В прошлый
раз, когда речь зашла о терраизме, мы в очень общих чертах пытались разобраться, что это такое в принципе. Культ, секта или церковь? В конце концов я решила для себя, что определение терраизма как церкви будет куда более логичным и менее проблемным. Хотя, конечно, одно ИМХО не исключает другое и кто-то может думать совершенно иначе.
Однако если рассматривать терраизм в плане его организации как церковь, то сразу возникает вопрос, ведь у церкви как социального института есть определенные признаки. Подходит ли терраизм под них? И откуда автор оригинальной книги и авторы ее анимационной адаптации черпали вдохновение, описывая и показывая своих терраистов?
Это два главных вопроса, на которые мы сегодня попытаемся найти ответы. И сразу традиционное предупреждение: Во-первых, кружок по теологии в других блогах, мы здесь рассматриваем общественные явления, а не дискутируем о метафизическом. Во-вторых, любое мнение важно и нужно, но еще важнее - понимать, что все мнения субъективны (а значит нет правильных и неправильных) и что мнение, высказанное в вежливой и уважительной форме, быстрее дойдёт до собеседника.
Начнем, пожалуй, с главного. Термин «церковь» можно понимать по-разному. Как здание, стоящее в конкретном месте и принадлежащее конкретной религиозной общине, как нечто со знаком = по отношению к религии и, наконец, как социальный институт. Именно в последнем смысле мы его и будем трактовать, как определенную форму организации человеческого социума, направленную на удовлетворение неких духовных (в первую очередь) и мировоззренческих потребностей. Как и любой социальный институт церковь устойчива, удовлетворяет важные общественные потребности и нужна для того, чтобы упорядочивать и регулировать отношения между людьми в определенной сфере их жизнедеятельности.
И, как и у любого социального института, у церкви есть свои признаки, из которых, на мой взгляд, наиболее важными являются:
- Стремление к всеохватности.
Чем больше паства - тем лучше, ведь чем обширнее охват общества, тем безопаснее, теплее и сытнее будет. Да и о спасении невинных душ тоже стоит подумать. Церковь как социальный институт, рожденный и функционирующий в человеческом обществе, также как и другие институты, параллельно действующие с ней, волей неволей стремится охватить всех членов этого общества и контролировать человека во вех сферах его жизни.
И помимо вопросов морали, религии и мировоззрения - это еще и вопрос банальной внутренней безопасности. Человек, не придерживающийся таких же взглядов, что и другие члены общества, как минимум подозрителен, а в перспективе и опасен. В те далекие времена, когда свобода совести была делом ругательным, а вера - коллективным, быть прихожанином иной церкви, нежели окружающие тебя люди, было потенциально опасно для жизни.
Поэтому и терраизм так отчаянно вербует себе новых сторонников везде, где только можно. Ведь каждый новый прихожанин - это как минимум, потенциальная боевая (после курса саоксина) единица и неисчерпаемый источник распространения веры далее по цепочке. Да и вопрос ценностей куда более материальных никто не отменял.
Особо здесь стоит обратить внимание на то, где и как вербуются новые члены церкви. И, по моему субъективному мнению, в ССП последователей терраизма было куда больше. Нам показывают целые факельные шествия этих товарищей, скандирующих очень удобные для правительства лозунги. Может, поэтому никто и не обращал на терраистов особого внимания, а некоторые, как Трунихт, с ними активно сотрудничали. Ведь Земля-то на территории Рейха, а если есть фанатики, готовые за эту Землю воевать и Союз, чья идеология построена на противостоянии с Империей, дорожки этих двух фракций где-нибудь рано или поздно пересекутся.
В Рейхе при разгроме отделения церкви на Одине, а это, на минуточку, столица, где априори должно быть много адептов этой религии, в этом самом отделении не нашлось и ста человек. Странный какой-то масштаб. С другой стороны, зачем имперцам вообще терраизм в том агрессивном виде, в котором он процветал в Союзе? Надо полагать, что с поездками имперцев на имперскую территорию - Землю особых проблем не возникало. Да и культ Кайзера в гольденбаумовском Рейхе процветал и распространился довольно таки активно, а значит места для иной «святой коровы» в виде захолустной планетки на отшибе галактики было крайне мало, если было вообще.
