Асы немецких «блицкригов»
Как имя нарицательное, «блицкриг» обозначает скоротечную наступательную кампанию, выводящую противника из войны за недели, максимум месяцы. Основная заслуга в разработке теории и практики блицкрига принадлежит немецким генералам, впервые применившим его в начале Первой мировой - правда, неудачно. А начальный период Второй мировой стал настоящей эпохой «блицкригов». Какие из этих операций увенчались успехом и как себя в них проявили лучшие немецкие асы?Первый «блицкриг» Второй мировой
Гауптман Йоганнес Генцен (Johannes Gentzen) к началу Второй мировой был уже опытным летчиком с большим стажем. С февраля 1938 года он командовал группой, которая после серии переименований стала называться I./ZG 2 и должна была получить на вооружение тяжелые двухмоторные истребители.
J.Gr. 102 после перевода на западный фронт. Слева под чехлом - самолет командира
Объем выпуска двухмоторых «церштереров» Bf 110 в тот момент явно не соответствовал запросам командования люфтваффе, поэтому подчиненным Генцена при нападении на Польшу пришлось вступить в бой на уже устаревших одномоторных Bf 109 ранних модификаций. На второй день войны группен-командор открыл счет своей части, сбив легкий бомбардировщик
PZL P.23 «Карась», на следующий день - еще один, а 13 сентября уничтожил двухмоторный PZL P.37 «Лось».
По-настоящему «звездным» для Генцена и всей его группы стал день 14 сентября, хотя начался он не лучшим образом: Генцен и еще один летчик не вернулись из вылета на штурмовку аэродрома. Впрочем, оба вскоре сообщили, что живы-здоровы, но сели вынужденно из-за повреждений от зенитного огня. После обеда вернувшийся в часть командир принял участие в еще одном рейде на польский аэродром. Над целью немцы обнаружили группу заходящих на посадку «Карасей» и устремились в атаку. Потеряв один самолет, они одержали сразу восемь побед, половина из которых была записана на счет Генцена. Фактические результаты этого боя установить сложно, но достоверно было сбито не менее четырех польских бомбардировщиков.
С семью победами на личном счету Йоганнес Генцен стал первым асом Второй мировой войны и единственным в польской кампании. Тем временем командование решило переименовать так и не получившие Bf 110 части «разрушителей» в отдельные истребительные группы. 21 сентября I./ZG 2 превратилась в JGr.102 и была переброшена на западный фронт.
Первую достоверно известную победу на новом фронте ас одержал 8 ноября в бою с «Моранами» MS.406, но часто встречается информация о том, что она была второй, Якобы двумя днями ранее Генцену засчитали сбитый в разгромном для немцев, несмотря на численное превосходство, воздушном бою с
«Хоками» H.75 из сильной французской авиагруппы GC II/5. Это поражение наглядно показало окончательное устаревание «Доры» Bf 109D и необходимость скорейшего перевооружения на более современные истребители.
Bf 109D-1 (W.Nr 2621), на котором в сентябре-ноябре 1939 года на польском и западном фронтах летал командир I./ZG 2, позже J.Gr. 102 гауптман Йоганнес Генцен. Вариант окраски соответствует периоду между 14 сентября и изменением пропорций крестов в октябре-ноябре. Истребитель несет стандартный камуфляж образца 1938 года из двух зеленых красок RLM 70 Schwarzgrün и RLM 71 Dunkelgrün на верхних и боковых поверхностях и голубой RLM 65 Hellblau на нижних. Пропорции и размещение опознавательных знаков соответствуют предвоенным стандартам, на борту двойной шеврон группен-командора и эмблема группы, на киле отметки побед.
В феврале 1940 года JGr.102 была отозвана на балтийское побережье и пересела на давно ожидаемые Bf 110, попутно вернув прежнее название, а её командир был произведен в майоры. В марте I./ZG 2 вернулась на фронт, и 7 апреля Генцен сбил еще один французский истребитель. За первые две недели майского «Блицкрига» он довел свой счет побед до 18, но затем карьера аса оборвалась в буквальном смысле слова на взлете.
