Цвета военного неба (58): уцелевшие после разгрома (часть 1)

Jun 12, 2023 12:01



Уцелевшие после разгрома

Несмотря на октябрьское решение 1939 года о списании бомбардировщиков «Фейри Бэттл» из эскадрилий первой линии и разгромные потери во французской кампании, в дальнейшем эти самолёты вполне успешно воевали до конца Битвы за Британию, а потом ещё поучаствовали в боях на двух «заморских» фронтах.

К моменту завершения Французской кампании на «Бэттлах» воевали шесть эскадрилий, седьмая играла роль тренировочной, а оставшиеся две существовали только на бумаге, ещё в мае передав весь оставшийся персонал и технику на усиление других частей.


«Бэттл» L5080 из состава 142-й эскадрильи, успевший повоевать и во Франции, и в Битве за Британию
15 июня все исправные машины, общим числом более 60, «своим лётом» добрались до Англии, а «безлошадные» лётчики и наземный эшелон эвакуировались наземным и морским транспортом. Последний этап оказался довольно рискованным. Например, 98-я эскадрилья, в боях не участвовавшая и до того нёсшая потери только в авариях и катастрофах, потеряла значительную часть личного состава на потопленном немецкой авиацией войсковом транспорте (бывшем океанском лайнере) «Ланкастрия».

Сразу после возвращения из Франции разгромленные 105-я и 218-я эскадрильи были восстановлены (фактически сформированы заново) уже на двухмоторных бомбардировщиках «Бленхейм» Mk.IV, а остальные части прошли переформирование с сохранением прежнего типа самолётов, при этом 98-ю из тренировочной переквалифицировали в боевую, но вместе с ещё двумя эскадрильями передали в Береговое командование. В Бомбардировочном командовании, таким образом, осталось только четыре эскадрильи одномоторных бомбардировщиков: №№ 12, 103, 142 и 150.

«Бэттлы» Битвы за Британию

В июле части достигли боеспособности и могли быть использованы в боевых действиях. О дневном применении по понятным причинам не могло быть и речи, для рейдов на Германию «Бэттлам» не хватало дальности, поэтому оставались только ночные удары по целям на оккупированной территории Нидерландов, Бельгии и Франции.

Первые вылеты экипажи выполняли по двум основным типам целей: немецким аэродромам в Бельгии и французским портам, где уже базировались немецкие «шнелльботы». Совсем скоро их усилия сосредоточились на Булони и Кале, где по данным разведки немцы собирали десантные плавсредства для операции «Морской лев».


Battle P6597 “V” из состава 12-й эскадрильи RAF, в ночь на 20 августа 1940 года не вернувшийся из рейда на Булонь. Пилот пайлот-офицер Кук (P.W. Cook), штурман сержант Стюарт (J. Stewart) и стрелок-радист Харрисон (S.I. Harrison) попали в плен. Машина несёт стандартный камуфляж из зеленого Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях при чёрных нижних и стандартные же опознавательные знаки. Из бортовых кодов присутствует только индивидуальная буква, что стало обычной практикой части после её возвращения из Франции, а изображение бумеранга на носу является крайне редким примером бортовой живописи на бомбардировщиках того времени
Ввиду устаревания самолёта и озвученного ещё в октябре 1939 года желания командования побыстрее избавиться от него, вооружать «Бэттлами» ещё какие-нибудь строевые части не предполагали, но когда началось формирование четырёх польских бомбардировочных эскадрилий, для ускорения и упрощения переучивания им решили выделить этот «антиквариат», а уже потом провести перевооружение на более современные типы.

Первыми в июле 1940 года сформировали 300-ю и 301-ю эскадрильи, в августе за ними последовали 304-я и 305-я. В сентябре первая пара польских дивизионов достигла боеготовности и с 14 числа их экипажи присоединились к своим британским коллегам в ночных рейдах на порты. Подготовка второй пары частей несколько затянулась и вступить в бой на одномоторниках они просто не успели, покольку к концу ноября Бомбардировочное Командование наконец исключило бомбардировщики «Фейри» из боевого состава, заменив их на «Веллингтоны».

Первой ещё в сентябре от старой матчасти избавилась 150-я эскадрилья, а последней 300-я в конце ноября, но отдельные машины ещё некоторое время оставались на балансе частей и использовались в качестве тренировочных и курьерских.


«Бэттлы» 300-й (польской) эскадрильи RAF перед тренировочным полётом, лето 1940 года
Как и на позднем этапе Битвы за Францию, ночные рейды «Бэттлов» с территории Англии оказались скорее беспокоящими и не особенно эффективными, но зато и почти бескровными для нападающих. Хотя о полной безопасности, разумеется, не могло быть речи.