Но ведь есть еще огромные массы малообразованных имперских крестьян, а это такое непаханое поле потенциальной паствы? Есть, но зачем крестьянам терраизм? Терраисты, насколько мне помнится, лучшей жизни даже в другом мире не обещали и трепались только о матери Земле. А зачем крестьянину, у которого вот на этой конкретной планетке Нижние Гадючки уже есть свой садик и огородик с домиком, какая-то непонятная планета, о которой он не имеет никакого представления, как и об истории человечества в целом?
Дальше больше. Мне кажется, что и на Феззане идеи терраизма не вызывали особого трепета у большей части населения хотя бы в силу двух весьма специфичных причин: во-первых, феззанцы люди прагматичные, они любят деньги, прибыль и прочие материальные блага, что с идеями терраизма особо не вяжется. Во-вторых, многие феззанцы связаны с торговлей и, в частности, с законными и незаконными перевозками людей; если регулярно возить сирых и убогих адептов терраизма с Земли и обратно, то желание как-то само собой пропадает.
Однако, даже несмотря на то, что кое-где продвижение терраизма явно стопорилось, амбиций у церкви было много. Так много, что хватило на многовековой план по захвату галактики, к счастью этой самой галактики так и не воплотившийся в жизнь.
- Обладает религиозной монополией и старается устранить соперников.
Положа руку на сердце скажем, что религиозной монополией там и не пахло. Это современные мировые религии к ней приближаются, да и то в масштабах отдельных стран и континентов, а не всей планеты. А терраизму до этого состояния было также далеко, как Яну до донышка бутылки с коньяком.
Однако соперников терраисты давили только так. Сомневаюсь, что кто-то из правителей Феззана, решивших играть в большую политику без присмотра Большого брата, жил долго и счастливо. Рубинскому, вон, прямым текстом намекнули, чтоб не дергался. В Союзе надо полагать, все решалось по обоюдному согласию сторон. Опять же, не верю, что Трунихт был единственным, кто когда-либо сотрудничал с милыми, услужливыми и такими полезными терраистами.
В Старом Рейхе культ Кайзера, уже сложившийся и любовно взлелеянный властью трогать было опасно, а вот поклонению Кайзеру из новой династии в силу, как раз, еще не сложившейся традиции, тронуть было можно и, с точки зрения терраистов, нужно. Поэтому и посыпались на голову Райнхарда покушения, потому что новый «золотой идол» с его блестящими планами и перспективами на будущее был слишком грозным идеологическим противником в борьбе за сердца и умы человечества.
- Тесная связь с государственной (светской) властью.
В отличие от секты церковь признается и часто имеет поддержку на государственном уровне. Как важная часть официальной власти, церковь может брать на себя управление теми сферами жизни общества, которые светская власть не может или не хочет контролировать. Например, образование, медицина или социальная поддержка уязвимых слоев населения в традиционных обществах чаще всего развивались под патронажем церкви.
Терраизм в разных государствах мира ЛоГГ представлен по-разному. На Земле - в сердце и главном святом месте своей религии терраизм, по сути, заменяя собой государство, как если бы Ватикан сегодня вспомнил времена расцвета Папской области и распространил свое влияние на всю Италию. Так, в Средние века и Раннее Новой время Папы контролировали огромные территории, на которых выступали в качества светских сеньоров. Такую же ситуацию можно было наблюдать в некоторых курфюршествах Священной римской империи, где трое из семи курфюрстов (те имперские князья, которые обладали правом избирать императора) были духовными лицами - архиепископы Майнца, Трира и Кёльна не просто имели резиденции в этих городах, но и реально управляли этими землями.
Интереснее ситуация с Феззаном, ведь формально терраизма там как бы нет, но все мы знаем, что это не так. В случае с этой планетой церковь стоит над светской властью и контролирует правителей Феззана из-за кулис. При этом, насколько можно судить, население планеты даже не подозревает о таком раскладе политических сил. Случаи такого положения дел - когда новые земли сначала осваиваются церковью, а затем уже приходит светская власть, в земной истории найти сложно, но можно. Да и закулисное влияние на сильных мира сего каких-нибудь Иезуитов порой было весьма существенным.
