Декларация верных
[1].
Следует, чтобы все верные Христовы знали об этом: из-за клеветнических речей некоего гаратиста, много хваставшегося перед нашими друзьями, я «возмутился»
[2] - так поступал Сатана с самим Господом, как сказано в Книге Иова: «А ты возмущал Меня против него…» (Иов.2:3) - и писал против него, хотя на самом деле мне не следовало об этом заботиться. Но я могу повторить, с помощью Иисуса Христа, то же, что говорит пророк: «Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя». (Пс.7:17). Теперь же, отныне, я желаю, чтобы Вы, Альб
[3], знали, Вы и все Ваши гаратисты, что если вы пожелаете поддержать и защищать (публично) - свидетельствами, взятыми из Библии - вашу веру и то, что вы так часто проповедуете перед своими верными, а именно: «что Дьявол испортил четыре элемента, небо, землю, воду и огонь; что он изначально создал из них мужчину и женщину и все видимые тела этого мира» - то лично я готов поддержать и защитить свою собственную веру, которой я публично учу верных Христу, согласно свидетельствам Закона, Пророков и Нового Завета, которые я полагаю истинными, и которые на самом деле являются выражением истины, а именно: «что есть злое божество, сотворившее «небо и землю, рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся… и всякую птицу пернатую по роду ее…мужчину и женщину…человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 1:21, 27; 2:7); и все, что мы читаем в Бытии, было создано этим божеством». И если вы примете мое предложение, то выберите удобное и подходящее место для такой встречи, и знайте, что с помощью истинного Отца я готов, как я уже заявил, защитить свои тезисы.
Уведомление (сделанное для Гаратистов)
[4].
Я желаю, чтобы Вы, Альб, знали еще вот что: мне стало известно от Пьетро Феррарского
[5], что именно Вы заявляли ему, не будучи в состоянии подтвердить Вашу веру Новым Заветом (а именно: что «Дьявол исказил четыре элемента», «что он создал мужчину и женщину» и прочие подобные вещи). Вот почему я заявляю Вам, Вам и всем Вашим гаратистам, что если Вы будете расположены публично признать это перед всеми нашими друзьями и верными, то Вы не сможете доказать, исходя из Писания, что Ваша вера истинна - та самая, которую Вы считаете благой и единственно содержащей истину. Повторяю, что если Вы согласитесь сделать такое признание, то знайте, что я имею намерение подтвердить текстами, которые, как я считаю, содержат истину, и обосновать Святым Писанием свои убеждения, а именно: «что это божество, которое я считаю злым, создало небо, землю и другие вещи, о которых мы говорили выше». И если Вы не желаете расписываться в своем бессилии, тогда защитите свою веру - свидетельствами, которые Вы считаете истинными, и которые Вы сможете применить тем же образом, как и я, защищая свои. Но если Вы не заботитесь о том, чтобы защищаться, то это воистину удивительно, что с одной стороны Вы претендуете на то, чтобы излагать людям свою теорию (что дьявол испортил четыре элемента Господа Истинного Бога, и что из этих элементов Он изначально создал тела видимого мира), в то время, как Вам невозможно убедительно обосновать ее текстами, которые Вы сами считаете верными и истинными; а с другой стороны, Вы упорствуете в том, чтобы отбросить мою доктрину, хотя она весьма благочестива, а я в состоянии неопровержимо доказать ее свидетельствами Закона, пророков и Нового Завета.
Итак, противникам истины стоит умолкнуть, и больше не осмеливаться произносить подобных утверждений (раз они неспособны защитить их)!
Другие аргументы против Гаратистов.
Я предлагаю следующие аргументы против Гаратистов: они заявляют и утверждают всякий день, что Дьявол, с начала мира, исказил четыре элемента Господа истинного Бога - небо, землю, огонь и воду. Если то, во что они верят, правдиво - как они учат и очень часто проповедуют своим верным - то я поставлю Гаратистам такой вопрос: пусть они мне сначала скажут, было ли искажение элементов истинного Господа Бога, осуществленное Дьяволом, по сути своей благим и святым, или наоборот, дурным и преисполненным тщеты. Если они ответят мне: оно было благим и святым, то я буду это отрицать. Потому что если это правда, то на самом деле их вера лишена основания; они совершают ошибку, поддерживая идею, что дьявол исказил четыре элемента истинного Бога. Потому что такого не может быть: благое и святое деяние никогда не исказит святые элементы истинного Бога. Если Гаратисты принимают предыдущий тезис, то они должны принимать также и то, что создание мужчины и женщины, совершенное - как они верят - Дьяволом в начале мира, и давшее жизнь всем видимым телам, тоже должно быть благим и святым. Но тогда это полностью противоречит их вере, потому что они утверждают и проповедуют, что телесный союз мужчины и женщины является грехом и не в согласии с волей Божьей. Почему они тогда отвергают мясо, яйца и сыр, созданные из тех же святейших элементов, если правда, что искажение - или творение - осуществленное Дьяволом, было изначально благим и святым? Из всего этого следует то, что на самом деле не так уж трудно опровергнуть подобную теорию.
