"Пиноккио", балет (Польша, Польская национальная опера и балет, 2024)

Aug 26, 2024 16:34

Балет для семейного просмотра.
Если бы Оле-Лукойе  существовал, то хорошим детям он выдавал бы "Золотой ключик" Толстого, а хулиганам - "Пиноккио" Карла Коллоди.

Команда молодых талантливых женщин взяла за основу музыку советского композитора еврейско-польского происхождения Мечислава Вайнберга к балету "Золотой ключик". Хореограф Анна Хоп написала либретто на основе сказки Коллоди, более подходящей для перевода на язык классического танца. Толстой придумал веселую историю для младшеклассников. Итальянский первоисточник рассказывает о становлении личности через преодоление греховной составляющей с использованием библейских отсылок. Пиноккио проходит через несколько кругов "земного ада" для оживления. Анна добавила больше светлых мотивов и мягкого юмора, заретушировав мрачность оригинала.



Интернациональная труппа Польской оперы подхватила идеи хореографа и работала с энтузиазмом. Над музыкальным материалом помогала работать и дирижер Марта Ключиньска. Сценография Магожаты Шабловской продуманна и соответствует эпизодам.

Столяр Джепетто (Лукаш Тузник) с тоской наблюдает за прохожими, среди которых детишки, влюбленная пара, родители семейства, пожилые супруги. У Джепетто из близких только Сверчок и ради потехи созданная им деревянная кукла. Вокруг кипит жизнь. Марширует оркестр оловянных солдатиков, летает кукушка, проносится трио Поросят вместе с Серым Волком. Девушки-свинки вовсю кокетничают со своим другом-антагонистом  к удовольствию зрителей.
Голубая Фея (Эвелина Годунова) сопереживает старику и оживляет куклу. Вместо радости Джепетто и Сверчок получают массу проблем. "Новорожденный" оказался противным мальчишкой, не понимающим правил поведения, грубым и дерзким. Сверчку (Марко Юусала) проходится стать его наставником. Нельзя не отметить легкость, с которой финский артист справляется со сложной партией, его техничность и актерское мастерство. Марко закончил Вагановское училище (класс Н. Цискаридзе) и несколько лет проработал в Мариинском театре. Думаю, через некоторое  время танцовщик переберется в ведущий европейский театр.



Пиноккио, как и многие молодые люди, мечтает о быстрой славе и деньгах. Лиса и Кот устраивают его в театр, где поначалу карьера складывается хорошо. Мальчик занят в ведущих партиях, свинки бодро дрыгают ногами в канкане, публика аплодирует, директора загребает деньги. Хореограф и сценарист соорудили мини-экран с декорациями известных балетов, из которых Пиноккио делает движения. Вроде были  "Корсар" и "Спящая красавица". После травмы нашего героя вышвыривают из театра с грошами в кармане. Тут Лиса и Кот приводят доверчивого парня на поле чудес и уговаривают приумножить деньги, зарыв их в землю. Вокруг копашатся и ворошат листья такие же бедолаги. Под влиянием уличного мальчишки Фитиля Пиноккио учится курить, становится ослом и какое-то время проводит на Острове пустых развлечений (похоже, Носов позаимствовал идею Дурацкого Острова именно у Коллоди). Невольное убийство Сверчка перевернуло сознание мальчика. Пиноккио начинает душевно меняться, выручая отца из утробы Кита. Пиноккио готов на самопожертвование ради выздоравливания Джепетто. После чего становится настоящим человеком из плоти и крови, обретая бессмертную душу. Анна Хоп милосердна и воскрешает сверчка. Кролики-гробовщики в черных мантиях остаются не у дел.
К финалу хореограф выдохлась. Логично было завершить действие на дуэте Пиноккио-человека и Голубой Феи. Дивертисменты остальных фей были излишними. Еще и Пиноккио не мог найти себе места в этих сценах и путался под ногами.

Мрачные моменты скрашивали костюмы. Катажина Ротт проделала огромную работу. Кордебалет превращался то в школьников, то в ослов, то в медуз. Не получились костюмы креветок, только тщательно присмотревшись можно было заметить хвостики и идентифицировать персонажей.

Партию Пиноккио исполняют последовательно три артиста, костюмы соответствуют состоянию героя. Пиноккио № 1 (Анастасия Билоконь) - безвольная кукла в трико под дерево, пластичный, но безжизненный материал. Основная нагрузка приходится на Пиноккио
№ 2 (Диего де Оливейро) на нем уже шортики, рубашка, шапочка, но тело остается деревянным. От исполнителя потребовались серьезные актерские умения, так как он должен изображать и глупенького паренька, и падение на дно, и раскаяние в дурных поступках. Пиноккио № 3 (Владимир Ярошенко)  - полностью человек в классическом балетном костюме. Заключительная часть досталась уроженцу Краснодара и премьеру Польского национального театра.

У Анны Хоп получился спектакль, способный привлечь публику всех возрастов, спектакль об испытаниях и ошибках как опыте для взращивания подлинной человечности.  Балетная труппа произвела приятное впечатление слаженностью и хорошей выучкой.

балет, театр

Previous post Next post
Up