Fidonet, как социальное явление, его прошлое и настоящее

Jul 17, 2011 11:32

Кто помнит, тот поймет... :)

Originally posted by morhold272 at Fidonet, как социальное явление, его прошлое и настоящее

В Интернете можно найти достаточно много статей на данную тему, однако, большая часть из них написана или теми, кто плохо понимает, о чем говорит, или же теми, кто сознательно хочет показать положение вещей лучше, чем оно есть на самом деле. Собственно, после общения с несколькими убежденными сторонниками сети Fidonet и возникла идея написать эту статью. Основная цель данной публикации - рассмотреть социальную сторону такого явления, как (пост)советский Fidonet и рассказать о реальном положении дел в современной сети. Я не буду описывать технические детали больше, чем необходимо для понимания - все это неплохо раскрыто в других публикациях.
Первые узлы1 Fidonet появились в СССР в начале 90-х годов прошлого века. На тот момент в стране не существовало никаких подобных средств связи, а потому сеть сразу же нашла свое место и стала быстро набирать популярность. Уже через несколько лет узлы Fidonet были во многих городах страны, а русскоязычный сегмент сети стал занимать большую часть мирового нодлиста2. Поначалу аудитория состояла преимущественно из представителей IT-специальностей,  которые часто использовали ресурсы работодателей для поддержки своих узлов, но со временем в сети появилось достаточно людей, профессии которых не были напрямую связаны с компьютерами, а почтовые станции, установленные у сисопов3 дома, стали обычным явлением.

Fidonet с самого начала был уникальной структурой, которая и сегодня не имеет полноценного аналога и которая, даже несмотря на все административные изменения, сохранила свои главные принципы организации. Это распределенная социальная сеть, у которой нет центральных серверов, хранящих содержимое - весь контент находится у ее пользователей. У сети нет хозяина - Fidonet не принадлежит никому, но при этом каждый участник сети, принимающий участие в распространении почты, является владельцем части всей структуры - своего узла.

Изначально принцип вхождения в сеть предполагал личное знакомство между собой, как минимум, части участников. Благодаря этому во многих случаях исключалось попадание в сеть случайных людей. Кроме того, Fidonet не просто паразитировал на существующих знакомствах, а формировал их сам, способствуя образованию локальных компаний сисопов и пойнтов4.

В те времена часто проходили встречи, которые собирали по несколько десятков человек, а значительная часть людей из одного города была знакома между собой лично. Подобное удавалось очень немногим форумам, а в современных социальных сетях такого не может быть в принципе.

Fidonet в значительной мере стал не просто средством общения и способом распространения информации, но и сообществом увлеченных людей. Они вместе строили сеть и наполняли ее содержанием. За годы существования было создано множество тематического творчества, выработалась своя терминология, традиции. а многолетняя история сети изобилирует интересными, а часто даже забавными фактами.

Время шло, участников становилось все больше, но вместе с увеличением размера и повышением доступности стали проявляться и побочные эффекты - в сеть стало приходить все больше людей, основной целью которых было не общение или получение информации, а самоутверждение и повышение собственной значимости. Эти люди искали любой повод, чтобы потешить свое самомнение или же просто привлечь к себе внимание. Они добивались этого несмотря ни на что, даже если в результате мешали другим или развитию и модернизации сети в целом. Нередко такие люди добирались до руководящих должностей, получая дополнительные возможности давления на оппонентов, чем с радостью пользовались. Результатом, конечно, было разрушение того, что было создано до них, а многие прогрессивные нововведения и предложения, внедрению которых им тогда удалось помешать, будь они приняты, могли бы радикально изменить путь, которым в итоге пошла сеть.

Атмосфера постепенно разрушалась, Fidonet все меньше походил на "сеть друзей", как его часто называли в те времена, и все больше становился просто сетью. Чаще происходили конфликты, цельное сообщество делилось на небольшие компании. Некоторые из них создавали собственные мини-сети - левонеты, основанные на тех же технологиях и принципах, но имеющие собственные правила, пытаясь таким образом обеспечить возможность связи без негативных проявлений большой сети. Некоторые люди просто уходили, не желая что-то выяснять и доказывать.

Поначалу все это не могло серьезно ни на что повлиять - альтернативы не было и со всеми недостатками приходилось мириться. Положение переменилось с появлением доступного Интернета ближе к концу 90-х. Сеть стала сокращаться, поначалу неспешно, прежде всего за счет уменьшения притока новых узлов. Люди во многих случаях выбирали более простое общение в Интернете, где, к тому же, можно было читать и конференции Fidonet. В начале 2000-х Интернет стал доступен буквально каждому и процесс сокращения сети пошел катастрофически быстро В течение нескольких лет это привело к потере аудитории и, как следствие, почти полной потере информационной ценности. По большинству вопросов найти ответ в Интернете стало несравнимо проще и быстрее. Даже в конференциях Fidonet в качестве ответа на вопрос часто стали давать ссылки на ресурсы Интернета. Сеть лишилась самодостаточности и для многих стала просто балластом.