26 мая над аэродромом группы внезапно появилась пара британских «Бленхеймов» и, отбомбившись, ушла на запад. Майор Генцен бросился к самолету и вместе с адъютантом группы в качестве стрелка пошел на взлет. Сразу после отрыва от полосы один из моторов «обрезало», машина зацепила верхушки деревьев и перевернулась. Оба летчика не были пристегнуты и получили травмы, не совместимые с жизнью.
Норвежская кампания
Унтер-офицер Роберт Менге (Robert Menge) первый бой принял в Испании, где в июле 1938 года открыл счет побед, летая на «Мессершмиттах» эскадрильи 1.(J)/88, а к концу года довел его до четырех.
После возвращения в Германию Менге определили в палубную авиацию, и летом 1939 года он служил в составе 5.(Jagd)/Tr.Gr.186.
Несостоявшиеся палубники приняли участие в первых боях польской кампании, но 1 сентября фельдфебель Менге был переведен в 5./JG 77, прикрывавшую побережье Северного моря.
Патрулирования над Гельголандской бухтой и перехваты английских бомбардировщиков продолжались первые два месяца войны, после полуторамесячного пребывания на границе с Бенилюксом возобновившись в середине декабря. С началом «Учений на Везере» обязанностью группы стало обеспечение ПВО оккупированных территорий Дании и Южной Норвегии, а также прикрытие прибрежного судоходства.
Роберт Менге на борту кабины истребителя. На борту флажки стран, в чьем небе он летал
12 апреля её летчики отражали налет 12 «Хэмпденов» на порт Кристиансанн и при потере пяти истребителей сбили шесть бомбардировщиков, засчитав себе, по разным данным, от 8 до 11 побед, из которых одну или две записали Роберту Менге. Три дня спустя в районе Ставангера он сбил два
патрульных «Хадсона», 24 апреля в том же районе - еще один.
Почти весь следующий месяц летчики просто утюжили воздух, но 30 мая Менге у Ставангера удалось сбить очередной «Хадсон». К 10 июня, когда англичане эвакуировались, а норвежские войска сложили оружие, он со своими 5-6 победами стал единственным асом кампании и по итогам получил в петлицы четвертую «птичку» обер-фельдфебеля.
Завершение наземной операции вовсе не означало снижения активности авиации, и в июне-июле Менге сбил еще два английских самолета. 13 августа он принял участие в отражении крупного налета на аэродром Ольборг в Дании, в ходе которого летчики 5./JG 77 без потерь одержали 15 воздушных побед, четыре из которых были занесены на счет Менге (в действительности от истребителей и зенитного огня англичане потеряли 11 самолетов).
Всю осень 5./JG 77 провела в районах с минимальным присутствием неприятельской авиации, а во второй половине ноября все группа была переведена на берег Ла-Манша, но лишилась своего лучшего аса, получившего новое назначение в 3./JG 26.
Bf 109E-4 из эскадрильи 5./JG 77, на котором летом 1940 г. летал в Дании и Норвегии обер-фельдфебель Роберт Менге. Первоначально самолет был окрашен по стандарту зимы 1939-1940 гг. с камуфляжем из серой с зеленоватым отливом RLM 02 Grau и RLM 71 на верхних поверхностях и RLM 65 на нижних и боковых, но в конце весны его борта были затемнены пятнами и разводами RLM 71. На борту эмблема группы.
5 декабря Менге был ранен над Фолкстоном в воздушном бою со «Спитфайрами», но сумел благополучно долететь до своей базы, однако на несколько месяцев угодил в госпиталь, вернувшись в строй только весной.
