Gojitmal / Lies / Uso. Южная Корея, 1999. По роману Чан Юн Ила «Солги мне». Автор сценария и режиссер - Чжан Сун-Ву. Оператор - Ким Ву-хьюн. Композитор - Дал Па-лан. В ролях: Ким Тэ Йон (Y), Ли Сан Хьюн (J), Чой Хьён Чжу (G, жена J), Чжон Йи-да (Вури), Хан Квон Тэк (брат Y). 112 мин.
Пока самый радикальный тематический фильм, который я видел (если не касаться собственно порно). Значение заглавия разъясняется в последней реплике фильма, но оно скорее сюжетно-ситуативное, чем концептуальное. Я впервые смотрел его на видеокассете под названием «Фантазм».
История странной любви. Роман, по которому снят фильм, очевидно, произвел много шуму. В самом начале сделана пара рамочных вставок, в которых исполнители главных ролей говорят о своем отношении к тому, что будет происходить. «Смысл фильма - научить людей фантазии. Фантазировать полезно для ума и тела», - заявляет мужчина. «Честно говоря, я немного нервничаю из-за того, что буду сниматься голой, - признается девушка-дебютантка. - Есть чувство неловкости, но мне интересно, как я с этим справлюсь… Не думайте о моих чувствах, я уверена, что смогу это сделать… Я должна, ведь иначе не будет фильма». Эти вставки несколько остраняют сам сюжет, но придают ему дополнительное «документальное» измерение: актеры дистанцируются от своих персонажей и в то же время проявляют с ними солидарность и готовность сыграть свои роли по-честному.
Имена главных персонажей обозначены литерами (прямо как в «Истории О»!). 18-летняя школьница Y (Wai, не I grec), старших сестер которой изнасиловали и одна покончила с собой, а вторая вышла за насильника замуж, решает сама выбрать своего первого мужчину. По просьбе любимой подружки Вури она звонит по телефону 30-летнему скульптору J (Джею), но влюбляется в его голос и договаривается о встрече - только не для Вури, а для себя.
Фильм разделен на короткие эпизодики с заглавиями. «Первая встреча». Она - симпатичная «взрослая девочка», он - щупленький интеллигент в очках. Но у них уже был хороший секс по телефону, так что оба на подъеме уединяются в гостинице.
- Какие ощущения?
- Мне хорошо. Продолжай раздевать меня.
«Первая дырка».
- Хочешь пососать его?
- Не хочу начинать с орального секса.
Впрочем, тут же следует эпизод «Вторая дырка», а за ним и «Третья». Дефлорация в полном комплекте проходит успешно.
Узнав о том, что произошло, Вури избивает подругу, но потом извиняется перед ней, дарит ей нижнее белье от Кельвина Кляйна и в подробностях все выспрашивает.
На второй встрече J шлепает Y ладошкой. С этого же он когда-то начинал со своей женой. Жена терпела даже ремень, но когда он предложил побить ее стиральной доской, она предпочла переместиться на учебу в Париж. Но Y принимает такой поворот отношений. У J появляется в руках толстая палка.
- Мой зад просто горит. Но это так здорово!
Следы на ягодицах Y показывает подруге и, кажется, та ей завидует.
На третьей или четвертой встрече он притаскивает целый чемодан прутов, палок и плеток.
- Как мне встать?
- Голову вниз, подними зад, углом.
J выбирает жесткий прут:
- Он тонкий, оставит глубокие следы на твоей коже. Взять что-нибудь другое?
- Нет.
- Можешь плакать и стонать, но если ты опустишь свой зад или будешь загораживаться, я забью тебя до смерти.
- Давай хлещи меня. Я не опущу зад.
J бьет ее 35 раз - под размер ее бедер, с каждым ударом все сильнее. При этом Y становится все влажнее. После нескольких оргазмов и ужина - опять секс.
J и Y переходят из отеля в отель, во многих местах им отказывают, потому что девушка явно несовершеннолетняя (не достигла 20-ти). В ход идут какие-то шланги, скрученные веревки, палки размером с хорошую дубинку.
Потом J зовет жена помочь ей с выставкой и он на три месяца уезжает в Париж. Когда он возвращается, его подружка уже учится в колледже в Сеуле.
В конце первого часа фильма происходит перелом. Довольно неожиданно выясняется, что героине «не очень» нравится порка и она терпит ее только из-за любви к герою. Тогда он предлагает ей поменяться ролями.
Из Y получается отменная любящая садистка. J изумляется, как его подруга переносила такую боль, но испытывает удовольствие. После экшена девушка заботливо смазывает раны мазью и заклеивает пластырем.
- Тебе нравится меня избивать?
- Мне нравится, потому что тебе нравится.
- А если я предложу тебе прекратить?
- Но тогда что же будет меня так возбуждать? - простодушно удивляется Y.
У J конкретно что-то сдвигается в психике. Приезжая в Париж он не может заниматься сексом с женой без стимуляции поркой и смешно гоняется за ней с ремнем, чтобы та его отхлестала. Когда он возвращается, брат Y сжигает его квартиру, девушка убегает из дома, бросает учебу, и оба они целиком погружаются в свои гостиничные странствия, кое-как коротая время между поркой и сексом. Бродя по улицам, они собирают ветки и доски, а еще у J появляется идея-фикс, чтобы его отлупили черенком от мотыги.
Потом брат Y разбивается на мотоцикле и девушка возвращается домой и на учебу. J окончательно перебирается в Париж.
Через несколько месяцев Y, проездом по дороге на пмж в Бразилию, высаживается в аэропорту Шарль де Голль - в школьном костюмчике… и с завернутым в бумагу черенком от мотыги.
Фильм эффектно прокатился по европейским кинофестивалям, где его сравнивали с «Империей чувств» Нагисы Осимы. В Корее он был запрещен. Снят он весьма откровенно, но кадры гениталий вырезаны. Местами очень прикольная музычка.
Что отличает «Ложь» от европейских тематических кинофантазий - отсутствие эстетского антуража. Хотя герой - скульптор, его скульптур в кадре нет, и влияние БДСМ на творчество ни словом не обсуждается. (Точнее, оно определенно отрицательное, потому что J просто некогда работать). Люди ни во что не играют, они так живут. И переворачивание «верх - низ», актив - пассив для них даже не слишком принципиально: главное, что они оба не в состоянии вернуться в мир «нормального» секса - «но тогда что же будет меня так возбуждать?»
Тем не менее, как явствует из рамки, для авторов и актеров и это - фантазия. «Смысл фильма - научить людей фантазии. Фантазировать полезно для ума и тела», - как я уже процитировал начало.
На мой взгляд, фильмец весьма любопытный. А вот что полезно для ума и что для тела - это уж каждый решает для себя сам.