Состояние сегодняшнего Fidonet во многом было определено тем, что было вчера. Благодаря консервативности и неизменности он и сейчас находится на уровне начала 90-х. Все сообщения в сети представляют собой обычный текст, никаких средств разметки не существует. Даже возможности просто вставлять в письма иллюстрации нет. Единственный более-менее функциональный почтовый редактор работает в текстовом режиме экрана, не имеет поддержки мыши и управляется горячими клавишами. Все программное обеспечение настраивается при помощи текстовых конфигурационных файлов, составлять которые приходится самостоятельно, долго и упорно разбираясь с возможностями программ чуть ли по не исходным текстам, потому как документация для современных версий отсутствует. Правда, существуют автоконфигураторы, которые позволяют упростить процесс установки и настройки, однако, подходят они не для всех случаев и дают лишь начальную базу - для тонкой настройки все равно нужно будет разбираться во всем самому.

Fidonet сегодня - лишь подобие былого величия. Это тысячи пустых конференций, неактуальный нодлист, полный мертвых и брошенных узлов, отсутствие информационной ценности и полезного контента. Незначительное число более-менее живых конференций или наполнены разговорами на посторонние темы или же содержат перепубликации новостей из Интернета. Сегодняшний Fidonet не имеет целевой аудитории за пределами себя самого - ему абсолютно нечего предложить новым пользователям. Все, кто сейчас есть в сети, остаются там или в силу привычки или же по каким-то ностальгическим соображениям.

Аудитория сети ничтожна. По самым оптимистическим оценкам ее численность не превысит несколько тысяч человек, при этом активная часть еще меньше - всего лишь около 500. Все эти люди разделены по множеству никак не связанных между собой конференций, а постоянная аудитория самых крупных из них не превышает несколько десятков человек5. На качественном уровне состав сегодняшней сети ничем не отличается от среднего форума, а часто даже оказывается хуже - вероятность встретить профессионала на специализированном форуме значительно выше. Впрочем, это и неудивительно - с потерей аудитории Fidonet прежде всего лишился тех, для кого общение было первично, а желающие самоутверждаться за счет других никуда не исчезли. Поэтому даже сейчас, в почти мертвой сети, можно легко столкнуться с проявлениями высокомерия и псевдоэлитаризма.

Из сети постепенно уходят крупные узлы, постоянно слышны жалобы на технические проблемы. Регулярно ведутся разговоры о том, что нужно что-то предпринять для возрождения, но дальше слов ничего не уходит. Вероятно, даже те, кто что-то предлагает, сами понимают, что возрождение сети - действие ради действия, которое не имеет никакого смысла кроме самого процесса. Fidonet в нынешнем виде поднять нереально, а для приведения его в актуальное состояние потребуются настолько значительные изменения, что проще создать все заново, чем пытаться дорабатывать безнадежно отсталую и устаревшую существующую реализацию.

Впрочем, что-то модернизировать и переделывать в сети уже все равно некому. Сегодняшний Fidonet состоит по большей части из достаточно взрослых людей, которым уже давно ничего не нужно и неинтересно - никто из них не станет заниматься чем-то серьезным. Да и, в любом случае, можно с уверенностью сказать, что любые реформы не дадут ровным счетом ничего - у сегодняшней сети нет информационной ценности, нет аудитории и нет никакой возможности создать это.

Для некоторых апологетов сети ее популяризация стала чем-то вроде навязчивой идеи. Они завлекают людей любыми способами, иногда даже обманом, публикуя статьи или объявления на форумах и в блогах, где часто приводят не соответствующие действительности факты, а потом радуются тому, что к ним обращаются с заявками на подключение. Никто из них не желает понять, что даже подключившись, люди увидят реальное положение дел и быстро забудут обо всем. Новые участники появится сами, как только сеть станет для них привлекательной. А сегодняшний Fidonet - это разруха и запустение, в нынешнем виде это просто никому не нужно.

Времена Fidonet прошли и, на мой взгляд, нет даже смысла пытаться его возрождать. Сеть сильно изменилась и сейчас она совсем не такая, какой была в самом начале и уже никогда не будет прежней. Даже от былой атмосферы сети друзей давно ничего не осталось - публичная ругань и выяснение отношений происходят с завидной регулярностью и уже давно стали нормой. Все хорошее ушло безвозвратно, а то, что осталось, вряд ли стоит развивать или поддерживать. Остается только вспомнить о том, как это было и что это дало тем, кто принимал в этом участие. Все-таки хорошее было и его было немало.

--------------------
1 Узел (node) - техническая единица сети, почтовая станция, занимающаяся пересылкой сообщений.
2 Нодлист (nodelist) - список узлов, содержащий информацию, необходимую для связи с ними.
3 Сисоп (sysop) - системный оператор узла.
4 Пойнт (point) - пользователь, не являющийся полноправным членом сети и получающий почту через узел, пойнтом которого он является.
5 В качестве источника данных о размере аудитории использовались отчеты узла 2:5020/400 (ddt.demos.su) за период продолжительностью в 90 дней с марта по май этого года. Для определения размера общей аудитории подсчитывалось число уникальных полей fromname с порогом активности в 1 сообщение, т. е. учитывались все имена, от которых за указанный период было написано хотя бы 1 сообщение. Для активной аудитории порог активности составлял 30 сообщений за тот же период. Те же критерии использовались для определения аудитории отдельных конференций. По файлам эхостатистики нельзя проверить содержание писем, поэтому учитывались все сообщения во все конференции, включая технические и приватные. В большинстве случаев специальные имена и имена, принадлежащие роботам, не отбрасывались, так что реальный размер аудитории меньше.
Дополнительную информацию о наполнении отдельных конференций можно получить при помощи онлайнового инструмента, но для его использования и правильной интерпретации данных необходимо понимание принципов работы сети в целом.
Previous post Next post
Up