КНИГА V. ПРОТИВ «GARATENSES»
Где дается бой тезисам «Garatenses»
[1].
Я намереваюсь изложить здесь второе опровержение
[2] теории Garatenses, которые часто пишут, похваляясь: «Вы, «Альбаненсы»
[3], не в состоянии продемонстрировать нам свидетельствами из Писаний, что только злой Бог мог сотворить небо, землю и весь видимый мир, как вы, однако, ежедневно и публично учите.» Я считаю, что следует им ответить коротко
[4]… поскольку и сарацины, и христиане («крещенные лишь водой»), и евреи, и татары, и верные иных религий мира сего, все они каждый день спорят из-за того, что между ними существуют огромные различия - хотя все они верят в одно начало, святое, благое и милосердное; тем не менее, они всегда ругаются, входят в распри, осыпают друг друга оскорблениями, и обращаются друг с другом со страшной жестокостью, хотя они ведь должны признавать, без всяких сомнений, друг друга братьями и детьми одного творения - и я считаю, что тем самым для мудрых, их преисполненная тщеты теория уже опровергнута достаточно ясным способом.
Где дается понятие о невежестве «Garatenses».
Итак, теперь я желаю указать людям просвещенным на нелепости гаратистов: хотя они верят, как и остальные, что существует только единственный святейший Творец, тем не менее, они постоянно и неоднократно проповедуют, что существует также и другой Бог - злое божество, князь мира сего, который, как они говорят, был вначале творением благого Бога; но впоследствии он испортил четыре элемента
[5], созданных истинным Богом, и из этих элементов сформировал и образовал вначале мир, затем мужчину и женщину и все другие видимые тела, от которых произошли все создания, поныне царящие на земле.
Но поскольку их теория представляется в глазах мудрых людей лишенной всякого основания, я прошу их сказать нам, каким образом они могут подтвердить ее свидетельствами из Писаний, и где мы можем найти те отрывки, в которых подтверждается то, чему они открыто и публично учат; в какой книге, в чьем догматическом изложении, наконец, в какой части Библии они обнаружили, что «злой Бог испортил четыре элемента благого Бога и создал в начале времен мужчину, женщину и все другие тела - птиц, рыб, рептилий и млекопитающих - сущие в этом мире», как они утверждают публично и проповедуют людям.
Возможно, они ответят: «Конечно, мы можем доказать, что злой Бог создал мужчину и женщину, и в принципе, все другие существа, тела которых были созданы им. Разве этот злой Господь не сказал мужчине и женщине, птицам и скотам, и в общем, всем плотским существам: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28)? Разве он не сказал рыбам: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях» (Быт.1:22), как, без всякого сомнения, можно прочесть в Книге Бытия? В той же книге мы видим, что этот Бог - которого мы считаем злым - сказал еще: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26), и еще: «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт.1:25); и еще далее: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:22). И тот же Бог говорит: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24); и Христос в Евангелии от святого Марка говорит: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их»; и еще Он говорит: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть…и так далее (sic)» (Мар.10:6-8).
Вот так наши гаратисты считают, что могут подтвердить - вышеприведенными цитатами и многими другими, подобными им - что злой Бог вначале создал видимые тела мира сего. Я бы мог допустить, в той мере, в какой это вообще возможно, их объяснение, если бы они считали, что эти свидетельства являются абсолютно достойными веры. Но в таком случае они должны сразу же сказать, действительно ли они верят или нет, и желают ли они принять за истину или нет эти приводимые свидетельства
[6], а также другие слова, сказанные в Книге Бытия. А когда они скажут мне: «Нет, потому что этот Бог - злой, и не стоит ни в малейшей степени доверять его словам», я им отвечу: «Значит, вы не можете привести никакого взятого из Писания доказательства в подтверждение ваших тезисов, вопреки тому, что вы все время заявляете. Каким образом тогда, и по какому праву вы можете учить, если вы не способны сослаться ни на один аргумент из божественных Писаний, для подтверждения своей правоты?» Но они могут сказать мне: «Мы действительно верим, что речь идет о злом божестве, однако, мы считаем, что свидетельства, приведенные нами, - истинны, и что, как это написано в Книге Бытия, злое божество создало видимые вещи этого мира, как это было уже сказано выше». Я им тогда отвечу: «Если вы можете подтвердить свидетельствами из Книги Бытия - как вы это постоянно повторяете - вашу теорию о том, «что злой Бог испортил четыре элемента, и что в начале мира он сотворил мужчину и женщину, и все плотские тела», то почему вы так ожесточенно обвиняете нас каждый день в том, что мы не можем продемонстрировать вам существование злого творца? Почему для нас невозможно недвусмысленно показать, теми же цитатами из Книги Бытия, на которых вы основываете собственную теорию, что этот Бог - которого вы ведь считаете злым - является творцом неба и земли, и всего видимого универсума? Мы читаем в Книге Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста». (Быт.1:1,2); и еще: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее». (Быт.1:21); и еще здесь: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт.1:27); и еще: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». (Быт.2:3); и наконец: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». (Быт.14:18-20). Таким образом, свидетельствами из Книги Бытия и умозаключениями, которые мы используем, чтобы убеждать гаратистов, мы можем ясно доказать, что существует злой творец, создавший небо, землю и все видимые тела, в согласии с тем, что было сказано выше, в Книге Бытия, по поводу этого злого творца.
