Над выдумкой слезами обольюсь

Nov 17, 2011 11:08

Как заставить читателя сочувствовать протагонисту



«Внутри нее что-то оборвалось, и перед внутренним взором проскочили какие-то картинки, похожие на фрагменты жизни»
Из рукописей начинающих авторов

Итак, вы придумали героя: супермена с десятком бластеров в каждом кармане; циничного маргинала с необъятным внутренним конфликтом; задавленную жизнью и затюканную мужем, но поэтичную в душе фею. Вы разработали структуру, протащили героя через десятки барьеров, вознесли конфликт на недосягаемую высоту в кульминации...

«Ничотак», - скажет читатель, пожевывая вашу книжку по дороге на работу. И отложит до завтрашней пробки.
А хочется, чтоб «ого-го». Чтоб на ходу продолжал вчитываться, на эскалаторе из рук не выпускал, на работе в ящике стола прятал от бдительного начальства и присасывался к вашему сюжету, невзирая на недописанный отчет и недоделанный эскиз.
Хочется ведь?

Изучаем отзывы: от друзей до форумных троллей. Не то, чтобы ругают. «Нормально», - говорят. Нормально - не наш выбор. Начинаем допытываться: тема не раскрыта? Концовка завалена? Антураж плохо прописан?
«Да не, - отвечают. - Нормально. Не мое просто. Не ассоциируюсь с героем».

Упс.

С одной стороны, писатели верят, что думать о читателе - полезно в развлекательном бизнесе, а не в серьезной литературе. Да и вообще не барское это дело - проектировать реакцию публики. С другой... для кого мы издаваться-то собираемся? И вспомните последние произведения, от которых вы не могли оторваться в три часа ночи, отложить под угрозой увольнения и ухода супруга из дома. Мы почти уверены, что в них вы горячо и отчаянно сочувствовали герою.

Чтобы сочувствовать, надо понимать и принимать. Сложно ассоциировать себя со склизкой шестиглазой улиткой, но если улитка рвется между долгом и любовью - это уже ближе к общечеловеческим вопросам (хотя на кой, спрашивается, в этом случае автору делать ее шестиглазой).

Давайте разберемся, какие характеристики с достаточной вероятностью заставят нас сочувствовать герою.

1) Герой - профессионал

От доктора Хауза до Чичикова (последний, заметьте, высокопрофессиональный мошенник, умеющий подобрать ключик к кому угодно). Нам импонирует то, что герой на три головы выше любого оппонента, что он способен найти профессиональное решение в немыслимо сложной ситуации. В конце концов, за профи на работе просто интересно наблюдать, особенно если он раскрывает тонкости своего дела.

Это, пожалуй, единственная характеристика, с которой невозможно переборщить. Разве что напомним: профессиональные умения нужно использовать в сюжете. Скрипач, который весь роман размахивает дубинкой и ни разу не воспользовался уникальными навыками (музыкальный слух, чувствительность пальцев, знание классической музыки) - странный персонаж.

2) Герой - хороший, добрый парень

Подавляющее большинство нас понимает разницу между добром и злом и внутренне стремится быть хорошими. Злой аватар-завоеватель в компьютерных играх в этом смысле только подтверждает правило и служит сублимацией подросткового бунта. Человек, играющий на стороне добра и справедливости, невольно вызывает наше сопереживание.

При этом, понятно, надо остерегаться благодушных мерзавцев и добреньких идиотов. Человек может из лучших побуждений взорвать к чертям планету, а охваченный низменными страстями, спасти мир от больших неприятностей. Но это уже скорее к вопросу о сложных характерах.

Завтра мы продолжим разговор.

герой, технические приемы

Previous post Next post
Up