Список потерь самолётов этого типа в Битве за Британию открыли два экипажа 142-й эскадрильи, в ночь на 29 июля не вернувшиеся из рейда по аэродромам в районе Брюсселя, а трое суток спустя свою лепту внесли собственные ночные истребители, ошибочно сбившие «Бэттл» 12-й эскадрильи, вылетевший для удара по «портам вторжения». В августе противник сбил три машины, в сентябре - две, а в заключительный месяц боевого применения бомбардировщиков «Фейри» на Западном фронте все потери они несли только по небоевым причинам.

Последней их операцией стали проведённые в ночь на 16 октября рейды 12-й и 142-й эскадрилий на Кале и 301-й на Булонь, завершившие историю боевого применения «Бэттлов» в Бомбардировочном Командовании Королевских ВВС.
«Бэттлы» Берегового Командования

Как уже было упомянуто выше, после эвакуации из Франции три эскадрильи оказались переведены из бомбардировочных в морские патрульные.

88-я и 226-я ещё в июне обосновались под Белфастом и вскоре приступили к контролю акватории Западных подходов и противолодочному патрулированию над ними. Попутно они наблюдали за прибрежными водами Северной Ирландии, дабы не допустить возможной высадки вражеских агентов и готовились выполнять бомбардировочные рейды по плацдармам в случае высадки немецких десантов на острове.

В подобной, пусть и не мирной, но достаточно спокойной деятельности низкие характеристики и слабые оборонительные возможности не являлись особой проблемой, но продолжительность полёта хотелось бы побольше, а обзор вниз получше.


Battle L5343, полученный 98-й эскадрильей в июле 1940 года. В августе на нём летал командир части винг-коммандер Эштон (G.R.Ashton), а во время курьерского полёта 13 сентября флаинг-офицер Уилкокс (H.C.G. Wilcox) разбил машину из-за отказа двигателя
В феврале 1941 года в 88-й эскадрилье «Бэттлы» разбавили двухмоторниками «Бленхейм» Mk.I и «Бостон» Mk.I и Mk.II, а в мае 226-я прошла перевооружение на «Бленхейм-IV», после чего вернулась в Англию в прежней бомбардировочной роли. В июле за ней последовала 88-я, пройдя затем перевооружение с прежних трёх типов на смесь из «Бленхеймов» Mk.IV и «Бостонов» Mk.III.

Бывшую тренировочную 98-ю эскадрилью командование поначалу предполагало расформировать, но в середине июля приняло решение включить её в состав оккупационных сил в Исландии. В течение пяти дней часть получила полный комплект самолётов с баз хранения и 26 июля начала перегонять их из-под Лондона на север Шотландии для последующего «прыжка» на предельную дальность до Исландии.

На этом этапе произошла задержка. Запаса топлива в баках «Бэттла» едва хватало для полёта по прямой и любые отклонения от курса могли стать смертельными для экипажей, поэтому им пришлось несколько недель дожидаться хорошей погоды. Только 27 августа половина эскадрильи (флайт “A” во главе с комэском) перелетела к новому месту базировния и через несколько дней начала патрулирование окружающих вод.

Следующего периода благоприятных метеоусловий пришлось ждать ещё пару недель, но 14 сентября флайт “B” тоже прибыл на место. Исландские «Бэттлы» занимались контролем судоходства, борьбой с немецкими подводными лодками и при необходимости должны были помогать оборонять остров от воздушного и морского противника.


Через 32 года после вынужденной посадки остатки борта L5343 вывезли в Англию и в конце 1980-х провели реставрацию с использованием некоторых частей от других «Бэттлов», после чего самолёт вошёл в экспозицию музея RAF в Хендоне. А во время следующей реставрации 2006-2008 гг. ему вернули тот внешний вид, который он имел на момент последнего полёта: стандартный камуфляж и опознавательные знаки без каких-либо тактических и индивидуальных обозначений, за исключением серийного номера на фюзеляже. Подобное отсутствие индивидуальности было характерно для самолётов исландского периода истории 98-й эскадрильи
Осенью и зимой 1940 года стояла преимущественно плохая погода, серьёзно ограничивавшая действия авиации, но с началом весны число боевых вылетов резко возросло. Во время патрулирования 29 марта сержант Тэлбот (Talbot) обнаружил идущую на перископной глубине подводную лодку и сбросил на нее 250-фунтовую бомбу, проведя первую с начала войны реальную, а не учебную атаку 98-й эскадрильи. Подлодка выполнила срочное погружение и скрылась из вида.

Вторую с начала войны атаку довелось провести пайлот-офицеру Дайеру (Dyer), 9 июня отбомбившемуся по всплывшей подлодке. Его стрелок доложил, что сразу после разрыва бомб лодка задрала нос (или корму) почти вертикально, но вряд ли это было связано с поражением субмарины.