Обо всем творении
[7].
Но, возможно, один из них - неважно кто
[8] - возразит нам: «Почему бы нам не счесть, что существует лишь единый Бог, сотворивший и создавший все вещи - видимые и невидимые, - разве не написано в Евангелии от святого Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Et sine ipso factum est nihil, quod factum est) (Иоан.1:3)? И Павел сказал в Деяниях Апостолов: «Я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем… от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян.17:23,24,26). Апостолы говорят в тех же Деяниях: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» (Деян.4:24). И сказано в Откровении: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу…и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод». (Откр.14:7). Апостол говорит Евреям: «А устроивший все [есть] Бог». (Евр.3:4). И вот такими свидетельствами и иными подобного рода они, вероятно, попытаются нас убедить в том, что существует только один Творец и Создатель всех вещей.
На это возражение я отвечу следующим образом: если правда то, что Господь истинный Бог изначально создал мужчину и женщину, птиц и животных, и все остальные видимые тела, отчего же вы каждый день осуждаете дело плоти и союз мужчины и женщины, утверждая, что он является созданием дьявола? Отчего вы не едите мяса, яиц и сыра - всего, что создано вашим прекрасным Творцом? И отчего вы так сурово осуждаете тех, кто все это едят, если вы верите в то, что существует только один творец и создатель всего, что есть? Не удивительно, что Римляне
[9] часто противопоставляют нам авторитет святого Павла, писавшего Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно» (1Тим.4:1-4). Но вы
[10], вы же в таком случае каждый день отвергаете творение Господа истинного Бога, если верно, что всеблагой и милосердный Бог создал и сотворил мужчину и женщину и видимые тела этого мира.
[1] “Garatenses”, или Гаратисты из Конкореццо, были умеренными дуалистами. Нет сомнений, что они взяли свое имя от епископа Гаратуса, предполагаемого основателя Церкви Конкореццо.
[2] Первый документ был утрачен (Dondaine, Op.cit., p.28).
[3] Альбаненсы, точку зрения которых защищает здесь наш автор, были абсолютными дуалистами.
[4] Здесь явно не достает фразы после слова коротко (то есть, в рукописи между respondendum и sed. Эта лакуна делает неясным смысл всего параграфа, который, возможно, является следующим: «Люди, которые верят, что существует только одно начало (святое и благое), сами являются доказательством, из-за остервенелой жестокости, с которой они борются друг с другом, что существует другое начало, начало Зла (?).
[5] Garatenses считали - как и почти все умеренные дуалисты - что благой Бог создал четыре элемента, или духовные начала материи.
[6] Умеренные дуалисты отбрасывали почти весь Ветхий Завет (за исключением Книг Премудрости и Пророков). Напротив, Джованни де Луджио и Альбаненсы признавали авторитет всего Писания.
[7] De omni creatione, то есть: почему единый Бог не сотворил всё?
[8] Indiscretus, «неотличимый от иных». Гаратисты в этом пункте были едины.
[9] Речь идет о сторонниках Церкви Римской.
[10] Имеется в виду: «Вы противоречите сами себе: вы отвергаете…»