Ушедший год (будь он неладен!) заканчивался в раздумьях о природе российского общества, народонаселения, людской массы размещающейся на огромном географическом пространстве. Поскольку я и сам происхожу из этой массы, то вопросы не оставляют меня своей неприятной назойливостью. Особенно,конечно, в связи с продолжающейся и не собирающейся
(
Read more... )
Comments 30
Reply
Есть Мы и есть Они. У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров. У Них - свои: Иван Грозный, Сталин, Дзержинский, теперь вот Путин.
Как-то всё слишком просто получается.
А в какой список попадает Солженицын? Я уж не говорю о том, что Сахаров и для Сталина был героем (хотя первую золотую звезду Героя А.Д, получил только в начале 1954 г.), да и Пастернака тиран считал Мастером (по слухам, вычеркнув его из очередного расстрельного списка). Да и Пастернак относился к Сталину (хм) неоднозначно. Ну, а Чехова советская власть официально боготворила.
К кому отнести Юрия Германа с его "Рассказами о Дзержинском" и Светлану Алексиевич с её очерком "Меч и пламя революции"?
Reply
Reply
Большая редкость в наши дни (вероятно, не только в наши). Гораздо более распространен/ы монолог/и, сводящийся/еся к "Мы молодцы, а они подлецы".
В сериале "Союз спасения" одна из самых (на мой взгляд) интересных сцен - разговор Сперанского с Аракчеевым, в котором С говорит о том, как плохо, что (фактически) отправили в отставку Волконского (родственника декабриста), поскольку его близость к государю давала надежду на грядущие реформы, ну, а с точки зрения А, просто выгнали обычного казнокрада. Самое ужасное, что оба правы . . .
Reply
Трудно сказать, где бы оказался Чехов, проживи он подольше. Его жена Книппер-Чехова прожила в Москве до 1959. Брат Михаил уехал в Америку и прожил до 1955.
Но почему-то очень трудно представить Чехова рассуждающего, как Акунин, про «мы и они» - утонченных интеллектуалов и покорную быдломассу. Вот его персонажи могли: «Племя рабское, лукавое, в десяти поколениях запуганное кнутом и кулаком; оно трепещет, умиляется и курит фимиамы только перед насилием, но впусти макаку в свободную область, где ее некому брать за шиворот, там она развертывается и дает себя знать.»
Reply
Разногласие по земельному вопросу (с)
Reply
Reply
Reply
Если к нему прислушаться, то тогда и Украина тоже одна, и каждый из украинцев отвечает и за Богдана Хмельницкого и за Бабий Яр и за Шухевича с Бандерой, ну и за генералов Ткачева и Дьякова.
Reply
"Россия одна, и отвечать придется нам всем". Бомбы союзников равно убивали в Германии ярых нацистов и их ненавистников. Послевоенные голод и эпидемии были так же неразборчивы. В этом смысле Германия была одна и ответили все.
Я думал, что примитивное деление "мы-они" давно потеряло интерес для российских дискуссантов. Впрочем, похожие рассуждения мне встречались у британцев после Брекзита и американцев во времена раннего Трампа. (Вспоминаются стихи Киплинга про бедного солдатика, которого обижают лондонские интеллигенты штафирки. ) Плодотворнее было бы изучать общее. Оно не всегда осознается членами нации, со стороны порой виднее. Мне кажется, британцы и американцы не представляют себя вне их политико-правовой традиции. Пусть они хотели бы видеть лидеров противоположной фракции в тюрьме, но только после должным образом проведенного - "справедливого" - суда присяжных.
Про Шишкина напишу отдельным комментом, если Вы не против.
Reply
Американские последователи полурелигиозного культа QAnon мечтают увидеть своих врагов в тюрьме Гуантанамо или расстрелянными по приговору военного трибунала. Люди с фашиствующим образом мысли есть везде, но не составляют большинства. Разница не в людях, а в организации общества.
Reply
Акунин и Шишкин тоже не о большинстве говорили, а о двух группах, противоположных по мировоззрению и ценностям : "Помимо Нас и Них есть просто люди, которые составляют большинство населения". Однако Мы и Они все-таки достаточно многочисленны, чтобы не быть маргинальными. QAnon и примыкающие к нему трампистские круги - прорыв маргинального в мейнстрим, который случился на наших глазах. Прежде носители таких идей не составляли "Они" из-за малочисленности и смехотворности.
Reply
Reply
Leave a comment