Если, наоборот, они мне ответят: «Это искажение - или видоизменение - совершенное Дьяволом со святейшими элементами истинного Господа Бога, было дурным, преисполненным тщеты и против воли Божьей» - что, без сомнения, они на самом деле заявляют и во что верят, - то я опротестую их утверждение. Я вновь спрошу их: это суетное и дурное искажение четырех элементов - если принять на веру то, что оно было учинено Дьяволом - было ли оно по воле святейшего Отца или абсолютно против Его воли? Если они ответят мне: «Искажение святых элементов произошло по воле Господа, ибо мы не верим, что Дьявол смог исказить святые элементы против воли Божьей», то я опротестую их тезис. Поскольку они предполагают, что Бог может иметь злую волю, если Он пожелал, чтобы дурное и преисполненное тщеты искажение совершилось с Его святыми элементами указанным образом. Если они мне ответят: «Воля Божья была благой и святой, когда Он возжелал искажения элементов, потому что вследствие этого искажения или творения - было установление Его Царствия, через союз мужчины и женщины»; тогда они должны со всей неизбежностью допустить, что телесный союз полов тоже является благим и святым, ведь именно благодаря ему - а не каким-то иным образом - Бог замыслил восстановить Свое Царствие, посылая новые души в тела. Но, если бы это было так, Гаратисты не стали бы осуждать дела плоти, благодаря которым творятся новые души
[6], однако же они это постоянно делают. Если же они, наконец, скажут: «Конечно же, мы верим, что это искажение - или видоизменение - святых элементов произошло против воли Божьей», то тогда они должны со всей необходимостью допустить, что существует иное начало, начало Зла, способное исказить четыре элемента Святого Творца даже против Его воли. Ибо никакое искажение не может совершиться, если существует только одно начало начал, и если Дьявол был сотворен Господом истинным Богом; да и Дьявол, в таком случае, не может изменить природу святейших элементов против воли свого Господина. И в заключение: несомненно, существуют два начала всех вещей: одно благое, другое дурное; и это последнее является причиной искажения святых элементов, а также всякого зла. А Гаратисты снова оказываются узниками собственных весьма обманчивых умствований.
Тогда, возможно, они вскричат: искажение святых элементов - скажут они - было совершено не по воле Господа и не против Его воли, но с Его позволения, и потому, что Он дал этому свершиться. Тогда мы спросим Гаратистов: это позволение и попущение, завершившееся искажением святых элементов, было благим и святым, или дурным и преисполненным тщеты? Если они нам скажут: «Это позволение было благим и святым», то из этого с необходимостью следует, что эти элементы вовсе не были искажены, да и не могли быть - ибо были созданы благими, а это позволение само было благим и святым. Тогда создание мужчины и женщины - дело Дьявола, по их собственной вере - тоже является благим и святым: но это полностью противоречит их вере. Но если они скажут иначе: «Это данное Богом позволение было дурным и суетным» - а очевидно, что так оно и есть - тогда этот Бог, давший такое весьма дурное и преисполненное тщеты позволение, сам является причиной зла, и, как говорит Апостол: «делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют». (Рим.1:32); но невозможно думать так об истинном Боге. Таким образом, следует с необходимостью принять, что существует начало Зла, из-за которого истинный Бог вынужден был допустить и терпеть это искажение Своих святейших элементов, весьма дурное и преисполненное тщеты, происшедшее абсолютно против Его воли. Сам же истинный Бог никогда, по сути и непосредственно, не может быть причиной подобного искажения.
Таким образом, в любом случае (какой бы ответ они не подготовили), Гаратисты запутываются в собственных противоречиях.
[1] Или: вот, что заявляют верные (?): в рук. De manifestatione fidelium.
[2] Автор извиняется за то, что уступил мимолетному гневу, «дьявольскому» побуждению.
[3] Рук.: Alb. Альбертус или Альбанус? Нам ничего не известно об этом персонаже (см. Dondaine, op.cit., p.28).
[4] В рук.: De noctitione; с исправлением Дондена: notificatione.
[5] Об этом Пьетро Феррарском нам больше ничего не известно (Dondaine, Op.cit., р. 28).
[6] Гаратисты считали, что все души происходят - путем рождения - от первого ангела, заключенного в материю для временного наказания за падение; Альбаненсы же - что все души пали в материю одновременно (см. Dondaine, Op.cit., р. 25). Но, как говорится в заметке на полях, переписанной Донденом (р. 137), эти души, сотворенные вечными (quae antiquitus facte fuerunt), удерживаются Дьяволом в резерве, постепенно вселяясь в тела в момент рождения (et cottidie modo efficiuntur).