Теория отражения по Николаю Олейникову

Sep 10, 2013 16:43

Николай Олейников принадлежит к тому типу художников, чьи работы категорически нельзя показывать, не представив его самого. Как Хармс, он превратил свою жизнь в искусство, но только в искусство после всех его смертей, связанных со все нараставшей в течение XX века «потребностью в комментарии» (Арнольд Гелен). Сказать, что Олейников работает в технике монументальной фрески, которыми испещрил добрую часть городов и весей всего мира - это не сказать ничего из того, чтобы нам пригодилось для дальнейшего понимания его графических работ в малой форме. Поэтому зайдем с другой стороны.



Художник буквально «крадет» с каждого радикального дискурса по нитке: наносит на черную ткань аккурат под палящим «калашниковым» цитаты «Никто в мире не скажет, что феминизм - это что-то конкретное <…> он очень многолик и многообразен» (Вера Акулова), обозначая собой редкий в России тип мужчины-феминиста. Будучи отцом двоих детей, расхаживает как заправский квир в разноцветных юбках и всевозможных украшениях, солидаризируясь с ЛГБТ-движением. Участвует в антифашистском движении «Комитет 19 января», созданном после убийства Стаса Маркелова и Анастасии Бабуровой. Создает Майский конгресс творческих работников, призывая этих самых работников вступать в него и бороться за достойные условия своего, пусть творческого, но труда.
Это все в корне отличает Олейникова от мейнстримовой сегодня фигуры «политического художника», набор функций которой в современном искусстве сложился в Европе после мая 1968 года и стал своеобразным жупелом неолиберального поворота. Для политического искусства была создана целая инфраструктура со своей системой институций и грантов, практически безболезненно могущая осуществлять изнутри этого своеобразного автономного гетто критику всего и вся. Но эта система очень пошатнулась уже в нулевые годы, как в связи с серией глобальных финансовых кризисов и цветных революций, так и в связи с общей тенденцией к сокращению расходов на содержание этого все более громоздкого и неэффективного амортизатора капиталистического мира.

читать полностью. здесь:

http://art1.ru/art/teoriya-otrazheniya-po-nikolayu-olejnikovu/

активизм, Роман Осьминкин, статья, ангажированность, contemporary art, искусство, Николай Олейников, activism, politics art, политика. культура

Previous post Next post
Up