новому профилю самолёта начались в ночь на 19 марта, когда 88-я и 226-я эскадрильи провели первые «никелевые» рейды на Германию. Пять суток спустя зафиксировали первую потерю: экипаж из 88-й при возвращении из рейда на Оппенхайм не смог воспользоваться радионавигацией из-за отказа оборудования и, не сумев обнаружить какой-нибудь аэродром, покинул машину после выработки топлива.
Почти месяц «Бэттлы» действовали без происшествий, пока в ночь на 21 апреля 218-я эскадрилья не получила приказ разбросать листовки над Вормсом и Майнцем. Судя по всему, один из экипажей потерял ориентировку, потому что истребитель из 12.(N)/JG 2 перехватил и сбил его над Крайльсхаймом далеко в стороне от намеченного маршрута, открыв тем самым счёт побед немецкой ночной истребительной авиации.
Более никаких инцидентов, связанных с действиями противника, до конца Странной войны зафиксировано не было.
Тем временем, система боевой подготовки Бомбардировочного командования в апреле 1940 года претерпела очередное изменение: 98-ю эскадрилью перевели во Францию с сохранением за ней функции тренировочной, а оставшиеся три учебные эскадрильи переформировали в 12-ю и 21-ю OTU [Часть Боевой Подготовки].
Далее см. Часть 2.