Днём ранее в состав 98-й включили доставленный морем флайт «Харрикейнов», которому и передали всю патрульную активность части, а старые «Бэттлы» перевели на курьерские полёты и прочие вспомогательные роли. Но не надолго, потому что 15 июля эскадрилью расформировали, а её истребительное подразделение преобразовали в отдельный флайт.

На этом бомбардировщики «Фейри Бэттл» окончательно исчезли из боевого состава RAF.
«Бэттлы» заморских сражений

10 июня 1940 года в разгар французской кампании открылся ещё один театр боевых действий - средиземноморско-африканский, на котором среди прочих типов самолётов вступили в бой и «Бэттлы». Но не британские, а принадлежавшие ВВС Южно-Африканского Союза.

Правительство этого доминиона приобрело для ознакомления один такой аппарат в начале 1939 года. В апреле он был получен и облётан, но на момент вступления в войну Италии так и оставался единственным самолётом этого типа в составе SAAF: хотя первая партия из поставок военного времени уже прибыла в Южную Африку, она ещё не успела поступить на баланс ВВС.


Южноафриканские «Бэттлы» 1940 года отличались от британских нижними поверхностями, окрашенными по истребительному стандарту: левая половина чёрная, правая белая
С началом боевых действий «ознакомительный» бомбардировщик отправили в Кению в состав недавно сформированной на бипланах «Хартбист» 11-й эскадрильи SAAF, где им немедленно «завладел» командир этой части майор Роберт Преллер (Robert H. Preller). Но провоевала эта машина всего несколько дней и уже 17 июня во время одиночного разведполёта, совмещённого с «неавторизованной» штурмовкой попавшегося на глаза аэродрома, она дважды попала под зенитный огонь. Сами по себе повреждения оказались небольшими, но пробитый радиатор сделал невозможным возвращение на базу. Пилот тянул, пока мотор окончательно не заклинило, а потом совершил вынужденную посадку, после которой экипаж ждал тяжёлый двухдневный переход через пустыню «на своих двоих».

Ещё через несколько дней 11-я южноафриканская передала свои бипланы в специально сформированную для этого эскадрилью, а сама убыла на юг за новой техникой. На фронт она вернулась в середине августа и с 19 числа возобновила выполнение боевых вылетов.

Действуя на южном фронте Восточно-Африканской кампании сначала в Сомали, а позже в Абиссинии, «Бэттлы» летали на разведку, штурмовали войска и проводили налёты на аэродромы противника.


Battle с южноафриканским серийным номером 924, состоявший на вооружении 11-й эскадрильи SAAF и ставший последней боевой потерей «Бэттлов» Британского Содружества: 19 апреля 1941 года во время штурмовки неприятельских позиций он был сбит стрелковым огнём пехоты и совершил вынужденную посадку. Пилот капитан Йоханнес Бриц и наблюдатель 2-й лейтенант Хэнгер (Johannes F.rederick Britz / C.B.Hanger) попали в плен, но через 8 дней были освобождены своими войсками. От британских «Бэттлов» самолёт отличается только двухцветной окраской нижних поверхностей (левая половина чёрная, правая белая) и заменой красного цвета в опознавательных знаках на оранжевый
В первых рейдах их пытались перехватить только двухместные истребители-разведчики «Ромео» Ro.37bis, от которых «Фейри» либо отрывались, пользуясь превосходством в скорости, либо без особых проблем отбивались в маневренном бою, а 7 сентября 1940 года один из экипажей даже одержал воздушную победу.

Перед «Фиатом» CR.32 у «Бэттла» тоже было заметное преимущество в скорости, но если дело всё же доходило до воздушного боя, бомбардировщикам приходилось туго. Уже 12 сентября итальянские истребители сбили две машины. Впрочем, воздушные бои проходили всё же достаточно редко и африканцы отделались относительно дешево: всего тремя потярянными самолетами.

Ещё четыре сбитых бомбардировщика списали на зенитный огонь, один - на неуточнённое воздействие со стороны противника, а в шести случаях в сводке значилось просто «разбился».

Кампания ещё продолжалась, но в мае 1941 года боевые действия на южном фронте уже завершились и экипажи «Бэттлов» перешли к вылетам на контроль собственной территории. В июне 11-я эскадрилья сменила номер на 15-й и вскоре вернулась на территорию ЮАС, где осенью начала перевооружение на двухмоторные бомбардировщики «Мэриленд».


«Бэттл» с южноафриканским серийным номером 953, 15-я эскадрилья SAAF, конец лета 1941 года
В отличие от французского фронта, в боях в Восточной Африке «Фейри Бэттл» показал себя в целом неплохо. Но это произошло отнюдь не по причине выдающихся качеств самолёта, а благодаря слабости противника, не имевшего возможности ни организовать сильную противо-воздушную оборону войск, ни использовать истребители современных моделей.

fairey, Великобритания, world war 2, raf, окраски

Previous post Next post
Up