После возвращения на фронт он получил лейтенантское звание и в нескольких воздушных боях со «Спитфайрами» над английским побережьем одержал еще две воздушные победы, доведя личный счет по итогам всех кампаний до 13-14 (17-18 с учетом Испании), а 14 июня 1941 года погиб в бою над Францией. Считается, что его сбил будущий ас, командир 92-й эскадрильи RAF сквадрон-лидер Джеймс Ранкин (James Rankin), одержавший тогда свою вторую личную победу. Закончил войну англичанин со счетом в 17 личных и пять групповых побед.
«Блицкриг» - имя собственное
Лейтенант-артиллерист Вильгельм Бальтазар (Wilhelm Balthasar) после перевода в авиацию прошел пилотскую подготовку, но служил штурманом. Вызвавшись добровольцем в «Легион Кондор», он в ноябре 1936 года получил назначение в его разведывательную эскадрилью A/88 и летал сначала на He 45 и He 46, а потом на более современном He 70, и в одном из боевых вылетов января 1937 года сумел одержать свою первую воздушную победу.
Майор Вильгельм Бальтазар в кабине «Мессершмитта», 1941 год. На борту - эмблема эскадры JG 2 «Рихтгофен»
В марте того же года после вынужденной посадки на соседнем аэродроме он нелегально облетал находившийся там прототип истребителя He 112 и вскоре получил должность командира смешанного звена, состоявшего из пары разведчиков и этого истребителя. В сентябре Бальтазар был переведен в истребительную группу J/88, где летал на He 51, а позже Bf 109B в составе 1-й и 2-й эскадрилий. В январе 1938 года он стал обер-лейтенантом, а в марте завершил «боевой тур», добавив на свой счет еще шесть побед на истребителях.
После возвращения в Германию Бальтазар продолжил службу в истребительной авиации и к началу Второй мировой был командиром эскадрильи 1./JG 1. Эскадра JG 1 базировалась в Восточной Пруссии, но на пятый день войны была переведена на север Германии, а затем на границу с Голландией. Фактически, для ее летчиков война началась со вторжения в страны Бенилюкса.
Утром 11 мая летчики 1./JG 1, пользуясь качественным и количественным превосходством, буквально растерзали два звена бельгийских «Гладиаторов», одержав шесть побед. Три из них записали на счет гауптмана Бальтазара (в действительности было сбито четыре биплана, а два повреждено). Тем же вечером штаффель-капитан сбил французский MS.406, а утром 13 мая он с ведомыми внезапно напал на англичан на «Харрикейнах» и сбил один из этих истребителей, одержав пятую подтвержденную победу.
Отметки побед на хвосте «Мессершмитта» Вильгельма Бальтазара, 1940 год
Ровно через 10 дней его счет удвоился, а еще через две недели достиг 20 побед, причем 5 июня ему удалось стать одним из первых «асов одного дня», в двух боевых вылетах одержав пять побед. Вечером 13 июня Бальтазар в одном вылете в двух боях сбил два бомбардировщика, французский LeO.451 и английский «Бленхейм» Mk.IV, доведя свой счет до 23 побед и став лучшим асом «Блицкрига», уступая первенство Мёльдерсу по общему числу побед с учетом «странной войны».
20 побед были тогда «планкой» для награждения Рыцарским крестом, и 14 июня ас получил эту награду. В июле он был отправлен передавать опыт курсантам школы JFS 1. 25 августа он вернулся в свою эскадрилью, переименованную в 7./JG 27, а 1 сентября был назначен командиром группы III./JG 3. Три дня спустя в воздушном бою над Кентом Бальтазар одержал очередную победу, сам попал под огонь «Спитфайра» и был ранен в обе ноги, но сумел благополучно вернуться на базу. Две недели спустя он снова начал выполнять боевые вылеты, хотя по земле передвигался все еще на костылях. До конца октября он довел счет до 29 побед.