Со Старым Рейхом и Союзом Свободных планет дела обстоят сложнее. Не думаю, что терраисты могли хоть как-то влиять на политику в империи, т.к. она делалась во дворце и на приемах высшей аристократии, да и с официальной имперской идеологией у терраизма не было общих точек соприкосновения. С ССП все куда более интересно, ведь официально терраизм и терраистов тоже некто не поддерживал, но и марши с демонстрациями так просто никто бы терраистам проводить не дал бы без маломальского влияния этой организации.
- Обладает сложной и разветвлённой внутренней иерархией.
Начиная от профессионального духовенства и заканчивая обычными прихожанами - церковь - это четкая структура. Да, некоторые пытаются внушить, что внутри этой структуры есть равенство, но все мы прекрасно понимаем, что это не так. Папа Григорий VII может заставить кайзера Генриха IV идти в Каноссу, хотя они оба христиане и равно подчиняются Богу. Так-то оно так, но есть слишком много нюансов.
Итак, спасибо бестолочи Юлиану, мы имеем четкое представление о том, как функционирует терраистское сообщество. В самом низу пищевой цепочки есть новоприбывшие на Землю адепты, которые хотят, но еще не были приняты в общину. И давайте смотреть правде в глаза - это живое мясо с кошельками. Нужны они только для того, чтобы пополнять ресурсы церкви и проходить идеологическую обработку.
Далее идут уже принятые в общину адепты, которые, надо полагать, неофициально делятся на тех, кто только начал приобщаться к прекрасному и уже прошедших саоксиновую обработку. И что-то мне подсказывает, что дедовщина в обычных кельях добрых братьев и сестер по вере страшная. Не случайно людей, даже прибывших вместе, разделяют по разным кельям и не случайно добрый человек заинтересовался, чего это Юлиан там кашляет. Следят все за всеми как с помощью сотен глаз, так и с помощью банальных камер, и четкая иерархия пронизывает даже этот низовой слой вяло колышущегося на дне иерархии планктона.
Но есть рыбки и покрупнее - собственно, само духовенство. На первый взгляд кажется, что общество терраистов как первые христиане - сами выбирают себе священников, сами организовываются и т.д., но верить в это, как надеяться, что Штаден когда-нибудь станет победителем не в теории - можно, но бесперспективно. Простой брат Юлиан никогда не дорос бы до епископа, потому что к тому моменту стал бы деградировавшим до уровня огурчика наркоманом. Думается мне, что в профессиональное духовенство терраисты набирали не пришлых людей с улицы, а сильных личностей как минимум обладавших харизмой и ораторскими талантами. Юлиан, ты в любом случае в пролете. И именно этим избранным доставались роскошные покои, пурпурные рясы и золотые цепи.
Это в сказке простой босяк может жениться на принцессе и тут же стать элитой элит, а в реальной жизни случаи слома сословных рамок в традиционных обществах были редки как снег летом и только подтверждали установившиеся правила. Элита - это клуб только для своих, а духовная элита - клуб еще более закрытый и маленький.
Однако вернемся к чему-то более тривиальному, а именно к конкретной иерархии внутри терраистской церкви, которая очень сильно отдает католической церковью. Мы знаем, как минимум, что церковь возглавляет Верховный (архи)епископ или Grand Bishop, как его перевели на английский. В реальности, конечно, над архиепископами в той же католической церкви стояли кардиналы, которых было много и Папа Римский, но назвать так главу придуманной церкви, да еще и явно антагоностичной было бы странно и некорректно, поэтому примем хоть Великого, хоть Верховного епископа как есть. Есть еще вариант Верховного архиепископа (Major archbishop), но это титул специфический, относящийся к восточной католической церкви и нам не подойдет.
Зато с другими представителями терраистской церкви все проще. Есть у нас Годвин и де Вилье, имеющие ранг архиепископа (archbishop), а второй еще и исполняет обязанности Генерального секретаря (acting general secretary) и епископ (bishop) Дегсби. Просто, со вкусом и понятно, что Годвин, возглавляющий отделение церкви на Одине и де Вилье, приближенный к Великому, явно выше рангом, чем Дегсби, работавший на Феззане гонцом и контролером одновременно.
