Ушедший год (будь он неладен!) заканчивался в раздумьях о природе российского общества, народонаселения, людской массы размещающейся на огромном географическом пространстве. Поскольку я и сам происхожу из этой массы, то вопросы не оставляют меня своей неприятной назойливостью. Особенно,конечно, в связи с продолжающейся и не собирающейся
(
Read more... )
"Россия одна, и отвечать придется нам всем". Бомбы союзников равно убивали в Германии ярых нацистов и их ненавистников. Послевоенные голод и эпидемии были так же неразборчивы. В этом смысле Германия была одна и ответили все.
Я думал, что примитивное деление "мы-они" давно потеряло интерес для российских дискуссантов. Впрочем, похожие рассуждения мне встречались у британцев после Брекзита и американцев во времена раннего Трампа. (Вспоминаются стихи Киплинга про бедного солдатика, которого обижают лондонские интеллигенты штафирки. ) Плодотворнее было бы изучать общее. Оно не всегда осознается членами нации, со стороны порой виднее. Мне кажется, британцы и американцы не представляют себя вне их политико-правовой традиции. Пусть они хотели бы видеть лидеров противоположной фракции в тюрьме, но только после должным образом проведенного - "справедливого" - суда присяжных.
Про Шишкина напишу отдельным комментом, если Вы не против.
Reply
Американские последователи полурелигиозного культа QAnon мечтают увидеть своих врагов в тюрьме Гуантанамо или расстрелянными по приговору военного трибунала. Люди с фашиствующим образом мысли есть везде, но не составляют большинства. Разница не в людях, а в организации общества.
Reply
Акунин и Шишкин тоже не о большинстве говорили, а о двух группах, противоположных по мировоззрению и ценностям : "Помимо Нас и Них есть просто люди, которые составляют большинство населения". Однако Мы и Они все-таки достаточно многочисленны, чтобы не быть маргинальными. QAnon и примыкающие к нему трампистские круги - прорыв маргинального в мейнстрим, который случился на наших глазах. Прежде носители таких идей не составляли "Они" из-за малочисленности и смехотворности.
Reply
Reply
"...нельзя считать половину своей страны врагами". Да и это и политически самоубийственно. А скажите, по Вашему впечатлению от трампистов образца 2016 года, вроде Vox Day, не напомнили они Вам российских ЖЖистов из начала 2000-х?
Reply
Reply
Я забыл все имена, но имею в виду, во-первых, любителей теорий заговора и общих теорий всего (особенно в "геополитике"), а во-вторых, злых и изощренных троллей.
Reply
Reply
Reply
Да, бинарность глубоко сидит в нас.
Имею в виду статью Шишкина в The Atlantic, вот этот абзац:
"The world is surprised at the quiescence of the Russian people, the lack of opposition to the war. But this has been their survival strategy for generations-as the last line of Pushkin’s Boris Godunov puts it, “The people are silent.” Silence is safer. Whoever is in power is always right, and you have to obey whatever order comes. And whoever disagrees ends up in jail or worse. And as Russians know only too well from bitter historical experience, never say, This is the worst. As the popular adage has it: “One should not wish death on a bad czar.” For who knows what the next one will be like?"
Не спорю с тезисом, но удивлен иллюстрацией. "Борис Годунов" - пьеса, в частности, о гражданской войне, о восстании части народа против "плохого" (незаконного) царя. Народ то и дело там высказывается, в том числе действием. Незадолго до финала из толпы слышится: "Вязать Борисова щенка!" И только после того, как "щенка" и его мать жестоко убили, а ( ... )
Reply
Reply
Reply
Leave a comment