С ноября Бальтазар опять служил инструктором в истребительной школе, а 16 февраля 1941 года был поставлен во главе JG 2 «Рихтгофен» и вскоре начал летать на Bf 109F. Активные бои эскадры возобновились весной, и в мае-июне её коммодор довел свой счет до круглой цифры в 40 побед, за что 2 июля был награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями.
Bf 109E-4 (W.Nr. 1559), на котором с весны по осень 1940 года в составе JG 1, JG 27 и JG 3 летал на западном фронте гауптман Вильгельм Бальтазар. Окраска дана по состоянию на середину июня. Истребитель несет камуфляж RLM 71/02/65 с «чистым» бортом. Размещение тактических обозначений на капоте было характерно для I./JG 1, а затем III./JG 27. На борту кабины эмблема группы, на хвосте отметки о победах (стрелки вверх - воздушные, вниз - «наземные»), на мачте антенны дополнительный командирский флажок.
Уже на следующий день в воздушном бою со «Спитфайрами» его истребитель внезапно потерял управление и врезался в землю. Что произошло - точно не известно, но по общепринятой версии во время интенсивного маневрирования с большой перегрузкой разрушилось крыло его «Фридриха». Посмертно асу присвоили чин майора, но официально это производство было датировано предшествующим днем.
Список лучших асов французской кампании:
- Вильгельм Бальтазар (Wilhelm Balthasar) - 23
- Вернер Мёльдерс (Werner Mölders) - 16
- Адольф Галланд (Adolf Galland) - 14
- Хельмут Вик (Helmut Wick) - 12
- Лотар Келлер (Lothar Keller) - 10
- Вернер Махольд (Werner Machold) - 10
Балканский «блицкриг»
Лейтенант Густав-Зигфрид Рёдель (Gustav-Siegfried Rödel) впервые попал на фронт под самый конец испанской войны и успел полетать на Bf 109E в составе 1.(J)/88, но в воздушных боях уже толком не участвовал и побед не имел.
После возвращения из командировки Рёдель летом 1939 года получил назначение в только что сформированную группу I./JG 21, имевшую на вооружении уже устаревшие Bf 109D, и в составе её второй эскадрильи принял участие в польской кампании. В первый день войны он участвовал в бою с истребителями PZL P.11 и одержал первую победу, а неделю спустя во время вылета на штурмовку сам «плюхнулся на брюхо», едва перетянув через линию фронта. В ноябре Рёделя назначили в состав штабного звена эскадры JG 27, и вместе с ним он участвовал во французском походе, одержав еще три воздушные победы и получив чин обер-лейтенанта.
Густав Рёдель в штабном автомобиле, Северная Африка, 1942 год
В июле 1940 года летчика перевели в эскадрилью 4./JG 27, а в сентябре назначили её командиром. В боях «Битвы за Британию» Рёдель в августе одержал свою пятую воздушную победу и закончил кампанию с 14 подтвержденными победами на счету и еще как минимум с тремя не получившими официального подтверждения.
Перезимовав в Германии и Австрии, в конце января II./JG 27 выдвинулась в Румынию, а в марте перебазировалась в присоединившуюся к Тройственному пакту Болгарию. 6 апреля началось вторжение в Грецию и Югославию, и через неделю группа перебазировалась вслед за наступающими войсками на оккупированную территорию.
Утром 15 апреля истребители II./JG 27 сопровождали бомбардировщики в ударах по аэродромам союзников в Греции. Эскадрилья Рёделя эскортировала группу, идущую в район Трикалы, откуда на перехват поднялись около 15 греческих истребителей. В самом начале боя штаффель-капитан сбил «Блок» MB.151, а в течение следующих 15 минут немцы одержали пять побед над «Гладиаторами» и PZL P.24 (три из них подтверждаются греческими данными). Рёделю засчитали по одному истребителю каждого типа.
