Как заставить читателя сочувствовать протагонисту. Часть 2

Nov 18, 2011 06:41




«[Герой] понял, что он пытается наблевать, но из его организма, предусмотрительно не поевшего перед атакой, ничего не выходило»
Из рукописей начинающих авторов

Продолжаем разговор о сочувствии протагонисту, начатый вчера. Напомним, мы говорили о том, что герой, на которого хочется быть похожим, может быть:
1) профессионалом, умельцем;
2) хорошим, добрым.
Что еще?

3) Герой наделен чувством юмора

Человек, способный иронизировать над своей погубленной жизнью. Едко, но метко высмеивающий окружающих. Разыгрывающий ассистента-простака и тут же разоблачающий собственный розыгрыш. Такие герои нам интересны.

Но здесь легко перегнуть палку. Все мы не раз читали опусы, в которых герой прихихикивает над всем и вся. Гогочет над кучей трупов, стебается над любовью подруги, ухмыляется, предавая соратника. Показной цинизм - один из элементов подросткового бахвальства - кажется эффектной фишкой текста и, возможно, является таковой для узкой части общества - детей лет 12-14, не отягощенных рефлексией и этическими вопросами.


Кстати, вариант этой характеристики: герой смешной, вызывающий смех. Все любят Чарли Чаплина. Коломбо - забавный сыщик, который продержался на экране несколько десятков лет.

4) Герой несправедливо обижен

Коп стремится доискаться правды в любом деле, подбирается к сильным мира сего - и начальство отстраняет его от работы. Честная жена избегает соблазнения - отвергнутый поклонник устраивает ей подставу. Бывшая супруга отсудила дом и отобрала детей. Коллега украл талантливые работы и выдал за свои, благодаря чему получил славу и богатство, а героя уволили. Продолжать?

Конечно, здесь переборщить еще проще. Оторвем протагонисту ногу - читателю придется ему сочувствовать. Сопереживание ослабло? Оторвем руку, выцарапаем глаз, еще чего-нибудь отчекрыжим. Нарисуем героиню безропотной жертвой, которую (привет «Крылову») по ходу сюжета насилует каждый очередной подонок. Сделаем персонажа едва живым сироткой-заикой.

Стремясь обидеть героя, не забывайте - он должен оставаться интересным и действующим. Физическая «обида» - мощный фактор, но моральная - куда более сильный.

5) Простые человеческие ощущения

Мы часто забываем, что кроме разума, у нас есть психика и тело. Мы не ошиблись, именно так: разум отдельно, психика отдельно. Ребенок может знать, что в шкафу пусто, но тем не менее боится даже смотреть в ту сторону в темноте. Девушка знает, что ее новый приятель - аферист, но чувствует привязанность и верит, что уж с ней-то он исправится.

Тело у героев современных книг зачастую просто отсутствует. Герои не натирают ноги, не ломают пальцы, не обжигаются чаем, у них не выскакивают прыщи на носу (о, прекрасная принцесса с прыщами на носу - это увлекательно!). Им не холодно, не хочется спать, они способны скакать на лошади сутки напролет (мы уже не говорим о лошади), после чего снести голову главзлодею и тут же без перехода соблазнить красавицу.

То, что ощущает ваш герой, делает его ближе читателю, более человечным. В конце концов, у каждого когда-нибудь болел живот!

И последнее. Можно попытаться намешать все варианты разом: сделать суперпрофи с чувством юмора, на которого свалилась куча несчастий, а он тем не менее за справедливость. И, да, хромого и одноглазого! Но вместо героя, с которым читатель способен прожить десяток томов, легко получить чудовище Франкенштейна, от которого захочется отвести взгляд.
Один из вечных советов: все хорошо в меру.

Если вы знаете другие способы сделать героя, которому будет сопереживать читатель, делитесь!

герой, технические приемы

Previous post Next post
Up