Детектив vs Процедурал

Nov 21, 2011 10:09




«...потерпевшая была найдена в изнасилованной позе...»,
«...когда он приставал ко мне его член находился в нетрезвом состоянии»...»
Объяснение потерпевшей: «мне нравится разнообразная сексуальная жизнь, а множество партнеров придают ей необычность и буйство красок восприятия сущности женского предназначения»
Из протоколов следствия. Утащено отсюда

Мы привыкли называть детективом любое произведение, в котором расследуется преступление. В библиотеках, где такого рода литературы необъятное море, вводят дополнительные классификации: «полицейский детектив», «крутой детектив», «шпионский детектив» и даже «криминальный детектив», что выглядит загадочным уточнением, ибо некриминальных детективов - капля в океане.
Но такая классификация имеет отношение скорее к атмосфере произведения, чем к особенностям сюжета. Пожалуй, достаточно четко выделяется лишь триллер, которому мы дали бы определение: «Триллер - это детектив, в котором сыщик сам заинтересован в результатах расследования».

Киношники делят следовательский жанр иначе. Они считают, что есть направление «детектив», а есть - «процедурал». В чем отличие?

Детектив - интеллектуальная игра, поединок между преступником и сыщиком. Расследование, конечно, основывается на уликах, но сыщик в детективе может не опрашивать свидетелей, а то и вообще не покидать кресла (привет Эркюлю Пуаро), может слегка нарушать закон во имя справедливости, а может вообще оказаться случайно втянутым в расследование, как многие герои Фрэнсиса, например. Если мы пишем/снимаем детектив, в каждой истории скорее всего будет одна история преступления и расследования.

В процедурале основа - показать ход расследования в реалистичных декорациях, заинтересовать читателя/зрителя обстановкой. Герои процедурала - люди на службе, они не просто решают интеллектуальные загадки, но обязаны соблюдать процедуру. Направление это весьма широко - от классического детектива Вайнеров или Марининой до мрачных триллеров Герритсен или Паттерсона.
Героем процедурала не может быть частный сыщик или человек, случайно замешанный в деле. Так что Фрэнсис, например, процедуралов не пишет. Герои Бушкова, даже если являются представителями официальной организации, весьма далеки от соблюдения правил - это также не процедурал.
В каждой книге/серии процедурала параллельно расследуется два-три преступления. Это позволяет полнее показать рабочие будни героев.

По сути, процедурал близок к старому доброму производственному роману, разве что в первом случае процедура является скорее антуражем, а во втором - обязана быть двигателем развития драмы.

При этом общее у детективов и процедуралов, несомненно, есть: в основе каждой истории лежит загадка (преступление для следовательского жанра, невероятное происшествие - для мистического). И к финалу мы эту загадку разгадываем.

Процедуралы бывают:
- полицейские: часто они называются «полицейскими детективами»; в таком жанре написано большинство детективов Марининой;
- медицинские: как известно, «House M. D.» родился из историй, публикуемых в газетной колонке;
- судебные: все помнят гарднеровского Перри Мейсона, другие его циклы - тоже процедуральные, хотя героем может выступать не адвокат, а прокурор;
- мистические: например, «X-files»;
- и т. д.

Жанр процедурала нынче весьма популярен на телевидении: «X-files», «Доктор Хауз», «CSI», «Части тела», «Декстер», «Хорошая жена», «Прослушка» и наши «След», «Улицы разбитых фонарей» - все это процедуралы разных направлений и стилей. При этом процедура вовсе не обязана быть достоверной, а в основе каждой серии все равно лежит драматическая ситуация.

Интересно, что в фантастическом жанре процедуралов немного, и это понятно: кроме собственно антуража и фантэлементов приходится продумывать новые профессиональные отношения и правила. Зато - вот вам непаханное поле. Может, через пару лет мы прочитаем ваш роман-процедурал о расследовании ментальных преступлений робокопами в далекой-далекой галактике!

Подумайте, какие еще типы расследований вы можете придумать?

писательский инструментарий

Previous post Next post
Up