Bf 109E-7 (W.Nr. 4180), который весной 1941 года на Балканах был персональным самолетом командира эскадрильи 4./JG 27 обер-лейтенанта Густава Рёделя. Окраска дана на март месяц. Истребитель несет стандартный камуфляж RLM 71/02/65 с затеменным бортом. Желтый капот появился на самолетах группы еще во время «Битвы за Британию», а во время службы на Балканах к нему добавились дополнительные желтые элементы. На носу эмблема группы, на руле поворотов отметки о победах летчика, включая одну отсутствующую в официальном списке.
Три победы за день стали рекордом аса, но вечером 20 апреля он его повторил. Сопровождая бомбардировщики на Афины, в боях с английскими «Харрикейнами» Рёдель одержали три победы и стал единственным асом
операции «Марита». Его счет достиг 20 побед, и «наверх» ушло представление к Рыцарскому кресту.
В дальнейшем Рёдель участвовал в операции «Барбаросса», в боях в Северной Африке, над Италией, Балканами, Венгрией и Австрией. Конец войны он встретил в звании полковника и должности командира 2-й истребительной дивизии люфтваффе. На его счету было 97 воздушных побед. В 50-х годах Рёдель вернулся в ряды возрожденных ВВС Германии и дослужился до чина бригадного генерала, выйдя в отставку в 1971 году. Умер в 1995 году.
Крит
Если считать захват Крита составной частью балканского «блицкрига», то необходимо рассказать еще об одном летчике-истребителе, сравнявшемся с Рёделем по совокупности побед в операциях «Марита» и «Меркурий».
Унтер-офицер Фридрих Гайссхардт (Friedrich Geißhardt) встретил начало войны в составе «учебно-боевой» эскадрильи 2.(Jagd)/LG 2. 9 сентября он одержал первую победу, а на следующий день сам был сбит польским истребителем и попал в плен, но через несколько часов в неразберихе налета Ju 87 сумел бежать и через пять дней вышел к своим.
Фридрих Гайссхардт в кабине «Мессершмитта», 1942 год
По завершении польской кампании I.(J)/LG 2 была переведена сначала на север Германии, а потом на западную границу. В декабре Гайссхардту присвоили офицерское звание, а под конец февраля перевели в 1.(Jagd)/LG 2. Во время французской кампании ему не удалось добиться никаких успехов в воздушных боях, но через неделю после её окончания он одержал две победы за день, а в августе-сентябре - еще четыре.
Бои февраля и марта 1941 года увеличили его счет до 13 побед, а потом группу I./LG 2 перебросили в Австрию и Болгарию для участия в балканской операции. На рассвете 6 апреля ее самолеты участвовали в вылете на подавдение югославских авиабаз в районе Куманово, и в завязавшихся воздушных боях сбили 10 устаревших истребителей-бипланов «Фьюри», четыре из которых были записаны на счет Гайссхардта.
К концу месяца он был назначен адъютантом группы и в дальнейшем летал в составе её штабного звена. После захвата материковой Греции I./LG 2 осталась в регионе и участвовала в майских боях над Критом, во время которых на счет лейтенанта Гайсcхардта записали еще два сбитых «Харрикейна».
Отметки о победах на Bf 109E-7 Гайссхардта летом 1941 года, в начале операции «Барбаросса»
В дальнейшем Гайссхардт сражался над СССР, Северной Африкой и Италией. В январе 1943 года он был произведен в гауптманы и назначен командиром группы III./JG 26 на западном фронте. 5 апреля 1943 года он был тяжело ранен стрелками американских «Крепостей». Истекая кровью, ас сумел дотянуть до ближайшего аэродрома и был быстро доставлен в госпиталь, но скончался на следующее утро. К моменту гибели на его счету было 102 победы.
Следующими «блицкригами» Германии стали действия Роммеля в Северной Африке и операция «Барбаросса», но, в отличие от предыдущих, они не принесли решительной победы, и после еще нескольких наступательных и оборонительных операций на обоих фронтах немецкие войска потерпели поражение.