- Имеет четко разработанную догматику и детализированный культ.
Нет религии без ритуала, без главной идеи, что объединяла бы в себя все верования. В конце концов, человек должен во что-то верить. И церковь, как зримое воплощение конкретной религии должна структурировать и кодифицировать все то разрозненное и витающее в воздухе, мыслях и идеях, чтобы из случайного набора домыслов, обычаев и суеверий сделать культ.
Но как писанный, так и неписанный культ вращается вокруг идеи божества/божеств. И церковь терраизма имеет такое божество в виде целой планеты - Земли, колыбели человечества, которую неблагодарные чада изуродовали и бросили, оставив бесцельно томиться на задворках истории. Конечно, некоторых это не устраивало, и Земля стала центром новой веры.
Интересно в этой вере то, что терраизм как религия очень политизирован. Есть религии, которые обещают личное спасение для одного, есть те, что связывают коллектив, а терраизм - как религия, кажется, не обещает конкретному человеку ничего явно для него выгодного. Только требует вернуться на Землю - мать всего человечества. И для этого необходимо уничтожить все созданные человеческой цивилизацией государства и наказать всех непослушных детей, что ослушались Мать-Землю. Так религия становится политикой. Очень современный взгляд на природу религии, если задуматься.
Однако терраизм интересен тем, что в сути своей он глубоко примитивен, ибо фундаментом религии служит поклонение богине-матери Земле. Первобытные люди, жившие на заре существования человечества, видели, что земля дает жизнь, укрывает и питает. На небо, где позднее, с развитием нашего вида, люди поселят бога-отца, они редко смотрели. А вот земля, дарующая жизнь и являвшаяся местом, куда уходит все живое после смерти, всегда была под ногами. Люди в мире ЛоГГ были куда более развитыми, они понимали концепцию целой планеты, а не клочка земли до горизонта под своими ногами, поэтому богиня-мать стала более конкретной, но от этого не стала менее грозной.
Но если эта «богиня-мать» не обещает устами терраистских проповедников ничего конкретного, а просто требует вернуться к ней, то чем же терраизм так привлекал своих последователей, что они были готовы убивать и умирать, бросать прежнюю жизнь и откликаться на зов Земли? К сожалению, ни автор оригинальных книг, ни авторы сериала не дали более развернутого ответа на этот вопрос, только намеки, скрытые за наркотическими парами. Но списывать фанатизм только на наркотик, значит забывать о том, что изначальное стремление людей приобщиться к этой церкви, было связано лишь с их внутренними побуждениями.
Ответ, как мне кажется, лежит во все тех же древних, самых примитивных верованиях людей, доживших и до наших дней. Великая богиня-мать хранит в себе огромные силы, которые манят человека. Мать охраняет и укрывает, утешает оскорбленных и униженных. Мать любит своих детей. Мы все на инстинктивном уровне понимаем саму суть этих древнейших верований, хоть и можем относиться к ним сегодня с величайшим скептицизмом. Но каждый из нас стремится к защите и безопасности, а мать-богиня обещает свое покровительство.
И терраисты, ловко играли на этом примитивном стремлении людей. Надо полагать, что в свои сети они ловили в первую очередь не особо благополучный контингент. Обещая безопасность, силу, даже место в рядах тех избранных, что смогут приобщиться к центру и колыбели человеческой силы они, как мне кажется, легко находили себе новых адептов. Накинуть на это парочку ритуалов, разработать иерархию и лозунги, и вот - готова новая грозная, но тихая сила, прячущаяся в тенях.
Терраизм - тоталитарное религиозное сообщество, требующий от своих членов полного подчинения. Это страшная сила, но вместе с тем эта сила не нова. В истории человечества были и будут возникать секты, церкви и культы, играющие на примитивных человеческих чувствах. В конце концов, кто из нас не хочет власти, безопасности и силы, недоступной другим?
От иных подобных культов терраизм отличается, на мой взгляд, своей тонкой гранью между религиозным течением и политическим. Одно перетекает в другое в масштабах всей освоенной человеком ойкумены, порождая чудовище хоть и страшное, но занимательное.