В кибуце на севере пруды. Можно приехать и наловить рыбы.
На выходе взвешивают и расплачиваются, получается, говорят, выгодно. Там же, на выходе, для тех, кто ничего не поймал (или и не собирался ловить, а выяснил, что действительно выгодно), стоят большие пластиковые аквариумы с рыбами. Показал пальцем, весёлый кибуцник сачком вылавливает рыбину и передаёт смуглому усатому мужику со статично зверским выражением лица. Мужик кладёт её на обитый железом стол и бьёт молотком по башке, пока рыба не перестаёт трепыхаться: - Бац! Бац! Бац! Мужик почти весь в бесформенном халате - от брызг, халат делает образ коренного жителя галилейской деревни завершённым. Успокоившуюся рыбу кладёт в кулёк, передаёт на кассу.
Никто не торопится, очередь разговаривает, по-русски тоже.
Парень лет тридцати, успешный ботан, второму такому же:
- Представляешь, что делает с психикой такая работа - часов двенадцать молотком по голове "Бац! Бац! Бац!"?
Второй такой же, воодушевившись информационным поводом:
- Приходит домой совершенно умиротворённый. Ноль негативных эмоций, все на работе выплеснул. Жену целует, моется, хозяйство осматривает, телик, газета. Дети оценки показывают - хвалит, если отчитывает, то ласково. Зовут к ужину. Ест с аппетитом, добавку тоже, шутит с домашними. Говорит: "- Где компот?". Жена отвечает: "- Я тебя утром спрашивала, ты сказал, компот не надо. Я и не приготовила". Он: "- Как не приготовила?". И "Бац! Бац! Бац!".
Мужик в халате перестает бить рыбу и начинает медленно закатывать рукав. На руке открывается крупная наколка: "ВАЛЯ". А в руке молоток.
Такое случается нередко, что неудивительно. В смысле, люди хотели поговорить, а их услышали. И как раз те, о ком хотели поговорить. И последствия непрогнозируемы. Хотя, никто и не думал прогнозировать.
Нас здесь за миллион, и уже давно. А всё кажется, что никто вокруг ничего не понимает. Не везде, конечно. Почти в каждом городе есть район, где гастроном "Молдова" и ресторан "Одесса". И книжный магазин "Серебряный век". Такой, в целом, район, что если один человек обратился к другому не по-русски, то этому два разумных объяснения. Или из ульпана идёт, или в торец просит.
Возможно, существование таких мест - причина того, что за их пределами среда чудится стопроцентно руссконепонимающей. А может, другое что. Потому что должна же быть причина, по которой кто-то рядом с тобой всё время несёт то, что никогда не понёс бы, задумайся он, не понимают ли его окружающие.
Хотя, не всегда ведь все люди внимательны и предусмотрительны.
Одна женщина преподаёт язык в школе. Способом "Инглиш ин инглиш", мы так иврит учили, и выучили же. Это такой способ, что если ученики не понимают нового слова, то всё равно, надо им объяснять, пока не поймут.
Например, однажды ученики не понимали слова "бут" и даже дольше, чем они обычно другие слова не понимали.
И учительница решила дать им графическую подсказку.
Женщине, чтобы быть совершенной, не надо быть совершенной во всём. Не все из женщин это понимают, даже из совершенных женщин не все. К слову, есть люди, умеющие извлекать из этого для себя пользу. Но к нашему рассказу такие люди не имеют никакого отношения и, тем более, к его героине. Она хорошо понимает, даже не понимает, а просто знает, что, например, если ты совершенна как преподаватель языка, то быть ещё совершенна как художник - перебор, и не много на свете людей, которые такого рядом с собой заслужили бы, и ещё надо на них посмотреть.
Получив графическую подсказку к английскому слову "бут", ученики ошеломлённо завопили: "Валенок, блин!".
Глядя в её прекрасное лицо, когда женщина про это рассказывает, понимаешь, что вот так же не дрогнул ни один мускул на этом прекрасном лице и в те дурацкие секунды.
Они не знают, ученики этой женщины, что она понимает их язык лучше них и иногда говорит на нём такие вещи, которые никогда не забудешь и о которых никому не расскажешь.
Незнание, увы, подвигает некоторых из них к ошибочному поведению.
Часть своего времени, например, они тратят на обсуждение видимых и невидимых свойств преподавателя. И ещё воображаемых обстоятельств её личной и очень личной жизни. Последнее, горько констатировать, открывает прискорбную скудость фантазии этих юных энтузиастов.
И всё это в её присутствии, заметим.
-Ума, - иногда спрашивают её (женщину не зовут Ума, но могли бы звать), - а почему, Ума, ты уже не откроешь им, что всё понимаешь?
- Лучше, наверное, в день экзамена, - кажется, советуясь, отвечает она.
Она совершенна, напомним. Ей лучше знать.
А вы вот так попадались, когда обсуждали человека, не зная, что тот понимает ваш язык? А вам - попадались?