В литературе ХХ века есть произведение, которое безусловно занимает королевское место в Тематической прозе. Конкурентов у него просто нет - ни по художественным качествам, ни по известности, ни по силе влияния. Это «История О» Полин Реаж (Доминик Орье).
Мне представляется, что есть и «второе место», тоже вполне законное и достаточно общепризнанное. Но все же это произведение известно гораздо меньше, чем «История О». Даже его экранизация, снятая Редли Мецгером, мне ни разу не попадалась, в отличие от целой вереницы кинематографических версий и реплик романа Полин Реаж.
Роман Жана де Берга «Образ» появился в Париже в 1956 году. Его герой - мужчина, которого тоже зовут Жан де Берг. От своего имени он рассказывает о знакомстве на вечеринке с красавицей по имени Клэр и ее спутницей - начинающей фотомоделью Энн. Последняя гораздо менее красива, но она сразу вызывает у героя сильное чувственное волнение. Все дальнейшее общение трех персонажей выражается в том, что Клэр превращает Жана в свидетеля и соучастника садистских церемоний, добровольной жертвой которых безропотно выступает малышка Энн. Церемонии идут по нарастающей - раздевание, эпатажные публичные обнажения и унижения, фотосессии со связыванием и поркой, принуждение к мастурбации и «золотому дождю» и т. д. Кульминационная глава - «Готическая зала», где эротические пытки достигают апогея. Наконец,
- Развяжите ее, - попросил я Клэр. - Снимите с нее наручники и повязку… выньте кляп. Положите ее на кровать.
Клэр взглянула на меня, потом принялась осторожно развязывать веревки, не говоря ни слова. Прежде чем предоставить подругу в мое распоряжение, она прижала ее к груди и запечатлела долгие поцелуи на ее губах и веках. Наконец положила ее на жертвенный алтарь.
Маленькая Энн не шевелилась. Она лежала на правом боку, отвернувшись к стене и подогнув колени. Плечи и ягодицы ее были натерты о колонну во время наказания. Я вытянулся рядом с ней и обнял ее сзади, так, что мое тело повторило форму ее собственного.
Потом я изнасиловал Энн, не обращая внимания на ее крики, проникнув в нее, полумертвую, сквозь самое узкое отверстие.
В последнем эпизоде выяснятся отношения самих Жана и Клэр.
Предисловие к «Образу» было подписано «П. Р.», и, прочитав его в переводе Кирилла Борджиа в книге, где «История О» и «Образ» были напечатаны вместе, я нисколько не сомневался, что это инициалы Полин Реаж, что казалось логичным и даже само собой разумеющимся. Только мужчина может до такой степени обожать женщину, что уже не видит в ней ничего, кроме вожделенного объекта (то есть не видит человека как личность), - такая парадоксальная мысль была выражена в предисловии. Пятнадцать лет назад она показалась мне убедительной. Тем более абсолютно покорная, податливая на любые изощрения похотливой фантазии и практически бессловесная маленькая Энн выглядела 100%-но мужской придумкой.
Каково же было мое удивление, когда все оказалось наоборот: Жан де Берг - женщиной, а «П. Р.» - мужчиной.
Роман написала Катрин Роб-Грийе (Catherine Robbe-Grillet), жена Алена Роб-Грийе - одного из столпов модернистского романа ХХ века. В экспериментальных и совершенно зубодробительных для неискушенного читателя романах Роб-Грийе (как и в его же замысловатых фильмах) садомазохистские мотивы занимают изрядное место. А предисловие написал он сам, сымитировав рефлексирующую интеллектуалку: женский персонаж начинает раздваиваться: на ту, которая отдается, и ту, которая повелевает. Не в этом ли проявляется двойственность нашего пола, который отдается другому, но осознает лишь себя?
В русское издание 2005 года - Жан(на) де Берг «Женские церемонии» - вошли «Образ» Жана де Берга и «Женские церемонии» Жанны де Берг, сборник новелл или очерков, описывающих ритуалы закрытых секс-клубов Нью-Йорка и Парижа (1985), а также пространное и крайне занимательное интервью Ирен Френ с Жанной де Берг / Катрин Роб-Грийе 2001 года.
Закончу цитатой из этого интервью: Я вижу, как у женщин понемногу нарастает стремление, преодолевающее их застенчивость, которая долгое время сковывала их, - сказать и написать открыто, свободно и спокойно о своих сексуальных желаниях, о том, что они чувствуют, что им нравится, а что - нет; например, сказать, что они - мазохистки, что им нравится грубый секс, или, еще хуже, - что они попали к нему в зависимость, сродни наркотической.
Издания:
Аннунцио, Габриэле д’. Сладострастие / Пер. с итал. Н. Бронштейна: Берг, Жан де. Образ / Пер. с франц. Ф. Кириллова.- М: Мистер Икс, 1993.- 320 с.- (Секс-Пир. Жемчужины интимной словесности)
Реаж, Полина. История О. О возвращается; Берг, Жан де. Образ / Сост., пер. с франц., предисл. и послесл. К. Борджиа. - М.: Аквариум, 1993. - 288 с.
Берг, Жан(на) де. Женские церемонии / Пер. с франц. Т. Источниковой. - Тверь: Митин Журнал, 2005. - 219 с. - (Vasa Iniquitatis - Сосуд беззаконий)
Еще в каком-то сборнике был перевод под названием «Отражение».